Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы недобросовестной конкуренции:

  1. все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров либо предпринимательской работы конкурентов, в том числе:
  • противозаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных использованные материалах, печатных изданиях и другой документации;
  • введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота либо их товаров;
  • противозаконное копирование внешнего вида товара иного хозяйствующего субъекта, за исключением ситуации, когда копирование продукта или его частей (узлов, деталей) обуславливается исключительно их техническим применением;
  • введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, в случае если другое не учтено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами;
  1. утверждения при исполнении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары либо предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в результате:
  • распространения хозяйствующим субъектом напрямую либо через иных лиц в средствах массовой информации, рекламных и других изданиях, через любые электронные средства массовой информации и другими способами ложных, неопределённых, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, экономическом состоянии. научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;
  • распространения хозяйствующим субъектом напрямую или посредством иных лиц в любой форме и разными способами заявлений, которые включают информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта или ею учредителя (участника, собственника имущества) либо работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров;
  1. указания либо принятия при исполнении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, качеств, метода и места производства, пригодности к применению либо числа товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения изготавливаемого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента посредством распространения хозяйствующим типом в любой форме и разными способами сведений, включающих ложные либо неточные сопоставительные характеристики личного товара и продукта конкурента, способные оказать влияние на свободу выбора покупателя при приобретении товаров либо заключении сделки;
  2. воздействия, противоречащие условиям законодательства о конкурентной борьбе, при исполнении предпринимательской деятельности, в том числе:

  • призывы, обращения к иным хозяйствующим субъектам, другие действия либо угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта напрямую или через иных лиц в целях бойкотирования либо препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке либо стремящегося в него вступить;
  • распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми методами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению либо предъявляемым к нему условиям в отношении качества, потребительских и других качеств;
  • действия хозяйствующего субъекта напрямую либо через иных лиц, направленные на противодействие формированию деловых связей соперника, на их нарушение либо расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
  • воздействия хозяйствующего субъекта непосредственно либо через иных лиц, нацеленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (либо) его делового партнера, в том числе на приобретение, применение, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия, или обеспечение работникам конкурента разных имущественных и других благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязательств или переходу на предполагающую такие блага работу.

1.4 Виды недобросовестной конкуренции

Существует несколько видов недобросовестной конкуренции:

  1. смешение между деятельностью (товарами, работами, услугами) конкурентов (паразитирование) - реализация, обмен либо другое введение в оборот товара с незаконным использованием итогов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, исполнения работ, услуг.

Правообладателями этих объектов считаются:

  • обладатели патентов на изобретение, промышленный образец, селекционное достижение;
  • владельцы свидетельств о регистрации товарного знака, символа обслуживания, названия мест происхождения товара, нужной модели;
  • владельцы фирменных наименований, которые не требуют отдельной регистрации и извлечения специального охранного документа;
  • обоснованные пользователи объектов промышленной собственности на основе соглашения с правообладателем, кроме названия места происхождения товара, владельцу которого не разрешено выдавать на него лицензии третьим лицам;

  1. дискредитация соперника и его деятельности (товаров, работ, услуг), целью которой считается приобретение эффекта в экономическом соперничестве за счет дискредитации конкурента перед потребителями и предпринимателями.
  2. нарушение работы конкурента - получение, применение, разглашение информации, составляющей коммерческую и должностную тайну и оберегаемую законом тайну и др.

На основании выше изоженного, конкуренция представлят соперничество за что-либо ограниченное, которое осуществляется не в соответствии с имеющими этическими нормами, традициями и законами. Причины возникновения конкуренции заложены в психологических человека особенностях.

Также следует отметить, что добросовестная конкуренция между фирмами за деньги потребителя невозможна, даже, если за соблюдением условий постоянно наблюдает соответствующий властный орган. На практике противоречия между компаниями (нередко порождаемые амбициями их лидеров) часто возобладают над общим интересом ради усиления собственных позиций. Договориться между собой удастся далеко не всегда. В результате напрашивается единственный вывод, что любая конкуренция — недобросовестна по определению.

Глава 2. Анализ недобросовестной конкуренции

2.1 Недобросовестная конкуренция в 2017 году

14 апреля 2017 года Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии, возглавляемый Ильичевым В.Е., принял решение о начале повторного антидемпингового расследования в целях установления обхода действующей антидемпинговой меры в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской народной республики и ввозимых на таможенную территорию стран ЕАЭС. 

С сентября 2009 года под их давлением на импорт начались гонения. Сначала была установлена специальная пошлина в размере 28%. В декабре 2010 года специальная пошлина была пересмотрена в сторону снижения до 9,9%, но был установлен ее минимальный размер – 1500 долл./тн. В реальности это привело к росту таможенных издержек и, начиная с 2011 года, импорт резко пошел вниз. В августе 2012 года пошлины были заменены на квоты. Квотирование продлилось до ноября 2014 года. Дополнительно в мае 2013 года сроком на пять лет была введена антидемпинговая пошлина в размере 19,15% на импорт китайских холоднодеформированных труб. Завершением стало введением в январе 2016 года антидемпинговой пошлины на импорт украинских холоднодеформированных труб в размере 4,32%, которая будет действовать до 2021 года. 
Можно проанализировать статистику импорта и экспорта на рынке.


