Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
Рентабельность производственных фондов предприятия определяется по соотношению суммы прибыли и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.
Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
Рентабельность активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.
Наряду с вышеперечисленными показателями для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности предприятия.
Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.
Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).
Важнейшими факторами роста прибыли являются:
- рост объема производства и реализации продукции;
- внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда;
- снижение себестоимости;
- улучшение качества продукции.
Глава 2. Анализ распределения и использования прибыли на примере ЗАО «Московская Пивоваренная Компания»
2.1. Организационно – экономическая характеристика
Московская Пивоваренная Компания вышла на российский рынок напитков с продуктами собственного производства в сентябре 2008 года. В состав компании входят самый современный пивоваренный завод в России, а также собственные дистрибьюторский и логистический центры, расположенные в трех километрах от МКАД (г. Мытищи) в экологически чистом районе. Партнерами проекта выступили Сбербанк России и инвестиционный фонд Detroit Investments, общий объем инвестиций составил более 300 миллионов долларов.
Завод Московской Пивоваренной Компании имел первоначальную производственную мощность 2,4 млн гл в год, сегодня возможности производства составляют 5 млн гл с постепенным расширением до 7 млн гл в год. Компания имеет сертификат по пищевой безопасности FSSC 22000
Компания предлагает рынку российские марки пива: «Жигули Барное», «Хамовники», «Трехгорное», «Эль Мохнатый Шмель»; квас «Яхонт»; пиво и напитки по международным лицензиям: Oettinger (Германия), Faxe (Дания), Kirin Ichiban (Япония), Hollandia (Нидерланды), Lapin Kulta (Финляндия), Effect® energy drink (Германия), Orangina (Франция), Irn-Bru (Шотландия), Nestle Pure Life (Швейцария), Pago (Австрия) и другие. Компания является также эксклюзивным импортером пива Budweiser Budvar (Чехия), Krombacher (Германия), Erdinger (Германия), Наrp (Ирландия), Clausthaler (Германия), Chimay (Бельгия), сидра Magners (Ирландия), поставщиком минеральной воды Selters (Германия), Ferrarelle (Италия) и др.
В условиях рыночной экономики основа экономического развития Пивоваренной компании - прибыль, важнейший показатель эффективности работы организации, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.[5]
За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками, другими организациями.
Основная масса прибыли компании представляет собой прибыль от продажи продукции заказчикам. Она определяется как разность между договорной ценой проданных заказчику без налога на добавленную стоимость и затратами на их производство.
2.2. Экономический анализ прибыли организации
Представленный анализ финансового состояния ЗАО "МОСКОВСКАЯ ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ" выполнен за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 г. на основе данных бухгалтерской отчетности организации за 2 года. Качественная оценка значений финансовых показателей ЗАО "МОСКОВСКАЯ ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ" проведена с учетом отраслевых особенностей деятельности организации (отрасль – "Производство напитков", класс по ОКВЭД – 11).
Таблица 2.1
Структура имущества и источники его формирования
Показатель |
Значение показателя |
Изменение за анализируемый период |
|||||
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
тыс. руб. |
± % |
||||
31.12.2014 |
31.12.2015 |
31.12.2016 |
на начало |
на конец |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Актив |
|||||||
1. Внеоборотные активы |
7 910 169 |
13 829 061 |
12 007 482 |
59,1 |
55 |
+4 097 313 |
+51,8 |
Продолжение Таблица 2.1
в том числе: |
6 985 451 |
12 159 194 |
10 582 317 |
52,2 |
48,4 |
+3 596 866 |
+51,5 |
нематериальные активы |
13 480 |
181 725 |
85 265 |
0,1 |
0,4 |
+71 785 |
+6,3 раза |
2. Оборотные, всего |
5 471 747 |
6 359 661 |
9 843 664 |
40,9 |
45 |
+4 371 917 |
+79,9 |
в том числе: |
1 477 049 |
1 956 232 |
2 266 698 |
11 |
10,4 |
+789 649 |
+53,5 |
дебиторская задолженность |
2 848 431 |
3 429 567 |
3 603 938 |
21,3 |
16,5 |
+755 507 |
+26,5 |
денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
1 021 010 |
853 125 |
3 873 398 |
7,6 |
17,7 |
+2 852 388 |
+3,8 раза |
Пассив |
|||||||
1. Собственный капитал |
-932 365 |
3 453 686 |
2 852 828 |
-7 |
13,1 |
+3 785 193 |
↑ |
2. Долгосрочные обязательства, всего |
7 821 852 |
11 033 729 |
10 399 464 |
58,5 |
47,6 |
+2 577 612 |
+33 |
в том числе: |
6 652 676 |
9 634 058 |
9 182 637 |
49,7 |
42 |
+2 529 961 |
+38 |
3. Краткосрочные обязательства*, всего |
6 492 429 |
5 701 307 |
8 598 854 |
48,5 |
39,4 |
+2 106 425 |
+32,4 |
в том числе: |
3 455 033 |
1 972 647 |
4 846 152 |
25,8 |
22,2 |
+1 391 119 |
+40,3 |
Валюта баланса |
13 381 916 |
20 188 722 |
21 851 146 |
100 |
100 |
+8 469 230 |
+63,3 |
Структура активов организации на 31.12.2016 характеризуется примерно равным соотношением внеоборотных средств и текущих активов (55% и 45% соответственно). Активы организации за два последних года увеличились на 8 469 230 тыс. руб. (на 63,3%). Отмечая значительное увеличение активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился еще в большей степени – в 5,1 раза. Опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов – фактор положительный.
