Файл: Понятие хозяйственного учета, его виды, учетные измерители.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 3
1.2 Виды хозяйственного учета
Система хозяйственного учета представляет собой совокупность статистического, налогового, оперативного и бухгалтерского учета. Статистический учет - это система сбора и обработки данных о системе хозяйственного учета представляет собой совокупность статистического, налогового и бухгалтерского учета массовых хозяйственных и общественных явлениях не только в рамках предприятия, но и в регионе, стране, мире. Статистический учет производственных процессов тесно связан с бухгалтерским учетом, так как имеет одну информационную основу. Его данные используются для экономического анализа и прогнозирования на перспективу. В статистических исследованиях широко используются выборочный метод наблюдения и регистрации, единовременный учет и переписи, а также данные оперативного и бухгалтерского учета. Статистический учет ведется специалистами, работающими в специализированных организациях (комитетах по статистике), которые создаются и объединяются по территориальному признаку. Предприятия и организации представляют в комитеты по статистике специальную отчетность по утвержденным формам.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. При этом все налогоплательщики определяют налоговую базу на прибыль за налоговый период - календарный год и за отчетный период - первый квартал, полугодие, девять месяцев. Цель налогового учета - формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения пользователей этой информации для контроля за правильностью расчета налогов, полнотой и своевременностью их уплаты. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.
Налоговый учет объектов и хозяйственных операций ведется следующим образом:
- отдельные объекты и операции учитываются по данным бухгалтерского учета, если порядок налогового учета совпадает с бухгалтерским учетом этих объектов и операций, то есть налоговая база может определяться по данным соответствующих бухгалтерских регистров;
- если порядок налогового учета отдельных объектов и операций отличается от бухгалтерского учета этих объектов и операций, то налоговая база определяется по данным налогового учета, которые не совпадают с данными бухгалтерского учета;
- специфика налогового учета отдельных объектов и операций, по которым предусмотрена вариантность учета в соответствии с налоговым законодательством, оформляются в учетной налоговой политике организации, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя.
Оперативный учет - это система ежедневного сбора хозяйственной информации, уточняющей данные бухгалтерского учёта о себестоимости и выпуске продукции, расходе фонда заработной платы, рентабельности и ряда других показателей делового цикла. Посредством оперативного учёта осуществляется своевременное обобщение числовых данных в документах первичного бухгалтерского учёта и соблюдается принцип ажура. Высокая оперативность данного вида учёта обеспечивается за счёт краткости и быстроты, поскольку оперативный учёт не предполагает обязательности документирования операций. Метод оперативного учёта состоит в непосредственном наблюдении хозяйственных операций, причём также и тех, которые невозможно непосредственно отразить в бухгалтерском учёте ― таких, как: явка работников, нагрузка на производственные мощности, простои, режим технологического процесса, характер брака. Специфика этого метода объясняет тот факт, что в оперативно-техническом учёте чаще всего применяются натуральные и трудовые измерители.
Бухгалтерский учет - это система непрерывного и взаимосвязанного наблюдения и контроля хозяйственной деятельности организации с целью получения текущих и обобщенных показателей. Бухгалтерский учет имеет свои особенности, которые отличают его от других видов учета:
- осуществляется только на основании документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства;
- непрерывен по времени (изо дня в день);
- сплошной по охвату операций (без пропусков каких-либо фактов хозяйственной жизни);
- использует свои особые способы обработки данных (бухгалтерские счета, двойную запись, баланс и т.д.)
В бухгалтерском учете используют все виды измерителей, однако, особое значение приобретает денежный измеритель. Бухгалтерский учет является информационной основой управления. Показатели, представленные в бухгалтерской отчетности, предназначены не только для внутренних, но и для внешних пользователей, (таблица 1)
Таблица 1
Характеристика пользователей бухгалтерской отчетности
Внутренние пользователи |
Требования к информации |
Внешние пользователи |
Требования к информации |
Руководители различных уровней управления |
Для принятия управленческих решений необходима как отчетная, так и текущая информация в денежном и в натуральном выражении |
Инвесторы |
Нуждаются в информации о наличии и движении имущества, финансовых результатах деятельности для оценки величины дивидендов и иных доходов от участия в капитале, в оценке рисков инвестиций |
Работники |
Оценка возможных дополнительных выплат или социальных программ за счет прибыли |
Государственные служащие |
Для формирования проектов доходов и расходов бюджетов различных уровней и оценки эффективности целевых программ |
Налоговые органы |
Для контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов |
||
Представители страховых компаний |
Для оценки страховых рисков и разработки новых пакетов страховых услуг |
||
Общественность |
Оценка потенциальных работодателей, возможность выгодного приобретения ценных бумаг организации и т.п. |
||
Банки и иные кредитные организации |
Оценка кредитоспособности заемщиков |
||
Поставщики и иные кредиторы |
Оценка платежеспособности |
||
Покупатели и клиенты |
Оценка возможности длительных и выгодных отношений, конкурентоспособности и т.п. |
Подчинение бухгалтерского учета целям управления привело к тому, что в США бухгалтерский учет стали разделять на финансовый учет и управленческий учет. Впервые их различия сформулировал Чарльз Хорнгрен в середине ХХ в. (таблица 2).
Финансовый учет – это система наблюдения и получения информации о хозяйственной деятельности организации. Данные финансового учета используются как руководством предприятия, так и внешними пользователями (инвесторами, банками, налоговыми инспекциями и т.д.).
Управленческий учет необходим руководителям для получения информации с целью эффективного управления деятельностью предприятия.
