Файл: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Функции и методы регулирования предпринимательской деятельности

2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Техническое регулирование

2.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития

2.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред.от 03.07.2016) «О валютном регулировании и контроле».

Федеральный закон от 26.12. 2008 г. № 294 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (ред. от 14.12.2015 г.) «О государственном контроле за осуществлением международных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Существуют различные виды контроля и надзора в зависимости от сферы применения. К ним относятся, в частности: а) банковский надзор; б) бюджетный контроль; в) валютный контроль; г) государственный метрологический контроль (надзор); д) государственный строительный надзор; е) контроль безопасности при использовании атомной энергии; ж) контроль объектов, признаваемых опасными, а также особо важных и режимных объектов; з) налоговый контроль; и) санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль; к) страховой надзор; л) таможенный контроль; м) транспортный контроль; н) финансовый контроль.

В зависимости от стадии предпринимательской деятельности, на которой осуществляется контроль, выделяют:

  • предварительный (профилактический, превентивный) контроль, направленный на выявление условий и предпосылок нарушения норм законодательства и предотвращение совершения правонарушения;
  • текущий контроль, осуществляемый в процессе предпринимательской деятельности с целью установления ее соответствия установленным требованиям;
  • последующий контроль, нацеленный на проверку соблюдения указаний государственных органов и исполнения их решений хозяйствующими субъектами.

По характеру и объему объекта контроля различают два вида контроля:

  • общий контроль (например, контроль, осуществляемый органами прокуратуры за выполнением законов);
  • специальный контроль (например, налоговый, валютный, бюджетный, за деятельностью кредитных и страховых организаций, транспортный, санитарный и пр.).

В настоящее время весьма важным видом специального государственного контроля является валютный контроль, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и контроле» [6]. Данный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В качестве примера специального контроля можно привести государственный контроль, осуществляемый на основе Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (ред. от 14.12.2015 г.) «О государственном контроле за осуществлением международных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», в соответствии с которым определяются правовые основы мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам, ответственность за нарушение установленного законом порядка, а также права и ответственность органов и их должностных лиц, уполномоченных проводить контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок [8].


Независимо от вида и конкретных способов государственного контроля, его основополагающим принципом в правовом государстве должен являться принцип соблюдения прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности.

Учитывая тенденцию к усилению контроля за предпринимательской деятельностью, государство принимает меры по защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений со стороны контролирующих органов. В этом плане показательным является Федеральный закон от 26.12. 2008 г. № 294 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [7].

Государственный контроль производится в строго определенном законом порядке. Так, все мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю [12, С.166]

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать 20 рабочих дней. Мероприятия по контролю могут быть плановыми и внеплановыми, проверки – документарными и выездными.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы, в котором, в частности, указываются сведения о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений. Один экземпляр акта вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений [12, С.173].

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев государственное регулирование предпринимательской деятельности, его особенности, формы и основные направления, можно подвести краткие итоги и сделать выводы.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы возникновения и функционирования субъектов предпринимательства, выражающееся в признании статуса субъекта предпринимательства, предоставлении ему права на занятие тем или иным видом деятельности, законодательном установлении порядка осуществления указанной деятельности, а также соответствующем контроле, стимулировании и поддержке предпринимательства с целью создания благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы.

Формирование системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности является сложным и длительным процессом, в основе которого лежат:

  • законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы его поддержки и процедуры принятия решений в области государственного регулирования;
  • правоприменительные процедуры, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от незаконных действий конкурентов и органов государственного управления;
  • система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по регулированию и поддержке предпринимательства: органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, инфраструктура поддержки предпринимательства;
  • государственные программы поддержки и содействия развитию предпринимательства, которые разрабатываются Правительством при участии союзов и ассоциаций предпринимателей; программы социально – экономического развития регионов;
  • ресурсное и финансовое обеспечение, необходимое для реализации мер по поддержке предпринимательства, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным совершенствованием налоговой системы.

Политика государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности призвана обеспечить комплексную реализацию указанных направлений формирования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности