Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, условия его формирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Снижение расходов бюджета ПФР в 2016 году (при одновременном росте расходов на пенсионное обеспечение граждан) связано в первую очередь с переходом с 1 января 2014 года на кассовое обслуживание исполнения бюджета ПФР в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства РФ. В связи с этим финансирование расходов ПФР за январь 2016 года осуществлялось в декабре 2015 года. Кроме того, в связи с изменением законодательства в 2016 году ПФР передал в негосударственные пенсионные фонды средства пенсионных накоплений в сумме 1,3 млрд рублей, что составляет 0,3% от показателя 2015 года, что также отразилось на общем объеме расходов бюджета Фонда.

Рассмотрев данные за 2016 год, можно сделать вывод о том, что расходы бюджета ПФР, направленные на реализацию тех или иных целей увеличились или уменьшились.

В таблице 1 представлены основные направления расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таблица 1- Основные направления расходов ПФ РФ в 2016г

Страховая часть трудовой пенсии

4 977,0

Пенсионные накопления

20,0

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

344,5

Федеральная социальная доплата к пенсии

36,9

Компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособными гражданами

33,9

Ежемесячная выплата по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы

25,3

Социальные ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ)

341,4

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров

6,7

Дополнительное материальное обеспечение пенсионеров за выдающиеся достижения и заслуги перед РФ

3,6

_

Досрочные пенсии безработным гражданам

2,8

Материнский капитал

270,7

Развитие инфраструктуры ПФР

3,3

Софинансирование социальных программ субъектов РФ

1,0

_

Как видно из таблицы в 2016 году выделено 5,4 трлн рублей на пенсионное обеспечение ( в 2015 на 161,6 млрд руб. меньше). Из этой суммы около 5 трлн рублей направили на выплату трудовых пенсий (в 2015 меньше на 144,4 млрд руб.) (таблица 1).

Также Пенсионным фондом в 2016 году было направлено 270,7 млрд руб. на материнский капитал (в 2015 меньше на 33,3 млрд руб.).


Увеличилась сумма ежемесячных выплат отдельным категориям граждан на 11,3 млрд руб. и составила 341,4 млрд руб.

Та часть расходов средств бюджета ПФ РФ, которые направляются на соц. Доплаты к пенсии в 2015 году составили 36,9 млрд рублей. Это на 5,6 млрд рублей больше, чем в 2015 году.

Если рассматривать накопительную составляющую бюджета, то в этой части расходы были в 2016 г. 22,1 млрд рублей, что значительно ниже показателей 2015 года, т.к. в предыдущем году они стояли на отметке 391,7 млрд руб.

Стоит отметить, что увеличились расходы на единовременную выплату средств пенсионных накоплений на 1 млрд рублей ( в 2016 - 17,8 млрд руб.), а также на выплатам по накопительной части пенсии на 53,9 млн руб. ( в 2015 136.5 млн руб.)

2.2 Дефицит бюджета Пенсионного фонда России

Пенсионный фонд является важной составляющей экономической деятельности любого государства. Ведь его основная цель - обеспечить человека необходимым уровнем благ посредством перераспределения его заработка во времени и пространстве.

Являясь крупнейшим социальным институтом страны в области государственного управления финансами пенсионного обеспечения, ПФР - одна из важнейших структур системы государственных финансов Российской Федерации, формирующая социальную стабильность в обществе. Бюджет ПФР как свод доходов и расходов, обеспечивающий финансовыми ресурсами государственную пенсионную систему Российской Федерации, является автономным, не зависит от бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, других фондов и его средства изъятию в другие бюджеты и фонды не подлежат. [7, 166

По итогам 2016 года общий объем доходов бюджета Фонда в сумме составил 6 159 065 449,7 тыс. рублей (см. Таблица. 1),

Таблица 2 -- Показатели бюджета ПФ РФ

(млрд. рублей)

Показатель

2014

2015

2016

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Доходы бюджета

6227,61

6388,39

6289,96

6159,07

6995,17

448,5

Расходы бюджета

6418,64

6378,55

6416,41

6190,13

7618,15

255,51

Величина дефицита/ профицита бюджета

-192,02

9,84

126,45

-31,06

622,98

192,64


Из таблицы 2 видно, что объем дефицита бюджета Пенсионного фонда в 2016 году в сумме составил 31 062 370,1 тыс. рублей 9 (рис. 3), в том числе дефицит бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 92 540 206,9 тыс. рублей и профицит бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 61 477 836,8 тыс. рублей. [6]

15 апреля 2015 года был одобрен Советом Федерации закон, согласно которому внесены изменения в бюджет Пенсионного фонда РФ на 2016 и на плановые 2017 - 18 гг.

По данному закону будет повышение дохода бюджета с 6,995 трлн руб. до 7,147 трлн рублей.

Расходы ПФР в 2017 году также увеличатся -- с предусмотренных ранее 7,618 трлн рублей до 7,77 трлн рублей.

Стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 апреля 2015 года повышается с 71 рублей 91 копейки до 78 рубля 58 копейки. Его стоимость была скорректирована исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 год, который составил 11,4 % (ранее рост потребительских цен был запланирован на уровне 7,5 %).

