Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отрасль машиностроения довольно долго оставалась в состоянии совершенной конкуренции. Но экономический кризис 2013 г. заставил многие компании скорректировать свою стратегию развития. Это привело к снижению числа активных компаний на рынке. Одни отказались от стратегии роста и заняли выжидательную позицию, другие вовсе ушли с рынка. 
Отрасли проектирования, строительства и нефтегазового сервиса объединяет факт значительного повышения уровня конкуренции среди предприятий отрасли. Во многом это объясняется отсутствием инвестиций со стороны традиционных заказчиков и снижением объемов государственного заказа. В отличии от отрасли машиностроения, проектные организации, строительные и сервисные компании отказались от стратегии выжидания и сконцентрировались на стратегии географической диверсификации и расширению линейки указываемых услуг. Стратегия выхода на новые для себя рынки подтолкнула эти компании к необходимости снижению цен на свои работы. Снижение спроса на услуги проектных организаций, сервисных и строительных компаний с одной стороны, и их позиция минимизации цен с другой стороны, во многом обострили уровень конкуренции в этих отраслях. 
Отрасль АПК стала привлекательной для инвестиций и развития после ответных мер Правительства РФ на введенные ЕС и США санкции в отношении России. Это и вызвало увеличение конкуренции в отрасли. 
Особо следует выделить ситуацию с уровнем концентрации конкуренции в банковском секторе. К примеру в период 2014-2017 гг. ЦБ РФ отозвал лицензии более чем у 200 банков. Это много, тем более что количество банков в РФ не превышает 1000.

Из 16 рассмотренных отраслей в 2017 г. только отрасль машиностроения продолжит тренд на консолидацию предприятий отрасли. Отрасль промышленно-инфраструктурного и гражданского строительства, а также отрасль жилищно-коммунального хозяйства будут двигаться в сторону увеличения конкуренции между предприятиями отрасли. Уровень концентрации конкуренции в других отраслях не будет значительно отличаться от уровня конкуренции 2016 г. 

На основании выше изложенного можно сказать, что результаты маркетингового исследования могут служить обоснованием выбора стратегии развития предприятия, выбора стратегии диверсификации основной деятельности или быть востребованными при оценке альтернатив вложения инвестиций.  Для отраслей с олигополистической конкуренцией следует помнить, что недостаток конкуренции на внутреннем рынке России вполне компенсирует конкуренция на мировом рынке.


Глава 3. Ответственность за недобросовестную конкуренцию

В России введена уголовная и административная ответственность за недобросовестную конкуренцию.

Надзирает за соблюдением антимонопольного законодательства федеральная антимонопольная служба через свои территориальные управления. Именно она уполномочена рассматривать административные дела о нарушении запрета на недобросовестную конкуренцию, выносить постановления и выдавать предпринимателям предписания с требованием устранить нарушения Закона о защите конкуренции.

  1. Административная ответственность

Если акт недобросовестной конкуренции не попадает под уголовно-наказуемое деяние, предприниматель привлекается к административной ответственности.

За совершение акта недобросовестной конкуренции может быть назначен только штраф. Санкции, предусмотренные ст.14.33 КоАП РФ не предусматривают назначение такого вида наказания как конфискация, административное приостановление деятельности и пр. [3]

В ст.14.33 КоАП РФ ч.1 ограничивается штрафом до 500 000 рублей, ч.2 устанавливает возможность взымать штраф пропорционально полученной правонарушителем выручки от реализованного товара. [3]

Срок давности привлечения к ответственности за недобросовестную конкуренцию составляет один год. Считавшийся, акт за совершение недобросовестной конкуренции может носить как однократный, так и длящийся характер, возникает необходимость каждый раз определять момент с которого стоит исчислять срок давности.

В антимонопольной службе определен специальный порядок привлечения предпринимателей к ответственность о нарушении.

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службы материал передается на рассмотрении специальной комиссии, которая заслушивает мнения сторон, изучает представленные сторонами материалы и принимает решение. Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке и (или) в порядке подчиненности. Обжалования решения представляется особенно целесообразным в случае, если на его основании предпринимателю выдано предписание об устранении нарушений Закона о защите конкуренции, так как подача жалобы в суд приостанавливает исполнение предписания.

Следовательно, предписание является властным ненормативным актом должностного лица, может быть предметом судебного обжалования. Также решения ФАС и предписания могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня его вынесения или со дня, когда Вам стало о них известно.


