Файл: Патронаж над дееспособными гражданами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная опека и попечительство в России

Отдел опеки и попечительства – связующее звено между ребенком из детского дома и приемной семьей. Орган опеки и попечительства является органом исполнительной власти РФ, который выполняет функции опеки и попечительства. В Иркутской области существует Министерство опеки и попечительства, которое занимается решением вопросов детей-сирот.

Все вышеперечисленные органы направлены на обеспечение быстрого решения вопросов опекунства. На деле же граждане сталкиваются с множеством бюрократических проблем, которые ставит перед ними отдел опеки и попечительства. Некоторые из них даже заставляют отказаться от приемных детей. Какие документы необходимо иметь перед тем, как обратиться в отдел опеки и попечительства?

- заявление;

- паспорт;

- автобиография;

- фотография 30*40;

- свидетельство о браке;

- медицинская справка о состоянии всех членов семьи, где будет проживать ребенок;

- письменное согласия родителя (если они живы и нет решения суда о их недееспособности) о том, что они согласны в назначении вас опекуном;

- письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи с тем, что с ними будет проживать опекаемый;

- справка с места роботы о занимаемой должности, а так же о сумме ваших доходов;

- копия декларации о доходах;

- характеристика жилищного состояния вашей жилплощади и справка о составе семьи;

- техпаспорт жилищного помещения, где будет проживать приемная семья[39].

На сегодняшний день Российская Федерация имеет ряд серьезных проблем, требующих немедленного решения. При этом детей продолжают усыновлять и опекать, проходя все бюрократические трудности и даря им настоящую семью и любовь.

В настоящее время необходимы серьезные изменения в законодательстве в сфере регулирования правоотношений опеки и попечительства, учитывая существующие проблемы.

Речь идет о спорных вопросах. Отсутствие их правовой регламентации не только затрудняет охрану прав несовершеннолетних детей, но и влечет далеко идущие последствия морального плана. Обществу не безразлично, в каких условиях будут расти дети. Вот почему интересы несовершеннолетних детей нуждаются в более надежной правовой защите.

Таким образом в семейных правоотношениях институт опеки и попечительства играет чрезвычайно важную роль и является самой распространенной формой устройства детей, которые остались без попечения родителей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в заключение курсовой работы, можно отметить, что нормы об опеке и попечительстве представляют собой комплексный правовой институт, в котором ведущее место занимают нормы гражданского права, а их действие обеспечено нормами административно – правовой отраслевой принадлежности.

Задачей органов опеки и попечительства является выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства. Данные органы, утверждая кандидатов в опекуны и попечители должны учитывать как морально-нравственные, физические качества претендентов, так и материальное их положение, так как в дальнейшем они занимаются не только воспитанием несовершеннолетних подопечных, но и распоряжаются их имуществом, что обеспечивает соблюдение законных прав несовершеннолетних подопечных. Органы обязаны вести наблюдение за деятельностью опекунов и попечителей, что не позволяет ущемлять законные права и интересы их подопечных.

Таким образом, природа и цели института опеки и попечительства позволяют наметить его дальнейшее совершенствование в следующих направлениях.

1. Прежде всего, необходимо обратиться к основанию возникновения отношений по опеке и попечительству. Как и ранее, по действующему законодательству таким основанием является акт органа опеки и попечительства – постановление о назначении соответствующего лица опекуном (попечителем).

Сегодня в действительности назначение опеки или попечительства производится лишь в случаях, когда лицо, желающее выполнять эти функции, подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление. Таким образом, определяющим фактором в возникновении соответствующих правовых последствий становится свободное волеизъявление опекуна (попечителя). Это, безусловно, не означает автоматического назначения гражданина, поскольку при несоответствии его личностных характеристик требованиям закона орган опеки и попечительства обоснованно отказывает в установлении опеки (попечительства). Тем не менее, акцент в этих правоотношениях сместился в сторону опекунов (попечителей) и их волеизъявления, что в большей степени обусловлено отсутствием возможности выбора между несколькими кандидатурами.

Отсутствие выбора вызвано во многом тем, что в современных условиях государство не создало предпосылок для требования от своих граждан исполнения такого общественного долга, как осуществление заботы о недееспособных или не полностью дееспособных гражданах. Кроме того, отношения опекунов (попечителей) и их подопечных не могут возникать помимо воли опекуна (попечителя), поскольку носят в большей степени личный характер и их существование и длительность напрямую связаны с психологическим климатом в этой малой социальной группе. Мы бы хотели утверждать, что данные правоотношения в сущности являются лично – доверительными и должны прекращаться в любой момент при возникновении конфликта сторон и угрозы нарушения тем самым прав и интересов подопечного.


Сложившаяся в действительности ситуация с назначением опекунов (попечителей) показательна тем не менее тем, что в ней проявилось одно из основных начал гражданско-правового регулирования: «Граждане (физические лица)... приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе» (пункт 2 статьи 1 ГК РФ). Отношения по установлению опеки или попечительства приобрели сегодня характер скорее гражданско-правовых, нежели административных.

В качестве одного из доказательств выдвинутого тезиса может служить и широкое распространение различных договорных форм как способов правового решения одной из острейших проблем современной России – устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проникновение в это правовое поле (безусловно, публично – правовое) договоров о создании приемной семьи, патронатной семьи, иных соглашений свидетельствует об объективной невозможности устроить физическое лицо для осуществления заботы о нем к гражданам, не имеющим с ним близких родственных или иных связей.

