Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, условия его формирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На данный момент уже переведены 214 млрд. руб. в Государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк» и 3млрд. руб. в частные компании. Более 399,2 млрд. руб. были переведены в негосударственные пенсионные фонды, которые вошли в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений, в начале II квартала 2015 г. в систему вошли 24 негосударственных пенсионных фонда. До 31 мая 2015 года негосударственные пенсионные фонды должны обеспечить передачу пенсионных средств тех застрахованных, которые выбрали другие компании. Если выбранный пенсионный фонд не вошел в систему гарантирования, то пенсионные накопления останутся у прежней компании до тех пор, пока выбранная компания не войдет в систему гарантирования. Если выбранная и прежняя компании так и не войдут в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений, то все пенсионные накопления возвратятся в Пенсионный фонд РФ [12].

В течение 2016 г. все пенсионные накопления: поступившие за III и IV кварталы 2014 г. и в 2015 г., средства по программе государственного софинансирования, средства материнского капитала, так и не переданные негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям, были временно размещены ПФР на банковских депозитах, в государственные сберегательные облигации и облигации федерального займа. В 2016 г. Пенсионный фонд провел о 25 депозитных аукционов по срокам размещения от 17 до 146 дней.

На банковских депозитах Пенсионный фонд РФ разместил средства на общую сумму 182 млрд. руб., доход по ним составил 13,9 млрд. руб. (доходность - 7,6% годовых).

В 2016 г. 141,2 млрд. руб. было инвестировано в государственные ценные бумаги с доходом 8,6 млрд. руб. (доходность - 6,1%).

Всего в 2016 году Пенсионным фондом было размещено 22,5 млрд. руб. с общей доходностью 7% годовых. Это достаточная доходность для негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний [8].

В конце 2012 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России». Пенсионным фондом в последние годы были предприняты определенные шаги по совершенствованию российской пенсионной системы [5].

Прежде всего, Пенсионным фондом РФ были проведены определенные мероприятия, в первую очередь информационного характера, в рамках осуществления выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.

В прошлом и текущем году каждый гражданин 1967 года рождения и моложе должен самостоятельно выбрать вариант пенсионного обеспечения. В данном случае есть выбор между двумя вариантами:


1) направить всю сумму взносов страховщика (работодателя) на финансирование только страховой пенсии;

2) распределить указанную сумму между страховой и накопительной пенсиями.

Необходимо отметить, что все ранее накопленные средства сохраняются в полном объеме. Средства пенсионных накоплений будут и далее инвестироваться, по достижении пенсионного возраста и принятия решения выхода на пенсию, они будут выплачены в полном объеме. Пенсионный фонд России на данный момент принимает от граждан соответствующие заявления о выборе варианта финансирования пенсии.

В целях совершенствования формирования пенсионных прав граждан в солидарной части пенсионной системы Пенсионным фондом был проведен ряд мероприятий. В 2014 г. усовершенствованный механизм формирования пенсионных прав по главному виду пенсии солидарной системе - страховой пенсии получил законодательное утверждение, в соответствии с законом была разработана и внедрена новая пенсионная формула, которая основана на зависимости размера пенсионного обеспечения от возраста выхода на пенсию. Пенсионные права по новой формуле учитываются в пенсионных баллах, число которых одновременно зависит от взносов работодателей, стажа работы и возраста выхода на пенсию. Высшие пенсионные баллы предусмотрены для тех граждан, которые планируют более поздний выход на пенсию.

Пенсионным фондом был реализован комплекс мер по совершенствованию формирования средств пенсионных накоплений и проведены мероприятия, гарантирующие сохранность средств пенсионных накоплений и обеспечивающих доходность от их инвестирования.

Согласно Федеральному закону «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» в 2014 г. была разработана система законодательных и организационных мер, которые будут обеспечивать сохранность пенсионных средств граждан, формирующих пенсионные накопления, как в Пенсионном фонде РФ, так и в негосударственных пенсионных фондах [2].

