Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, условия его формирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение достойного уровня жизни старшего поколения является приоритетной целью социально-экономической политики большинства современных стран.

В 1990 году после распада СССР начал свое существование Пенсионный фонд Российской Федерации в роли самостоятельного внебюджетного фонда. Если вспомнить финансовую систему СССР, то в ней обеспечение граждан пенсией осуществлялось благодаря взносам на социальное страхование граждан и за счет средств государственного бюджета. Эти средства объединялись и перераспределялись для решения тех или иных задач, средства же на социальные нужды выделялись по остаточному принципу.

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

Объектом исследования данной курсовой работы является пенсионная система Российской Федерации.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность деятельности Пенсионного фонда и показать условия его формирования.

Задачами исследования являются: рассмотрение структуры Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), оценка величины дефицита ПФР при существующей структуре населения и законодательной базе.

В качестве источников при написании курсовой были взяты учебные пособия, периодические издания, а также ряд нормативных актов пенсионного законодательства Российской Федерации.

1 Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации

1.1  История возникновения и развития Пенсионного фонда РФ


Пенсионный фонд Российской Федерации считается одним из самых важных социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального пенсионного обеспечения граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Денежные средства ПФР не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели.

Создание Пенсионного фонда России позволило осуществить переход от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1990 года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации [10,6].

Любое современное государство обладает рядом социальных обязательств перед своими гражданами, важнейшим из которых является пенсионное обеспечение. В результате перехода к рыночным отношениям финансовая система России претерпела существенные изменения, в рамках которой финансовые средства государственной пенсионной системы были сконцентрированы в самостоятельном внебюджетном фонде, а именно - в Пенсионном фонде РФ.

Датой основания ПФР считается 22.12.1990 г., а в течение двух лет во всех субъектах Российской Федерации были созданы и стали успешно функционировать его отделения [11]. Пенсионный фонд стал первой независимой системой формирования и финансирования пенсионных накоплений и социальных выплат.

На сегодняшний день Пенсионный фонд является самым крупным по объему финансовых ресурсов внебюджетным фондом российской экономики.

Начиная с 90-х гг. ХХ в. идет активный процесс постоянного реформирования отечественной пенсионной системы: из «распределительной» в 2002 г. система была преобразована в «распределительно-накопительную», предполагающую разделение трудовой пенсии на две части: страховую и накопительную. Формирование указанных частей осуществлялось за счет страховых взносов работодателей в Пенсионный фонд. Взносы в страховую часть зависели от трудового стажа и размера заработной платы работника, в то время как накопительная часть помимо части взносов формировалась также с учетом доходов от инвестирования этой части. Тем самым у граждан появилась возможность управлять своей накопительной частью посредством выбора управляющей компании (негосударственного пенсионного фонда), который должен был осуществлять инвестирование данной части трудовой пенсии [11,10].


Однако новая система, несмотря на видимые преимущества, породила новые и обострила старые проблемы такие, как:

- недостаточный размер трудовых пенсий, их недостаточная индексация;

- дисбаланс между страховыми взносами и страховыми выплатами;

- «серые зарплаты»;

- постоянное финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ посредством федеральных ассигнований;

- низкий доход от инвестиционной деятельности.

Указанные недостатки побудили Правительство РФ начать новую пенсионную реформу. С 1 января 2015 г. был введен новый порядок определения трудовой пенсии, предполагающий введение двух изолированных видов пенсионного обеспечения: страховую пенсию и накопительную пенсию.

Согласно новым правилам начисления страховой пенсии для ее расчета будут использоваться, так называемые «пенсионные баллы», которые будут начисляться ежегодно. Размер пенсионных баллов будет зависеть от размера зарплаты, трудового стажа, пенсионного возраста.

Накопительная пенсия будет формироваться согласно пожеланиям застрахованного лица, который имеет право влиять на ее размер, определять управляющую компанию и рассчитывать на определенный доход от ее инвестирования.

Изучение деятельности Пенсионного фонда РФ в рамках новой пенсионной системы представляется актуальным.

Пенсионный фонд Российской Федерации является значимым российским финансовым институтом и самым крупным отечественным внебюджетным фондом, который является важной частью бюджетной системы РФ. Деятельность Пенсионного фонда специализируется на оказании государственных услуг на федеральном уровне в сфере социального и пенсионного обеспечения.

Таким образом, Пенсионный фонд РФ одновременно является и фондом денежных средств, и государственной финансовой некоммерческой организацией, которая осуществляет выплаты в рамках обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения за счет обязательных страховых взносов.