Рост величины активов организации связан, в первую очередь, с ростом следующих позиций актива бухгалтерского баланса (в скобках указана доля изменения статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):
- основные средства – 3 596 866 тыс. руб. (40,5%)
- денежные средства и денежные эквиваленты – 2 938 716 тыс. руб. (33,1%)
- запасы – 789 649 тыс. руб. (8,9%)
- дебиторская задолженность – 755 507 тыс. руб. (8,5%)
Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:
- переоценка внеоборотных активов – 4 536 425 тыс. руб. (48,8%)
- долгосрочные заемные средства – 2 529 961 тыс. руб. (27,2%)
- краткосрочные заемные средства – 1 391 119 тыс. руб. (15%)
- кредиторская задолженность – 688 797 тыс. руб. (7,4%)
Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить "отложенные налоговые активы" в активе (-276 131 тыс. руб.) и "нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в пассиве (-751 232тыс.руб)
Таблица 2.2
Оценка стоимости чистых активов организации
Показатель |
Значение показателя |
Изменение |
|||||
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
тыс. руб. |
± % |
||||
31.12.2014 |
31.12.2015 |
31.12.2016 |
на начало |
на конец |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Чистые активы |
-932 365 |
3 453 686 |
2 852 828 |
-7 |
13,1 |
+3 785 193 |
↑ |
Продолжение Таблица 2.2
|
423 700 |
423 700 |
423 700 |
3,2 |
1,9 |
– |
– |
3. Превышение чистых активов над уставным капиталом (стр.1-стр.2) |
-1 356 065 |
3 029 986 |
2 429 128 |
-10,1 |
11,1 |
+3 785 193 |
↑ |
Чистые активы организации на последний день анализируемого периода (31.12.2016) намного (в 6,7 раза) превышают уставный капитал. Данное соотношение положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. Более того необходимо отметить увеличение чистых активов в 3,1 раза в течение анализируемого периода (с 31 декабря 2014 г. по 31 декабря 2016 г.). Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку. Ниже на графике представлено изменение чистых активов и уставного капитала.
В приведенной ниже таблице обобщены основные финансовые результаты деятельности ЗАО "МОСКОВСКАЯ ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ" в течение анализируемого периода.
Таблица 2.3
Обзор результатов деятельности организации
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
Средне- |
||
2015 г. |
2016 г. |
тыс. руб. |
± % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Выручка |
14910919 |
17 731 070 |
+2 820 151 |
+18,9 |
16 320 995 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
13 065 714 |
17 342 918 |
+4 277 204 |
+32,7 |
15 204 316 |
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) |
1 845 205 |
388 152 |
-1 457 053 |
-79 |
1 116 679 |
Продолжение Таблица 2.3
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
-1 666 798 |
1 293 370 |
+2 960 168 |
↑ |
-186 714 |
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4) |
178 407 |
1 681 522 |
+1 503 115 |
+9,4 раза |
929 965 |
6. Проценты к уплате |
1 093 488 |
1 321 470 |
+227 982 |
+20,8 |
1 207 479 |
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее |
143 749 |
-340 059 |
-483 808 |
↓ |
-98 155 |
8. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7) |
-771 332 |
19 993 |
+791 325 |
↑ |
-375 670 |
Справочно: |
4 385 851 |
-600 765 |
-4 986 616 |
↓ |
1 892 543 |
Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр. 1370) |
-771 332 |
20 100 |
х |
х |
х |