Новая система гарантирования включает два уровня. На первом уровне Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды обеспечивают гарантии за счет своих резервов. На данный момент правила формирования резервов и требования к ним устанавливаются Центральным банком РФ.

На втором уровне, в ситуации недостаточности резервов гарантирование обеспечивается Агентством по страхованию вкладов, которому Пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды обеспечивают ежегодные гарантийные взносы. На данный момент система гарантирования находится в стадии формирования, поскольку еще не все управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды вошли в нее. Для граждан в Пенсионном фонде России система начала работу в полном объеме с 1 января 2015 года. Негосударственный пенсионный фонд будет включен в систему гарантирования только после его реорганизации в акционерное общество и проведения комплексной проверки Центральным банком РФ. На данный момент в системе гарантирования уже действуют 24 негосударственных пенсионных фонда, список которых имеется на сайте Пенсионного фонда.


В целях совершенствования организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов в 2013 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий акционирование негосударственных пенсионных фондов [8].

Все негосударственные пенсионные фонды до 1 января 2016 года провели реорганизацию в акционерные общества, либо прекратили деятельность по формированию пенсионных накоплений граждан в системе обязательного пенсионного страхования. Тем негосударственным пенсионным фондам, которые провели реорганизацию и соответствуют всем требованиям для вхождения в систему гарантирования, Пенсионный фонд РФ будет перечислять на счета средства пенсионных накоплений граждан, подавших заявки на переход в негосударственный пенсионный фонд.

3.2 Стратегия и тактика ПФ РФ в перспективе

Частота, с которой одна реформа пенсионного обеспечения в постсоветской России сменяется другой, поражает воображение. Конечно возникает вопрос: насколько велика вероятность новой системе разделить судьбу предыдущих?

О сложности, непонятности и многочисленных изъянах пенсионной формулы сказано и написано достаточно. Основная ставка нынешнего пенсионного обеспечения сделана на распределительный вариант. Известно, что уровень пенсионного обеспечения характеризует коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. Величина коэффициента замещения прямо пропорциональна ставке взноса (в процентах от зарплаты), числу плательщиков взносов и обратно пропорциональна численности пенсионеров. Нет никаких предпосылок рассчитывать на приемлемую величину коэффициента замещения (достойную пенсию). Действительно, число пенсионеров и количество лет, которое они проживут на пенсии, будет только увеличиваться. Так, по данным Росстата в России отчетливо проявляется глобальная демографическая тенденция - старение населения. По прогнозам ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7 процентов. В 2015 году в нашей стране таких людей было 13 процентов. Все прогнозы на ближайшие 15-20 лет показывают заметные изменения в возрастном составе населения страны. Количество людей от 65 лет и старше увеличится на 60 процентов. Почти каждый пятый житель России в 2030 году будет старше 65 лет. Это количество пожилых людей превзойдет количество детей до 15 лет. Численность населения в возрастах 15-64 года уменьшится к 2025 году на 10 миллионов человек.


Что касается ставки взноса в пенсионный фонд, то она практически идентична тарифам в развитых странах, а вот размер заработной платы несопоставимо меньше. Соответственно, невелика и пенсия у наших соотечественников. К примеру, средняя ежегодная зарплата в 1913 году (пересчитанная по курсу доллара) составляла 313 440 современных рублей. За 2016 год по данным Росстата - 320 280 рублей. Низкая заработная плата в нашей стране обусловлена тем, что большинство российских граждан занято в отраслях с низкой производительностью труда. Работодатели отдают предпочтение расширению ручного труда перед затратами на новую технику и модернизацию производства. Низкая оплата труда способствует консервации отсталости, не побуждает работника повышать квалификацию, совершенствовать мастерство, формирует недостаточный платежный спрос населения.

Никак не удается ликвидировать такое негативное явление как задержка с выплатой зарплаты.