В новой редакции дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ (ПФР) сохраняется на уровне 623 млрд рублей, который был запланирован в действующей редакции закона о бюджете ПФР. [6]

На основании вышеизложенного, следует отметить, что одной из важнейших проблем является растущий дефицит бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации. Поэтому, чтобы решить данную проблему, Министерство Финансов Российской Федерации предлагало увеличить возраст выxода на пенсию и сокращение пенсии. Пенсионный возраст xотели увеличить до 63 лет для мужчин и женщин. По плану Министерства Финансов, пенсионный возраст должен был быть повышен с 2016 года на полгода и уже к 2022 году он достиг бы до нужного уровня для мужчин и к 2032 году -- для женщин, но несмотря на требования финансовых ведомств сэкономить на пенсиях, повысив пенсионный возраст, эта мера так и не была применена государством.

Реформа пенсионного законодательства 2015 г., разделившая единую пенсию на две части (страховую и накопительную), сохранила для обеих пенсий тот же пенсионный возраст, что и раньше.

Существуют и другие варианты пенсионного возраста: для граждан, получающих пенсию по государственному пенсионному обеспечению (самостоятельная система пенсий, отдельная от общей, разделенной на страховую и накопительную). Это так называемая социальная пенсия по старости. Она предназначена для граждан, за которых не платились взносы в ПФР или НПФ на трудовую пенсию, а с 2015 г. - страховую и накопительную части пенсии по причине отсутствия официальной трудовой деятельности.


Социальная пенсия по возрасту назначается:

-представителям малочисленных народов Севера (женщинам - с 50, мужчинам - с 55 лет);

-гражданам, достигшим 60 (женщины) и 65 (мужчины) лет.

Не изменился минимальный возраст назначения и для социальной пенсии по старости. [11] Таким образом, законодатель решил не использовать увеличение пенсионного возраста, двигаясь по пути стимулирования граждан добровольно переносить оформление пенсии на более поздние сроки, но зато установил для этого правила. В частности, это увеличение накопительной и страховой пенсии, а также возможность государственного софинансирования накопительной пенсии на очень выгодных условиях.

3.Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

3.1 Деятельность Пенсионного фонда в рамках новой пенсионной системы

В 2016 г. деятельность Пенсионного фонда можно считать удовлетворительной, размер

дефицита в 2015 г. мало изменился по сравнению с 2014 г., закрепившись на отметке 30 млрд. руб. Самое существенное изменение произошло в сокращении доходных и расходных статей по накопительной составляющей трудовой пенсии: по доходной части изменения составили 508,4 млрд. руб., по расходной - 369,6 млрд. руб., что было вызвано изменениями в российском пенсионном законодательстве [12].

Согласно изменениям в законодательстве отчисления на накопительную часть пенсии были направлены на формирование страховой части трудовой пенсии. Были заморожены все переводы средств пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях, с целью исполнения требований Банка России по вхождению в систему сохранности пенсионных накоплений.

Пенсионный фонд РФ является главным распорядителем средств накопительной пенсионной системы. Застрахованные лица по законодательству обязаны сделать выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, куда направляются пенсионные накопления. Управлением оставшихся в Пенсионном фонде накопительных средств занимается ГУК «Внешэкономбанк», которая осуществляет инвестирование этих средств. В 2016 г. объем инвестированных Внешэкономбанком пенсионных накоплений составил 1,5 трлн. руб. [10].


В 2016 г. деятельность Пенсионного фонда РФ была ориентирована на введение новых правил учета страховой пенсии. Согласно законодательным изменениям в 2015 г. в России начала действовать новая пенсионная система, которая предполагает изолированное формирование двух пенсий - страховой и накопительной.

Пенсионные баллы представляют собой пенсионные коэффициенты, с помощью которых определяются размеры будущей страховой пенсии, они начисляются ежегодно в виде индивидуального коэффициента и зависят от стажа работы, размера заработной платы и времени, когда человек выходит на пенсию. В конечном итоге происходит подсчет всех баллов и их перерасчет в денежную форму.

В новой пенсионной системе сохраняются ежегодные индексации и базовый размер страховой пенсии, начиная с 2015 г. индексация применяется только по отношению к стоимости пенсионного балла и не распространяется на накопленные средства.

Изменения в пенсионной системе затронули, и возможность перевода средств управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам с целью формирования накопительной части. В 2014 г. все заявления на перевод средств принимались только Пенсионным фондом РФ, все остальные частные компании утратили такую возможность. Результатом стало уменьшение количества заявлений о переводе денежных средств более чем в 2,7 раза - 6,7 млн. заявлений в 2015 г., против 18,1 млн. заявлении, поданных в 2014 г. Принятие решений о переводе средств в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд осуществляется согласно заявлению с самой поздней датой независимо от остальных ранее поданных застрахованным лицом заявлений. За 2014 г. было одобрено 12,3 млн. заявлений, однако только 10,4 млн. заявлений были готовы к исполнению, а оставшаяся часть будет исполнена в 2015 г., если заявителями не будет внесено новых изменений и при условии, что выбранная управляющая компания (негосударственный страховой фонд) будет в системе гарантирования пенсионных накоплений [12].

Количество клиентов управляющих компаний и негосударственных страховых фондов в 2014 г., не смотря на запрет, изменилось: увеличилось количество застрахованных лиц, чьи пенсионные накопления переведены в Государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк», за счет новых участников системы, сократилось количество клиентов негосударственных пенсионных фондах, по причине закрытия или реорганизации самих компаний.

Как только негосударственные пенсионные фонды станут участниками системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений, они будут получать пенсионные средства на основе поданных заявлений со стороны страхователей. Передаваемые средства состоят из страховых взносов на накопительную пенсию, поступающих задолженностей страхователей, добровольных взносов застрахованных лиц по Программе софинансирования, средства материнского капитала и инвестиционный доход, полученный от временного размещения Пенсионным фондом пенсионных средств.