Основанием к возбуждению дела об административном правонарушении является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства. При необходимости проводиться административное расследование.

По завершению административного расследования составляется протокол и постановление о назначении административного наказания. Данное постановление может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10 суток с момента его получения.

  1. Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за недобросовестную конкуренцию возможна в том случае, если действиями правонарушителя гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб (от 5 000 000 рублей и выше), либо им получена выручка в таком размере. Расследованием уголовных дел занимается специальные подразделения в составе полиции, в порядке установленном УПК РФ.

Таким образом,  можно сказать, что государственная конкурентная политика в основном сводилась к антимонопольному регулированию, меры направленные на поддержку конкуренции носят декларативный характер.

Заключение

Конкуренция в переводе с латинского языка означает "сталкиваться" и значит борьбу между товаропроизводителями за более интересные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция осуществляет роль регулятора темпов и объемов изготовления, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, увеличивать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Целью недобросовестной конкуренции является приостановление конкурента, воспрепятствование получить преимущество запрещенными способами, либо точнее сказать, практически запрещенными, так как законодательством часто не упоминаются, то есть не перечисляются многие способы обеспечения превосходства.

К главным чертам недобросовестной конкуренции (действия предпринимателей) необходимо относить стремление достичь успеха в соперничестве не за счет своих достижений, а путем незаконного применения или итогов работы конкурента, или каких-либо мер воздействия, как непосредственно на фирму-конкурента, так и на окружающую среду, чаще всего ошибочными либо вводящими в заблуждение утверждениями.

Понятие недобросовестной конкуренции, закрепленное в законодательстве, включает огромное число квалифицирующих свойств, которые воспринимают его не только трудным для представления, однако и затрудняют его использование на практике.


Помимо таких способов пресечения недобросовестной конкуренции как указание антимонопольного органа, контрреклама, отзыв товара от покупателя, недействительность сделок, признание недействительным акта правительственного органа или органа местного самоуправления для увеличения эффективности указанных способов при использовании на практике необходимо непрерывное взаимодействие государственных органов, занимающихся проблемами недобросовестной конкуренции, защиты интеллектуальной собственности, таможенных и других органов между собою.

На основании можно сказать что, сочетание государственного контроля и контроля самих хозяйствующих субъектов за добросовестным осуществлением конкурентной борьбы в целом при исполнении предпринимательской работы также могло бы оказаться крайне результативным.

Список литературы

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996№ 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) п.1 ст.1065.
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.04.2018).
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.12.2017).
  4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017)"О защите конкуренции"
  5. Астанин В.В. Взаимосвязь недобросовестной конкуренции и коррупции: оценка реагирования и возможности оптимизации // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. - М.: Юрист, 2008, Вып. 8 Т. 3. - С. 43-46
  6. Бадмаев Б.Г. Исторические аспекты недобросовестной конкуренции // Финансовое право. - М.: Юрист, 2005, № 8. - С. 44-48
  7. Брюховецкий Н. Недобросовестная конкуренция // Право и экономика. - М.: Юрид. Дом "Юстицинформ", 2008, № 6. - С. 8-12
  8. Городов О.А. Понятие и общая характеристика недобросовестной конкуренции. /О.А. Городов // Современная конкуренция., 2009. - №6., - С.14-24.
  9. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие / Н.Ю. Круглова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 885 с.
  10. Кудинов О.А. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебное пособие / О.А. Кудинов. <http://www.knigafund.ru/authors/3995>, - Дашков и К., 2013., - 268 с.
  11. Лаврентьева Н.Б. Проблемы ответственности за недобросовестную конкуренцию // Эволюция российского права. Тезисы докладов 6 Всероссийской студенческой научной конференции (Екатеринбург, 25-26 апреля 2008 г.). - Екатеринбург: Изд. Дом "Урал. госу. юрид. акад.", 2008. - С. 78-80
  12. Пантелеева Н.В. Хозяйственное право: учеб. - метод. пособие / Н.В. Пантелеева. - Могилев: УО "МГУ им.А. А. Кулешова", 2013. - 109 с.
  13. Эриашвили Н.Д. Хозяйственное право: учебное пособие / Н.Д. Эриашвил, А.Г. Чепурного <http://www.knigafund.ru/authors/28799>., - ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право., 2012., - 383 с.