Файл: Управление оборотными средствами на предприятии (Теоретические основы определения оборотных средств предприятия)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При учете материалов по учетным ценам отражение операций может строиться:

  • непосредственно на счете 10 «Материалы» (с отражением разни­цы между фактической себестоимостью продукции и ее стоимостью по учетным ценам на отдельном субсчете, например, «Отклонения фактиче­ской себестоимости материалов от их учетной стоимости»);
  • с применением счета 15 «Заготовление и приобретение матери­альных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценно­стей» [21, с.23].

При отражении операций с использованием счетов 15 и 16 на сче­те 15 собираются все расходы, связанные с приобретением материалов, т. е. отражается их фактическая себестоимость. На основании поступив­ших в организацию расчетных документов поставщиков на всю сумму акцептованных счетов (принятых к оплате) производится запись по де­бету счета 15 и дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость» (на сумму НДС, уплаченного поставщику), а в зависимости от того, отку­да поступили те или иные ценности и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие, по кредиту счетов:

  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших материа­лов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженче­ских организации и транспортно-заготовительными расходами, вклю­ченными в счета поставщиков (включая оплату процентов за кредит, предоставленный поставщиками на приобретение материально-производственных запасов);
  • 23 «Вспомога­тельные производства» - на расходы вспомогательных цехов, оказанные в процессе заготовления и доставки материальных ценностей;
  • 71 «Расче­ты с подотчетными лицами» - на сумму расходов, оплаченных подотчет­ными лицами по заготовке, приобретению и доставке материалов;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость ус­луг, оказанных различными организациями по заготовке и доставке ма­териалов (транспортным организациям и др.), а также за приобретенные у них материалы, и др. счета.

Таким образом, но дебету счета 15 формируется информация о фак­тической себестоимости материально-производственных запасов, а по кредиту - информация об их учетной цене.

Оприходование фактически поступивших материалов по принятым в организации учетным ценам оформляется записью:

Дебет счета 10 «Материалы», Кредит счета 15 «Заготовление и при­обретение материальных ценностей».

Сумма разницы между стоимостью фактически поступивших в орга­низацию материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения этих материалов списывается со счета 15 на счет 16 «От­клонение в стоимости материальных ценностей»:


Дебет счета 16, Кредит счета 15 - списана сумма превышения факти­ческой стоимости поступивших материальных ценностей над их учетной ценой или Дебет счета 15, Кредит счета 16 - списана сумма экономии между фактической стоимостью поступивших материальных ценностей и их учетной ценой. [16, c.65]

Остаток по счету 15 на конец месяца показывает наличие материаль­ных ценностей в пути.

Накопленные на счете 16 дебетовые и кредитовые отклонения от учетных цен списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (в дебет счета 44 «Расходы на продажу» - организациями, осуществляющими торговую деятельность) пропорционально стоимости по учетным ценам израсходованных в про­изводстве материалов.

К транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся:

  • расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих ма­териалов согласно договору;
  • расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата ор­ганизации;
  • расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
  • наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
  • плата за хранение материалов в местах приобретения, на железно­дорожных станциях, портах, пристанях;
  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связан­ные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому уче­ту;
  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли и другие расходы [21, с.25].

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации могут приниматься к учету путем:

1) отнесения транспортно-заготовительных расходов на отдельный счет 15 «Заготовление и приобрете­ние материалов» согласно расчетным документам поставщика;

2) отнесения транспортно-заготовительных расходов на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

3) непосредственного (прямого) включения транспортно-заготовительных расходов в фактическую се­бестоимость материала (присоединение к договорной цене материала).

Первый способ отражения транспортно-заготовительных расходов могут применять только те организа­ции, которые приходуют материалы по учетным ценам (цена поставщи­ка, фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или года, планово-расчетная цена, средняя цена аналогичных материалов). Учетную цену материалов фирма устанавливает само­стоятельно.


При учете транспортно-заготовительных расходов по второму способу необходимо сначала определить процент транспортно-заготовительных расходов, подлежащих списанию, а затем сумму транспортно-заготовительных расходов, которая долж­на быть списана. [12, c.54]

Процент, который следует использовать при списании транспортно-заготовительных расходов на увеличение учетной стоимости израсходованных материалов, рассчитывается следующим об­разом (формула 3):

ТЗР (%) = (ТЗРнач + ТЗРмес) / (Мнач + Ммес) • 100% (3)

где: ТЗРнач - остаток транспортно-заготовительных расходов на начало

месяца (отчетного периода);

ТЗРмес - общая сумма транспортно-заготовительных расходов за

прошедший месяц (отчетный период);

Мнач - стоимость материалов на начало месяца (отчетного периода);

Ммес - стоимость материалов, поступивших в течение месяца.

Сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая списанию, на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов определяется так (формула 4):

Мпр • ТЗР(%) (4)

где: Мпр - стоимость материалов, отпущенных в производство.