Таблица 2
Сравнение финансового и управленческого учета
Признак |
Управленческий учет |
Финансовый учет |
1. Потребители Информации |
Внутренние пользователи (менеджеры, администраторы и т.п.) |
Внешние пользователи (налоговые органы, банки, инвесторы, акционеры, инвесторы и др.) |
2. Цель учета |
Обеспечение информацией управляющих и менеджеров различных уровней для принятия управленческих решений |
Составление отчетности для внешних пользователей для того, чтобы они могли оценить финансовое положение фирмы |
3. Свобода выбора способов учета |
Полная свобода, основанная на профессиональной компетенции и ответственности бухгалтера |
Четко определенные принципы в соответствии с законодательством |
4. Временной аспект |
Нацелен на будущее (прогнозы, сметы, бюджеты и т.п.) |
Отражение и оценка прошлых (свершившихся) событий |
5.Измерители |
Как натуральные, так и денежные |
Только денежные измерители |
6. Отчетный период |
Период, удобный для администрации, – день, неделя, декада, месяц и др. |
Календарный год с разбивкой на кварталы. Данные представляются нарастающим итогом |
7.Набор показателей. |
Не определен |
Определен соответствующими стандартами |
8. Степень открытости Отчетных показателей |
Коммерческая тайна, доступ только руководству |
Открыты и доступны всем желающим, публичны |
9.Степень Ответственности |
Дисциплинарная ответственность, выговор (порицание), лишение премии |
Административная (штрафы) или уголовная ответственность |
Учетные измерители хозяйственного учета
Для получения количественных показателей о событиях, явлениях и фактах в жизни общества применяют различные единицы измерения. В хозяйственном учете выделяют три вида измерителей: натуральный, денежный и трудовой.
Натуральные измерители исторически применяют в сфере деятельности людей для измерения объектов учета в их естественном, натуральном виде. Количество однородных объектов подсчитывают в штуках, парах, комплектах. Вес в килограммах, тоннах, центнерах. Длину в сантиметрах, метрах, километрах. Объем в литрах, декалитрах, куболитрах; время в часах, минутах, днях. Существуют и условно - натуральные единицы измерения. Для измерения объектов и процессов в натуральных измерителях существуют различные приборы и устройства, различные рулетки, весы, спидометры, электросчетчики и др.
Трудовыми измерителями определяют трудоемкость выполняемой работы при производстве каких-либо изделий, для начисления заработной платы, определения потерь от простоев. Эти измерители применяются там, где используется труд человека характеризуют затраты труда человека в течение определенного времени - за минуту, час, день (человеко-час, человеко-день). Денежный измеритель является наиболее универсальным и находит основное применение в сфере экономики. Он применяется для измерения тех объектов, которые имеют стоимость. Национальной денежной единицей РБ является рубль РБ. В странах ЕЭС - евро. Использование денежной единицы позволяет измерить, т. е. оценить любые разнородные объекты и результаты оценки сложить. Полученная итоговая сумма будет представлять собой совокупную стоимость этих разнородных объектов, которую в натуральных измерителях получить невозможно. В учете стоимостные измерители могут использоваться в совокупности с натуральными или трудовыми, когда указывается количество объектов, цена за единицу и, после умножения - общая их стоимость.
Глава 2: Понятие бухгалтерского учета
Бухгалтерский учёт - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает финансово-хозяйственная деятельность организации. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые могут объединяться в две группы:
- объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;
- объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.
К первой группе относятся имущество организации, состоящее из различных видов средств и обязательств, а ко второй - хозяйственные процессы и их результаты. Для эффективного использования активов необходимо знать, какие его виды имеются в организации и как они размещены, а также источники образования этого имущества и их целевое назначение. Поэтому необходима классификация имущества в двух разрезах:
- по составу и размещению;
- по источникам образования и назначению.
По составу и размещению имущество можно подразделить на следующие основные группы: не оборотные активы, оборотные активы и отвлеченные активы. Не оборотные активы подразделяются на основные средства и нематериальные активы. В группу основных средств, входят: здания, сооружения, производственные машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и др. В процессе использования основные средства постепенно изнашиваются, и их стоимость включается в себестоимость продукции (работ, услуг) частями путем начисления амортизации.
Нематериальные активы - объекты долгосрочного пользования, имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на патентообладателя на патенты, изобретения, промышленные образцы, а также иные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока их пользования. К не оборотным активам можно условно отнести вложения, в не оборотные активы - средства, находящиеся в пока что неоконченном строительстве вложенные в приобретение, реконструкцию не оборотных активов, модернизацию и техническое перевооружение. Причем часть вне оборотных активов может быть отвлечена или передана во временное пользование другим организациям, например по договорам аренды. В эту группу можно отнести отложенные налоговые активы, образовавшиеся в результате возникновения разницы по данным бухгалтерского и налогового учета. Оборотные активы подразделяются на следующие группы: материально-производственные запасы, денежные средства, финансовые активы и средства в расчетах. Значительную часть оборотных активов составляют материально-производственные запасы: материалы, готовая продукция, незавершенное производство и товары. Материалы необходимы для производственной деятельности в основном в качестве сырья, топлива и различных вспомогательных материалов. Незавершенное производство - это ресурсы предприятия, которые находятся непосредственно в процессе производства, но еще не превращены в готовую продукцию. Например, это затраты на сырье, материалы, оплату труда и т.д. на производство продукции, которая еще не прошла все стадии обработки (автомобиль на конвейере в машиностроительной промышленности и т.п.).