Файл: Финансовый контроль инновационных проектов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

1.1. ИННОВАЦИИ

1.1.1. Сущность инновации

1.1.2. Виды инноваций и их особенности

1.2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

1.2.1. Понятие и сущность инновационных проектов

1.2.2. Содержание инновационных проектов

1.2.3. Контроль и регулирование работ по реализации проектов

1.3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1.3.1. Понятие финансового контроля

1.3.2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля

1.3.3. Аудиторский и внутрихозяйственный финансовый контроль

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «МЭГЛИ ПРОЕКТ»

2.1. Описание хозяйственной деятельности компании

2.2. Описание проекта «Парк Ходынское поле»

2.3. Проведение финансового контроля проекта «Парк Ходынское поле»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из элементов системы управления финансами является финансовый контроль. Это контроль за финансовой деятельностью государства, предприятий, организаций, учреждений, то есть экономических субъектов. Он контролирует движение финансовых ресурсов.

В отличие от классического, репродуктивного предпринимательства, инновационное основывается на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового, инновационно-ориентированного предприятия.

Понятие инновационного предпринимательства не отражает какой-либо определенной организационно-правовой формы инновационной деятельности. К категории инновационного предпринимательства в отечественной и зарубежной практике обращаются чаще всего для того, чтобы выделить во всех сферах экономики страны специфические субъекты хозяйственной деятельности, составляющие постоянно развивающийся особый сектор экономики, требующий специальных инструментов менеджмента и форм государственной поддержки.

Главным объектом финансового контроля является отчетная документация, поэтому уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета играет важную роль в осуществлении финансового контроля.

Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции – будь то операции по формированию денежных фондов или по использованию средств. Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально-экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординировано. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль.

Актуальность исследования. Для инновационных проектов в высшей степени актуальна организация эффективной и всеобъемлющей системы финансового контроля. Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро, так и на макроуровне.

Объект исследования. Финансовый контроль инновационных проектов предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности капиталом и эффективности его использования инновационных проектов.


Предмет исследования. В данной Курсовой работе будут рассмотрены и изучены виды, формы и методы проведения финансового контроля инновационных проектов. Контроль может быть определен как постоянный и структурированный процесс, направленный на проверку продвижения работ, а также на выполнение корректирующих действий.

Цель исследования. Основная цель данной курсовой работы – рассмотрение особенностей финансового контроля инновационных проектов. А также ознакомление с различными видами инноваций и их особенностями, определение понятий и сущности инновационных проектов.

Задачи исследования:

  • Выяснить в процессе изучения понятие и сущность инноваций и инновационных проектов;
  • Исследовать виды инноваций и их особенности;
  • Определить содержание инновационных проектов;
  • Рассмотреть контроль и регулирование работ по реализации проектов;
  • Оценить аудиторский и внутрихозяйственный финансовый контроль;
  • Изучить понятие финансового контроля;
  • Сопоставить различные виды, формы и методы проведения финансового контроля.

Научная новизна и степень изученности. Современное состояние мировой экономики демонстрирует, что динамизм и уровень развития инновационной сферы - науки, новых технологий, наукоёмких отраслей и компаний - обеспечивает основу стабильного экономического роста и определяет уровень конкурентоспособности любой страны.

Растущие темпы научно-технического прогресса, развитие наукоемких производств и услуг стимулировали интенсификацию научных исследований в сфере экономической теории по проблемам управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов. Дискуссии ученых по этому вопросу отражают активный поиск источников экономического роста, необходимость разработки надежной научной базы для использования интеллектуального потенциала страны. Сегодня формируется новая парадигма развития на базе использования инноваций и знаний как важнейших экономических ресурсов. Инновации становятся стратегическим фактором экономического роста, влияют на структуру общественного производства, трансформируют экономическую организацию общества, стабилизируют ситуацию в его социальной сфере.

Развитие производительных сил и ужесточение конкурентной борьбы способствуют постоянному совершенствованию организационных форм и процессов управления инновационной деятельностью организаций, их объединений.