Непосредственное (прямое) включение транспортно-заготовительных расходов в фактическую себе­стоимость материала целесообразно в организациях с небольшой но­менклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Конкретный вариант учета транспортно-заготовительных расходов устанавливается организацией само­стоятельно и отражается в учетной политике.

При небольшом удельном весе транспортно-заготовительных расходов (не более 10% к учетной стоимо­сти материалов) их сумма может полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных материалов сразу по окончании месяца.

Для учета снижения стоимости материалов используют счет 14 «Ре­зервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Образование резерва под снижение стоимости материальных ценно­стей в учете отражается в конце года:

Дебет 91-2 «Прочие расходы», Кредит 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Зарезервированная сумма восстанавливается в следующем отчетном периоде по мере списания материальных ценностей, по которым образо­ван резерв, либо при повышении рыночной стоимости материальных ценностей.

Уменьшение резерва отражается записью:

Дебет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценно­стей», Кредит 91-1 «Прочие доходы», т.е. списывается на тот же источник, за счет которого этот резерв созда­вался.


Аналитический учет по счету 14 ведется по каждому резерву. Закры­тие счета 14 означает, что все материальные ценности будут израсходова­ны в течение следующего отчетного периода.

Возьмем несколько хозяйственных операций по разделу II «Производственные запасы» из практической деятельности ЗАО «Славянское».

ЗАО «Славянское» приобрело материалы производствен­ного назначения на сумму 118 000 руб., в том числе НДС, предъяв­ленный поставщику, - 18000 руб. До оплаты ценностей поставщику ЗАО «Славянское» передало эти материалы в качестве вклада в уставный капитал.

В бухгалтерском учете ЗАО «Славянское» данные хозяйственные опе­рации отражены следующим образом:

1. Оприходование поступивших материальных ценностей:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100 000 руб.

2. Принята к учету соответствующая сумма НДС:

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям» [8, c.54]

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 18 000 руб.

3. Списана сумма НДС:

Дебет счета 58 «Финансовые вложения»

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приоб­ретенным ценностям» 18 000 руб.

4. Списана стоимость материалов без НДС:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 10 «Материалы» 100 000 руб.

5. Отражены финансовые вложения, осуществленные путем передачи в уставный капитал материалов:

Дебет счета 58 «Финансовые вложения»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» 100 000 руб.

6. Если оценка вклада организации составляет сумму меньшую, чем стоимость материалов, например, 60 000 руб., то в бухгалтер­ском учете вместо проводки 5 формируется проводка:

Дебет счета 58 «Финансовые вложения»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» 42 000 руб.

7. На счете 91 выявляется отрицательный финансовый резуль­тат 58 000 руб. (100 000 руб. - 42 000 руб.).

Согласно учетной политике ЗАО «Славянское» в бухгал­терском учете отражает сырье по учетным ценам с использова­нием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных цен­ностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценно­стей». Учетная цена сырья - 80,0 руб. за 1 кг.

В январе 2017-го года ЗАО «Славянское» приобрело одну партию сырья в размере 300 кг по цене 160 руб. за 1 кг (в том числе НДС - 24,4 руб.); вторую партию сырья - 100 кг по цене 132 руб. за 1 кг (в том числе НДС - 20,14 руб.); третью партию сырья - 250 кг по цене 111 руб. за 1 кг (в том числе НДС - 16,93 руб.).

На начало января текущего года на складе ЗАО «Славянское» остатков этого сырья нет. В том же месяце 250 кг сырья передано подразделению предприятия, выделенно­му на отдельный баланс.


Были сделаны следующие бухгалтерские проводки:

1. В январе 2017 г. бухгалтерия ЗАО «Славянское» отразила задолженность перед поставщиком первой партии сырья:

Дебет 15 счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 40 680 руб. [300 кг • (160 руб. - 24,4 руб.)].

2. Отражен НДС по приобретенной партии сырья:

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 7320 руб. (24,40 руб. • 300 кг).

3. Оприходовано сырье по учетной цене: Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 24 000 руб. (80 руб. • 300 кг).

4. Отражено отклонение между фактической себестоимостью сырья и учетной ценой:

Дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценно­стей»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 16 680 руб. (40 680 руб. - 24 000 руб.).

5. Отражена задолженность перед поставщиком второй партии сырья:

Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 11186 руб. [100 кг • (132 руб. - 20,14 руб.)].

6. Отражен налог на добавленную стоимость по приобретенной партии сырья:

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 2014 руб. (20,14 руб. • 100 кг).

7. Оприходовано сырье по учетной цене:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 80 000 руб. (80 руб. • 100 кг).

8. Отражено отклонение между фактической себестоимостью сырья и учетной ценой:

Дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценно­стей»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 3186 руб. (11186 руб. - 8000 руб.).

9. Отражена задолженность перед поставщиком третьей партии сырья:

Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 23 518 руб. [(111 руб. - 16,93 руб.) • 250 кг].

10. Отражен НДС по приобретенной партии сырья:

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 4233 руб. (16,93 руб. • 250 кг).

11. Оприходовано сырье по учетной цене:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 20 000 руб. (80 руб. • 250 кг).