Файл: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Функции и методы регулирования предпринимательской деятельности

2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Техническое регулирование

2.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития

2.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред.от 03.07.2016) «О валютном регулировании и контроле».

Федеральный закон от 26.12. 2008 г. № 294 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (ред. от 14.12.2015 г.) «О государственном контроле за осуществлением международных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются нормативно-правовые акты (регулируют поведение неопределенного круга лиц) и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного субъекта.

Например, законодательство о лицензировании касается любого субъекта, желающего заняться лицензируемым видом деятельности, а решение органа государственной власти о выдаче лицензии – адресовано конкретному хозяйствующему субъекту, имея для него значение юридического факта.

Среди актов ненормативного характера можно выделить акты позитивного регулирования. Они принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К ним, в частности, относятся:

а) акты регистрации:

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

- прав на недвижимость и сделок с ней;

б) акты-разрешения:

- решение о выдаче лицензии, на основе которой возникает право заниматься лицензируемым видом деятельности [2, ст. 49];

- лицензия, на основании которой возникает в установленных случаях право осуществить экспорт и (или) импорт товаров;

- лицензии на право разработки недр и прочие разрешения;

в) акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий;

г) акты директивного характера в отношении унитарных предприятий (для государственного и муниципального сектора экономики):

- акты планирования. Собственник в лице компетентного органа доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- акты-распоряжения: о проведении аудиторской проверки предприятия с правом хозяйственного ведения, об утверждении сметы доходов и расходов казенного предприятия, об изъятии у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества и проч.;

- акты реагирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности (предписания в адрес нарушителя, взыскание с него штрафа в пользу государства).

Ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые интересы предпринимателей, могут быть оспорены и признаны арбитражным судом недействительными [2, ст. 13].


1.2. Функции и методы регулирования предпринимательской деятельности

Государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности.

  1. Создает правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.
  2. Обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и ее национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности. 
  3. Стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики.
  4. Обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам путем установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией.
  5. Принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии.
  6. Разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности.
  7. Организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы. 

Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть негативными и позитивными.

  1. Негативные условия – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность. Например, социальная напряженность в обществе, угроза национальной безопасности и ухудшения состояния окружающей среды, инфляция, безработица, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный крах, спад производства и т. д. 
    Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятии мер по их устранению.
  2. Позитивные условия – проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в их своевременном выявлении и поддержке. 

Методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. 

  1. Экономические методы. К ним относятся: 
    • налогообложение; 
    • перераспределение доходов и ресурсов; 
    • ценообразование; 
    • кредитно-финансовые механизмы; 
    • осуществление государственной предпринимательской деятельности. 
  2. Административные методы. Среди них: 
    • принятие и корректировка законодательства; 
    • контроль за его соблюдением. 

Административные методы используются только в том случае, когда экономические – неэффективны или неприемлемы. 

Проведение экономической политики включает: 

1) фискальную (бюджетную) политику – регулирование государственным бюджетом и налогообложением. Она проводится с помощью следующих средств:

• в период спада производства осуществляется финансирование общественных работ, государственных программ по поддержанию отраслей и форм; 
• в период подъема уменьшаются размеры налогов, взимаемых с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса и возможностей для инвестирования предприятий, следовательно, и к оживлению экономики;

• разрабатывается гибкая система налогообложения, предусматривающая возможность получения льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики; льгот для малых предприятий, а также предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; 
2) кредитно-денежную политику – целенаправленное управление со стороны государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. 
Эта политика проявляется в том, что Центральный банк РФ, являясь исполнителем государственной политики, соответствующим образом воздействует на коммерческие банки, нормируя обязательные резервы, и тем самым стимулирует выдачу кредитов. В качестве другого экономического регулятора государство использует свое право покупки и продажи ценных бумаг, таким образом влияя на экономический рост и инфляцию, так как покупка ведет к увеличению денежной массы, а продажа – к ее снижению; 

3) научно-техническую политику – обеспечение комплексного развития науки и техники, предусматривающую выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники, государственную поддержку финансированием их развития, осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики, совершенствование системы оплаты труда научных работников, участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.; 

4) амортизационную политику – определение норм амортизации, порядка ее исчисления и использования; 

5) инвестиционную политику – регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача – освобождение государства от функции основного инвестора и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику; 


6) осуществление государственного предпринимательства – участие государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг; 

7) индикативное прогнозирование и планирование, регулирование экономическим развитием. Оно основано на результатах анализа развития экономики, исходя из имеющихся ресурсов. Результатом его являются такие основные макроэкономические плановые показатели, как темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровни инфляции, безработицы, минимальной заработной платы труда, процентные ставки кредитов и другие, а также определение способов их достижения и регулирования в случае невыполнения плана; 

8) ценовую политику – регулирование цен на важнейшие товары и услуги первой необходимости, на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности; 

9) внешнеэкономическую и социальную политику – обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов. 

2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Техническое регулирование

Регулирование государства распространяется на технические аспекты деятельности. «Техническое регулирование» имеет общие «централизованные механизмы», характерные и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Действующее законодательство РФ содержит специальные нормативные акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг, например, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» и др.


Основополагающая роль в специальном регулировании отводится Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [3]. Этот акт регулирует отношения, возникающие:

  • при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • при оценке соответствия.

Техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [10, С. 395].

Техническое регулирование должно осуществляться в соответствии с принципами, определенными указанными Законом о техническом регулировании:

  • применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  • независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  • единство системы и правил аккредитации;
  • единство правил и методов исследований и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  • единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении сертификации и аккредитации;
  • недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  • недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
  • недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.