  1. По итогам 2010 года объем российского импорта холоднодеформированных труб из нержавеющей стали составил 14097 тонн. В том числе объем импорта китайских труб – 11206 тонн или 79,5% от общего объема. Поставки украинских труб составили 2409 тонн или 17,1%.
  2. По итогам 2016 года объем импорта составил 3324 тонны, в т.ч. КНР – 1038 тонн (31,2%), Украина – 1065 тонн (32,0%) и Малайзия – 223 тонны (6,7%).
  3. Объем экспорта из России снизился с 510 тонн в 2010 году до 339 тонн в 2016 году. При этом экспорт труб, произведенных непосредственно в России, составил 384 тонны и 332 тонны соответственно. 
    Объем экспорта является «лакмусовой бумажкой» оценки конкурентоспособности продукции, особенно, когда производитель декларирует ее полное соответствие иностранной продукции и иностранным стандартам. 

Также можно отметить, что на фоне общего прироста потребления нержавеющей стали в России, который составил почти 30%, а общий объем вырос до 414248 тонн, данные по холоднодеформированным трубам выглядят, мягко говоря, странно. Еще более странно выглядят многочисленные предложения на внутреннем рынке о поставке бесшовных труб китайского производства при отсутствии их фактического ввоза. За эти годы объем предложения нисколько не снизился, а напротив – увеличился.. 

В 2016 году китайские компании увеличили поставку на внешний рынок бесшовных труб из нержавеющей стали на 5,0% до 186,0 тыс.тн. Основными покупателя являлись страны Юго-Восточной Азии, на долю которых пришлось 59,0% от общего объема. Ведущими из них являлись: Индия – 25,6% (47,62 тыс.тн), Таиланд – 10,4% (19,27 тыс.тн) и Республика Корея – 7,7% (14,29 тыс.тн). На долю Малайзии пришлось всего 2,6% (4,86 тыс.тн).

2.2 Банковская конкуренция в 2017 году

За последние три года российская банковская система стала на 10% ближе к полной монополии. 
Национальное рейтинговое агентство подсчитало уровень концентрации и конкуренции в банковском секторе России. Госбанки занимают 60,6% по активам, иностранные банки – 7,7%. Весь банковский сектор является среднеконцентрированным, а сектора госбанков и системно-значимых банков – высококонцентрированными, с низкой конкуренцией. В среднем по рынку конкуренция за последние 3 года упала на 10%, особенно резко – вдвое – она упала в среде частных банков отчасти из-за отзыва лицензий ЦБР и «исхода» иностранных банков из страны. Только в одном секторе – системно-значимых банков конкуренция увеличилась. 


За прошедшие три года с рынка ушло 239 банков. Основная причина – отзыв лицензии из-за незаконной банковской деятельности или проблемы с достаточностью.

Также уровень конкуренции между частными банками снизился за 3 года вдвое. Если не смотреть на госсектор, то концентрация банковского рынка за три года увеличилась вдвое. 
На рынке же банков с иностранным капиталом был пройден значимый рубеж на уровне 10, то есть рынок перешел из состояния высококонкурентного в состояние умеренно концентрированного.
Иностранные банки в основном сокращали свое присутствие на российском рынке. Новых иностранных акционеров можно пересчитать по пальцам: Икано банк, Оней Банк и Чайна Констракшн банк. Их активы на 1 мая 2016 г. составили 18 млрд. руб., или около 0,02% от всего рынка. 
 

2.3 Конкуренция в РФ в 2017 году

Интерпретация результатов расчета индекса герфиндаля-гиршмана:

  • значение индекса Герфиндаля меньше 400 - на рынке (в отрасли) преобладает совершенная конкуренция (очень много конкурирующих друг с другом компаний). 
  • значение индекса в диапазоне от 400 до 1000 говорит о монополистической конкуренции (10–20 предприятий). 
  • значение индекса в диапазоне от 1000 до 3000 — на рынке (в отрасли) преобладает олигополистическая конкуренция (5–7 компаний). 
  • значение индекса более 3000 — на рынке царит монополия или монопольная конкуренция (1-2 организации). 
    Рассмотрим несколько примеров конкуренции:
  1. Совершенная конкуренции

В конкурентном бенчмаркинге отраслей нельзя выделить отрасли с совершенной конкуренцией. Ближе всех к этому состоянию конкуренции находится отрасль промышленного и гражданского строительства. Результаты маркетинговых исследований компании Simple Analytics подтверждают, что в России есть достаточно много промышленных рынков с совершенной конкуренцией. 

  1. Монополистическая конкуренция

Отраслей с монополистической конкуренцией относительно не много. В состоянии монополистической конкуренции находятся отрасли машиностроения, химии и нефтехимии, проектирования (инжиниринга), промышленно-инфраструктурного и гражданского строительства. 

  1. Олигополистическая или олигопольная конкуренция
    Отраслей с олигополистической конкуренций в РФ больше всего. Результаты конкурентного анализа показывают, что в состоянии олигопольной конкуренции сегодня находятся отрасли черной и цветной металлургии, отрасль информационных технологий, отрасль нефтегазового сервиса, страхование, агропромышленный комплекс, отрасль электроэнергетики, банковский сектор, транспортная отрасль, отрасль телекоммуникаций и связи, отрасль нефте- и газодобычи, а также отрасль жилищно-коммунального хозяйства. В этих отраслях не более одного десятка ключевых компаний, имеющих ресурс для инвестирования в развитие бизнеса. Прочие компании либо неплатежеспособны, либо их инвестиционные программы, как и рыночная доля незначительны. 
    Явные структурные изменения в уровне конкуренции предприятий за последние 5 лет произошли в отрасли машиностроения, проектирования (инжиниринга), нефтегазового сервиса, промышленно-инфраструктурного строительства и в АПК.