Файл: Фрайчайзинг в системе российского гражданского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Состояние и перспективы развития франчайзинга в России

В настоящее время во всем мире увеличивается продажа товаров и предоставление различных услуг на условиях франчайзинга. Франчайзинг, как способ организации бизнеса, предполагает создание сети предприятий, занимающихся одним видом деятельности, под единой торговой маркой или товарным знаком, использующих в своей деятельности идентичные маркетинговые приемы, ценовую политику, способы и формы реализации продажи и услуг[12]1.

Договор коммерческой концессии - это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Это легальное определение закреплено в ст. 1027 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Существует целый ряд отличий по вопросам регулирования данных договоров в российской правовой системе и в других странах.

Данный вопрос практически не освещен в научной литературе, исходя из слишком большой вариативности в мировой правовой системе в сфере регулирования договора коммерческой концессии или франчайзинга. Во многом по данным причинам, как нам кажется, создаются различные ассоциации франчайзинга по всему миру, такие как Международная ассоциация франчайзинга (МАФ) (IFA, International Franchise Association), Российская ассоциация франчайзинга (РАФ), другие организации (Международная академия франчайзинга, Британская ассоциация франчайзинга), которые выдвигают свои предложения по унификации различных аспектов франчайзинга для ускорения и упрощения предпринимательских отношений на базе этого договора. Также эти организации планируют и организуют специальные выставки и конференции по проблемным вопросам, дают объяснения тех или иных положений данного договора для потенциальных франчайзеров (правообладателей) и франчайзи (пользователей).


Весь плюрализм норм права различных государств, не говоря о мнениях ученых и сложившихся методах ведения бизнеса посредством франчайзинга, обусловлен неоднородностью развития данного института. На наш взгляд, необходимо рассмотреть некоторые основные вехи развития института франчайзинга в мире. В некоторых случаях происходили заимствования норм, при этом недоскональное изучение их значения приводило к искажению сущности перенимаемых положений.

Отдельные исследователи, например Р.И. Зименкова и В.Б. Кудряшов[13]1, связывают начало развития франчайзинга в мировой практике с серединой XX в. Е.А. Суханов отмечает, что франчайзинг развился "в прошлом веке в США"[14]2. В основном все правоведы сходятся во мнении, что франчайзинг зародился и стал развиваться в период со второй половины XIX в. до начала XX в. Так, С.А. Сосна и Е.С. Васильева говорят о том, что первой "чистый" франчайзинг в 1863 г. начала практиковать фирма изобретателя знаменитых швейных машинок Й. Зингера[15]3.

Обобщая различные мнения, можно утверждать, что франчайзинг, или коммерческая концессия для России в современном виде, наиболее активно развивался на крупнейших предприятиях США. Организация первой в мире полноценной франчайзинговой системы - заслуга фирмы Исаака Зингера[16]4. В 1863 г. она имела массовое серийное производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи или дилера обслуживать машины. Первые компании - пользователи договора франшизы платили гонорар правообладателю, т.е. фирме Зингера, за каждую проданную швейную машину, этот вид вознаграждения по договору коммерческой концессии используется и в настоящее время. Также нельзя не упомянуть "Дженерал Моторс", корпорацию, которая в 1898 г. стала привлекать независимых дилеров для продажи своей продукции на определенной территории.

В период с 1950-х по начало 90-х годов в США произошел настоящий рывок в развитии франчайзинга. По оценкам Комитета по малому бизнесу палаты представителей Конгресса США, в 1990 г. франчайзинг составлял примерно треть объема розничной торговли в США[17]1. В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 г. Закон о товарных знаках[18]2. Благодаря ему предприниматели могли получать дополнительную прибыль за предоставление права использования своего товарного знака другим предпринимателям.


В 1955 г. Рэй Крок основал компанию McDonald's System, Inc. По своей сути эта компания является родоначальником франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса, т.е. так называемого франчайзинга бизнес-формата. Для сравнения, первый договор коммерческой концессии в РФ был зарегистрирован в 1996 г[19]3.

Отношения, возникающие на основе договора франчайзинга, с каждым днем становятся все разнообразнее, бизнес не стоит на месте. На сегодняшний день они могут возникать при любой форме собственности франчайзера, о чем говорит опыт Британской государственной железнодорожной корпорации, которая по договору франчайзинга передает рельсы и станции "операторам", договор с ними действует на протяжении семи лет, после чего проводится тендер на передачу этих прав этому же или другим "операторам".

Франчайзинг имеет три основных направления развития, по названию франшиз эти направления подразделяются на: франшизу на продажу готового товара, франшизу на производство товара и франшизу на определенный вид деятельности[20]1. Основой классификации служит характер производственно-технологических и юридических отношений.

Согласно решению Европейского суда N 161 от 28 января 1986 г. выделяют три разновидности: сбытовой, производственный и сервисный франчайзинг.

Товарный франчайзинг или франшиза на продажу готового товара подразумевает передачу пользователю права на реализацию товаров, выпускаемых правообладателем под его товарным знаком. Данный вид франчайзинга использует "Кодак".

Производственный франчайзинг или франшиза на производство товара. В этом случае пользователь получает запатентованную технологию производства какой-либо продукции. "Кока-кола" - один из ведущих представителей данного направления.

Сервисный франчайзинг или франшиза на определенный вид деятельности - способ ведения предпринимательской деятельности, который включает в себя передачу пользователю права открыть на определенной территории собственное предприятие, оказывающее услуги под торговым знаком или знаком обслуживания правообладателя и того же профиля. При этом пользователь обязан вести свой бизнес в соответствии с политикой, диктуемой правообладателем. Данный вид франчайзинга нам хорошо знаком по ресторанам быстрого питания, например "Макдональдс" или "Баскин Роббинс".