В настоящее время необходимо сформировать правильно ориентированную социальную политику государства в сфере опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства в современных условиях фактически не справляются со своими обязанностями из-за неукомплектованности кадрами, отсутствия транспорта, средств связи и других проблем материального характера. Несмотря на то что эти органы являются органами местного самоуправления, возложить бремя имущественного обеспечения их деятельности только на местные бюджеты было бы не только несправедливо, но и незаконно. Фактически сегодня органы опеки и попечительства исполняют государственные функции социальной и правовой защиты несовершеннолетних и других категорий граждан, что в соответствии со ст. 132 Конституции РФ должно сопровождаться «передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств» из федерального бюджета.

Однако очевидно, что дефицит бюджетных средств не позволит покрыть немалые расходы на организацию и осуществление опеки и попечительства. В частности, совершенно ясно, что осуществить идею предоставления опекунам (попечителям) какой-либо платы за исполнение их обязанностей в современных условиях практически невозможно. Поэтому законодателем могут быть использованы меры всестороннего стимулирования граждан к осуществлению заботы о недееспособных или не полностью дееспособных лицах. Так, должен быть расширен перечень льгот гражданам, ставшим опекунами или попечителями, в том числе льгот жилищных, трудовых и иных, способных во многих случаях заменить вознаграждение за исполнение обязанностей. Правомерно, на наш взгляд, и осуществление идеи о закреплении за опекунами (попечителями) такого преимущества, как право требования от совершеннолетних трудоспособных бывших подопечных предоставления содержания.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.)//Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993 г.

3. Декларация прав ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г. [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций.- Режим доступа: http://www.un.org/ru/ (Документ опубликован не был) (дата обращения: 10.09.2016 г.).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 03.06.2016 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410.

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (в ред. от 30.12.2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

7. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (с изм. и доп. от 28.11.2015 г.) // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.

8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.) // СЗ РФ. 1998 г. № 31. Ст. 3802.

9. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ (в ред. от 08.03.2015 г.) // СЗ РФ. 2001. № 17.Ст. 1643.

10. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01 июня 2012 г. № 761 // СЗ РФ . 2012. № 23. Ст. 2994.

11. Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» от 4 апреля 2002 г. № 217 (ред. от 21.07.2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1434.

12. Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18 мая 2009 г. № 423 (ред. от 10.09.2015 г.) // СЗ РФ. 2009. № 21. Ст. 2572.

Научная литература

1. Абашин Э.А. Семейное право: учебное пособие / Э.А. Абашин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 245 с.

2. Арутюнян Г. В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Арутюнян // Семейное и жилищное право. - 2012. - № 4. - С. 4-8.


3. Антокольская М. В. Семейное право: учебник / М. В. Антокольская. - М.: Норма, 2010. - 268 с.

4. Антокольская М. В. Семейное право: учебник / М. В. Анткольская. – М. : Норма, Инфра-М, 2011. - 432 c.

5. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в РФ: учеб.пособие / Ю. Ф. Беспалов. - М. :Юнити - Дана, 2011. - 497 с.

6. Бурдо Е.П. Понятие и особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей в структуре личного неимущественного родительского правоотношения в семейном праве РФ / Е.П. Бурдо // «Черные дыры» в рос.законодательстве. - 2014. - № 3. - С.43-47.

7. Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей: учеб.пособие / Г.В. Богданова. - М.: Книга сервис, 2011 – 167 с.

8. Батова О.С. Пути устранения противоречий гражданского процессуального и семейного законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей / О.С. Батова // Российское право. - 2012. - №6. - С.139-144.

9. Беседкина Н.И. Правовое регулирование статуса ребенка в Российской Федерации / Н.И. Беседкина // Государство и право. - 2014. - №11. - С.44-51.

10. Воронцов Г. А. Семейное право: курс лекций / Г.А. Воронцов. – М. : Феникс, 2012. - 128 c.

11. Гоголева В.В. Опека над несовершеннолетними: понятие и сущность / В.В. Гоголева // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 1. - С. 40-44.

12. Гражданское право: учебник: в 3 т.Т.3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко и др.; под ред. А.П.Сергеева. – Москва.: РГ-Пресс, 2011. - 800 с.

13. Демкина А.В. Споры о детях: место жительства ребенка и порядок осуществления родительских прав / А.В. Демкина // Журн. рос.права. - 2012. - № 5. - С.76-84.

14. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки: учеб.пособие / В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012. - 112 с.

15. Житенева С. Развитие новых форм устройства детей на воспитание в семью / С. Житенева // Беспризорник. - 2015. - № 2. - С. 65-67.

16. Ильина О.Ю. Семейное право. Практикум: учеб.пособие для вузов / О.Ю. Ильина и др. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 111 с.

17. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации: учеб.пособие / О.Ю. Ильина. – М. : «Издательский Дом «Городец», 2011. – 356 с.

18. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.М.Нечаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 559 с.

19. Кирилловых А.А. Опека и попечительство под охраной закона / А.А. Кирилловых // Законодательство и экономика. - 2014. – № 2. - С. 45-50.

20. Куропацкая Е.Г. Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством) / Е.Г. Куропацкая // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013.- № 4. – С. 21-28.