1.2 Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ в части выполнения своих функций посредством территориальных отделений осуществляет следующую деятельность:

- назначает и выплачивает пенсии гражданам РФ в рамках обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения;


- занимается формированием и выплатой средств пенсионных капиталов;

- осуществляет управление страховыми взносами на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

ПФР ведет исполнительно-распорядительную деятельность в рамках федеральных программ «Материнский капитал» и «Софинансирование пенсий», назначает и реализует социальные выплаты, участвует в софинансировании социальных программ субъектов РФ [9,78].

Пенсионный фонд РФ имеет сложную структуру, включающую различные подразделения. Главными органами управления ПФР являются Правление Фонда и Исполнительная дирекция ПФР. [10,2].

Правление Пенсионного фонда РФ является главным управленческим органом, реализующим общую стратегию управления пенсионной системой согласно российскому законодательству, утверждает перспективные и текущие функции и задачи ПФР, отвечает за их реализацию, в пределах своей компетенции осуществляет нормотворческую деятельность, связанную с вопросами функционирования ПФР. В его ведении находится формирование бюджета ПФР, утверждение отчетов о его исполнении.

Исполнительная дирекция ПФР является главным исполнительным органом Пенсионного фонда, находящимся в подчинении Правлению фонда. Исполнительная дирекция ПФР управляет от имени государства средствами пенсионного страхования в рамках российского законодательства и на основе решений Правления фонда. В подчинении Исполнительной дирекции находятся Центр персонифицированного учета, 82 отделения ПФР, 2 500 управлений [11,63].

2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации

2.1 Формирование доходов и расходования средств бюджета ПФР

Бюджет ПФР состоит из доходной и расходной части, доходы формируется посредством взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей - физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования, кроме того значительная часть формируется за счет средств федерального бюджета. Расходная часть бюджета ПФР направляется на выплату трудовых пенсий, которые теперь включают два элемента - страховую и накопительную части, а также пенсий в рамках государственного пенсионного обеспечения. К расходам Пенсионного фонда также относятся доплаты к пенсиям, реализация дополнительных льгот, установленных на федеральном уровне, расходы на софинансирование региональных программ, выплаты и переводы денежных средств по сертификатам материнского капитала.


Согласно отчетности, общие доходы бюджета Пенсионного фонда РФ по итогам 2016 года составили более 6 трлн рублей, а именно 6,16 трлн рублей, что в отношении с 2015 годом меньше на 0,2 трлн рублей. Доходы же по распределительной части выросли на 0,3 трлн рублей по сравнению с 2015 годом.

Что касается страховых взносов, то по сравнению с 2015 годом они выросли на 0,23 трлн руб. и составили в общей сумме 3,69 трлн руб.

Противоположная ситуация сложилась с межбюджетными трансфертами на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР и на компенсацию по выпадающим доходам ПФР. Здесь наблюдается уменьшение на 648,4 млрд рублей по отношению к 2015 году.

В законодательстве об обязательном пенсионном страховании было принято решение о том, чтобы направлять все страховые взносы в страховую часть трудовой пенсии, то в 2016 году соответственно наблюдается снижение взносов на накопительную часть пенсии. Так по сравнению с 2015 годом общие доходы бюджета ПФР по накопительной части уменьшились на 481, 7 млрд руб. и составили 836,6 млрд руб.

Согласно с Программой государственного софинансирования пенсии дополнительные страховые взносы граждан и работодателей, направленные в бюджет ПФР в пользу застрахованных лиц поступили на сумму 9,8 млрд. руб., что меньше чем в 2015 на 2,8 млрд. руб.

«Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступили средства в сумме 2,41 трлн рублей (в 2015 году -2,84 трлн рублей), в том числе:

- на осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ) - 358,5 млрд рублей (на 35,6 млрд рублей больше, чем в 2015 году);

- на предоставление материнского (семейного) капитала - 301 млрд рублей (на 59,7 млрд рублей больше, чем в 2015 году);

- на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков - 288,2 млрд рублей (на 41,9 млрд рублей меньше, чем в 2015 году);

- на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц - участников Программы государственного софинансирования пенсии, уплативших дополнительные страховые взносы в ПФР, - 12,4 млрд рублей (на 6,5 млрд рублей больше, чем в 2015 году);

- на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда - 0,34 трлн рублей (на 0,6 трлн рублей меньше, чем в 2015 году)». [9]

Проанализировав расходы бюджета ПФ России за 2016 можно сделать вывод о том, что в целом по сравнению с 2015 годом они уменьшились на 0,2 трлн руб. При этом та часть расходов бюджета Пенсионного фонда, которая не связана с накопительной частью трудовой пенсии превысила уровень 2015 года на 0,2 трлн руб.