Некоторые страны выделяют свои виды франчайзинга. В Италии, например, две разновидности франчайзинга, которые различаются прямым участием правообладателя в капиталовложениях пользователя и отсутствием такого участия. По способу организации в Италии выделяется и "локальный" франчайзинг, который предполагает размещение части структур правообладателя непосредственно в производственных помещениях пользователя.


Что касается непосредственно правового регулирования, то на сегодняшний день оно достаточно разнообразно.

Помимо главы 54 ГК РФ, отношения, вытекающие из договора коммерческой концессии, в России до 2008 г. регулировались несколькими нормативными правовыми актами: Приказом Министерства финансов РФ от 12 августа 2005 г. N 105н "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)", Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-09/730 "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)". С 1 января 2008 г. договоры коммерческой концессии подлежат регистрации только в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

По существу, можно выделить три варианта или модели правового регулирования франчайзинга в мире.

Начнем рассматривать данный вопрос с американской правовой модели, касающейся франчайзинговых отношений. А.Ф. Багдасарян называет эту модель моделью "совместного правового регулирования"[21]1. Она исходит из того, что законодательство федерального уровня закрепляет минимальный объем прав по договору франчайзинга, а законодательство отдельных штатов расширяет его. На государственном уровне действуют два закона, это Закон 1956 г. об автомобильном дилерском франчайзинге, который регулирует отношения между корпорациями, производящими автомобили, и дилерской сетью. Во-вторых, Закон 1978 г., в который были внесены поправки в 1994 г. о нефтесбытовой рыночной практике. Он гораздо объемнее первого Закона и регулирует все отношения между нефтяными корпорациями и непосредственно компаниями, занимающимися розничной торговлей бензином.

Понятие франчайзинга в правовой системе США содержится в Постановлении N 436 "Требования о раскрытии информации, запретах, касающихся франчайзинга, и благоприятных условиях франчайзинга" от 1978 г., принятого Федеральной торговой комиссией США (ФТК). В соответствии с ним франчайзинг - это длительные коммерческие отношения, возникающие из соглашения в соответствии с которым:

1. Франчайзи продает другому лицу (но не франчайзеру) товары или оказывает услуги, которые идентифицированы торговой маркой, знаком обслуживания, фирменным наименованием, рекламой или иным коммерческим символом, определяющим фирму-франчайзера; или отвечают стандартам качества, прямо или косвенно предписанным франчайзером; или поставляются франчайзером; или поставляются третьим лицом (поставщиком), с которым франчайзи ведет дело и который прямо или косвенно рекомендован франчайзером и связан с ним.


2. Франчайзи при условии приобретения права на франшизную деятельность или на открытие деятельности в рамках франшизной системы обязан произвести оплату франчайзеру или его филиалу.

Можно сказать, что основной целью всего законодательства США по вопросам франчайзинга является разрешение двух главных спорных вопросов практики данных договоров, а именно передача информации от франчайзера франчайзи перед заключением договора, а также основания и последствия расторжения франчайзером договора в одностороннем порядке[22]1. То есть по сравнению с российским законодательством определение договора франчайзинга играет как бы вспомогательную роль, главенствуют же положения о преддоговорных отношениях по передаче информации и законные основания расторжения договора.

Также к особенностям американского законодательства о договоре франчайзинга относят огромный удельный вес норм процессуального права.

Схожие черты законодательства РФ и США прослеживаются в вопросах, касающихся положений о "добросовестности" отношений, этот принцип закреплен в Единообразном торговом кодексе США[23]1 и в ГК РФ и проявляется в следующем: 1) устанавливаются минимальные сроки уведомления другой стороны о досрочном расторжении договора коммерческой концессии или франчайзинга; 2) устанавливается исчерпывающий перечень обстоятельств, в связи с которыми стороны могут в одностороннем порядке расторгнуть договор; 3) ограничение требований, касающихся сроков договора коммерческой концессии[24]2. Некоторые вопросы реализации договора коммерческой концессии невозможно по объективным причинам предусмотреть в гражданско-правовом законодательстве. Именно поэтому по отношению к договору коммерческой концессии принцип добросовестности имеет особое значение[25]3.

Подводя итог сравнению двух правовых систем, заметим, что глава 54 ГК РФ достаточно подробно описывает различные аспекты франчайзинговых отношений в отличие от законодательства США, которое регулирует далеко не все вопросы, если не сказать, что не регулирует даже основные из них.

Вторым объектом рассмотрения для нас станет законодательство о франчайзинге, действующее в рамках Европейского союза (ЕС). На сегодняшний день в ЕС сложилась модель "совместного "наднационального" правового регулирования". Принятая модель характеризуется взаимодействием норм внутригосударственного права и "наднационального" права. 30 ноября 1988 г. Европейская комиссия ЕЭС издала Регламент N 4087/88, регулирующий отношения, вытекающие из договора франчайзинга. До этого времени никакого отдельного законодательства по вопросам франчайзинга не существовало. Решение суда ЕЭС по делу, затронувшему франчайзинговые отношения 1986 г., в котором было решено, что франчайзинг не ограничивает рыночную конкуренцию, послужило концептуальной основой будущего Регламента. Данный Регламент действовал до 1999 г. На сегодняшний день действует новый Регламент N 2790/1999, который не внес существенных изменений в Регламент N 4087/88.