При написании работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, подведены итоги проделанной работы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

1.1. ИННОВАЦИИ

1.1.1. Сущность инновации

Понятие «инновация» произошло от английского слова «innovation», которое переводится на русский язык как «нововведение», «новшество». В соответствии с этим некоторые авторы предлагают рассматривать и употреблять эти: термины как синонимы. Однако, между ними есть некоторое различие. Так, под новшеством понимается «новое знание», открытие. «Нововведение» в буквальном смысле означает «введение нового», процесс использования новшества. Инновации также означают процесс использования новшества. Поэтому понятия «нововведение» и «инновации» можно рассматривать как тождественные.

Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, ноу-хау, результатов маркетинговых исследований и т.п.

Нововведение означает, что новшество используется, нашло практическое применение.

Новация представляет собой новшество, которого не было раньше.

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями, техническое решение задачи.

Научное открытие - выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных.

Инновация — это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).

Коммерциализация — это практическое использование новшества, сопровождающиеся его выходом на рынок.

Анализ различных определений инновации позволяет сделать вывод: специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.


В соответствии с международными стандартами («Руководством Осло») инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Основными свойствами инновации являются:

  • научно-техническая, технологическая или управленческая новизна;
  • практическая применимость (возможность реализации в конкретном проекте);
  • соответствие рыночному спросу (общественным потребностям);
  • потенциальная прибыльность.

Инновация выполняет следующие три функции:

  • воспроизводственную;
  • инвестиционную;
  • стимулирующую.

1.1.2. Виды инноваций и их особенности

Определить наиболее эффективную инновационную стратегию и механизм управления инновационной деятельностью предприятия позволяет классификация инноваций. Единой, общепризнанной классификации инноваций, или хотя бы классификационных признаков, не существует. Большинство исследователей приводят следующие виды инноваций.

1. По критерию технологических параметров объектов инновационных изменений выделяют продуктовые и процессные инновации.

Продуктовые инновации касаются создания нового продукта и включают:

  • получение принципиально новых товаров и услуг (как потребительских, так и производственного назначения);
  • использование новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих.

Процессные инновации предполагают применение новых технологий (как правило, более производительных), новых методов организации хозяйственной деятельности, разного рода управленческих нововведений.

2. По критерию научно-технической значимости инновации делят на базисные и улучшающие.

Базисные инновации - результаты крупных научно-технических разработок. Базисные инновации знаменуют прорыв на потребительском рынке и рынке инвестиционных товаров. Сегодня среди них - нанотехнологии, создание новых материалов; вчера - сотовая связь, Интернет, выход в космос. Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.


Улучшающие инновации - результаты средних и мелких научных разработок, которые лежат в основе· значительных изменений (модернизации) уже существующих продуктов, технологий, методов организации хозяйственной деятельности. Примерами улучшающих инноваций являются аппараты телефонной связи, оснащенные дополнительными функциями (фото-, видеокамера), или автомобили с бортовыми компьютерами. Повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных магнитофонов к кассетным - примеры улучшающей инновации.

От улучшающих инноваций следует отличать так называемые псевдо инновации (или модификационные), которые предполагают незначительные изменения характеристик товара (цвет, отделка и т.п.), не затрагивающие его конструктивных особенностей и не добавляющие принципиально новых потребительских свойств.

3. По критерию причины возникновения выделяют реактивные и стратегические инновации.

Реактивные инновации представляют собой ответную реакцию на нововведение, примененное конкурентом. Цель реактивных инноваций заключается в сокращении экономического отставания от лидера отрасли, недопущении снижения конкурентоспособности собственной продукции и сохранении позиций в конкурентной борьбе.

Стратегические инновации носят упреждающий характер. Они являются результатом научно-технического прорыва и нацелены на длительное единоличное лидерство в отрасли.

4. По критерию частоты применения различают разовые и диффузные инновации.

Разовые инновации не имеют распространения: вне рамок предприятия или компании-новатора. На ранних стадиях коммерческого освоения практически все инновации разовые.

Диффузные инновации возникают в ходе применения нововведения компаниями-имитаторами. Инновации данного вида характеризуют процесс распространения нововведения во времени и пространстве.

5. По критерию места инновации в микроэкономической системе в технологическом процессе на предприятии выделяют инновации на входе, на выходе и внутренние инновации.

Инновации на входе затрагивают ресурсное обеспечение профильной деятельности предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.).

Инновации на выходе затрагивают характеристики выпускаемой продукции (изделия, услуги, технологии, информации и т.д.).

Внутренние инновации модернизируют технологические и управленческие процессы в рамках предприятия (управленческая, производственная, технологическая структура предприятия).