По данным портала Superjob, треть работающих россиян согласна получать небольшую часть официальной зарплаты, остальное в конверте. Высоко число и неплательщиков взносов. Не так давно, вице-премьер российского правительства О. Голодец сообщила: «38 миллионов взрослых россиян не понятно где и чем заняты… , 22,5 миллиона граждан страны не платят взносы в ПФР». Какого же все-таки общее число трудоспособного населения России и структура его занятости? Н. Зубаревич приводит следующие данные: «Около 19 миллионов в бюджетном секторе (27 процентов экономически активного населения); 17 миллионов заняты на крупных и средних предприятиях и организациях бизнеса (23 процента); 10-11 миллионов заняты в компаниях малого бизнеса; 5-6 миллионов - индивидуальные предприниматели. Суммарно - это 51-52 миллиона человек. Еще 4 миллиона - безработные. 17-19 миллионов - «серая» зона. Меняется характер труда. Занятость на крупных и средних предприятиях устойчиво сокращается». В последнее время значительно увеличилось число работников, работающих от случая к случаю, не оформляющих свои отношения с работодателями. По подсчетам специалистов таких работников уже набирается до 30 процентов от количества россиян трудоспособного возраста. Еще одна неприятность - неприемлемо высокая смертность среди работающих граждан (в три раза выше, чем в странах ЕС).

Таким образом, о приемлемой величине коэффициента замещения, то есть достойном материальном положении российских пенсионеров говорить не приходится.

Наряду с перечисленными, характерны также высокая инфляция, существенное материальное расслоение (доходы богатых россиян превышают доходы бедных в 14 раз) и издержки, связанные с выплатой досрочных пенсий. Усугубляет ситуацию всеобщее недоверие и проживание в парадигме «здесь и сейчас», - перспектива - сегодняшний день.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имеющиеся проблемы можно разделить на объективные и субъективные. Если последние можно и нужно устранить путем решительного вмешательства государства и изменения существующей парадигмы на парадигму ответственности за свое будущее, то риски объективных проблем могут быть минимизированы только с помощью хорошо продуманной и сконструированной пенсионной системы, над созданием которой и следует серьезно потрудиться.

Главной задачей пенсионной системы является сглаживание колебаний в уровне потребления, сохранение у пенсионеров прежнего уровня питания, одежды, комфортного жилья, медицинских услуг, путем увеличения объема производства, а не способа организации пенсионной системы (распределительного или накопительного) в той или иной конкретной стране.

Можно попытаться смоделировать пенсионную систему России, способную адекватно противостоять существующим проблемам и стратегическим вызовам. Это должна быть система с хорошо отлаженным механизмом формирования рынка труда, миграционной политики, финансов и экономики, здравоохранения. Главные действующие лица, - государство, работники, работодатели. Участники должны проникнуться ее смыслом и доверием. Основа системы - новый межпоколенческий договор, базирующийся на рациональном распределении природных ресурсов и капитала, оптимальном соотношении взносов и выплат, учитывающий изменения в социально-трудовых отношениях. Система должна отражать интересы групп с различными доходами. Наконец, учитывая разную структуру потребления у «молодых» стариков и «старых» (старше 75 лет), задействуя комплексность, удовлетворять запросы последних в лечении, услугах по уходу и т.д.

Не вызывает сомнения тот факт, что реализовать вышеобозначенное возможно при симбиозе распределительной и накопительной систем и возможности оперативной перенастройки на доминирование одной из них при соответствующем изменении социально-экономического положения в стране.

Если рассматривать более длительную перспективу, то не возникает сомнений, - дезинтеграция всего и вся приведет к тому, что пенсия станет личным делом каждого. Вообще для этого периода человеческой жизни станет характерна тотальная индивидуализация: питания, медицины, образования.

Для решения тех проблем, что существуют в нашей стране в системе ПФ РФ на данном этапе будет целесообразным обсудить с участием соответствующих органов и министерств ведение дальнейшей политики с целью: