Файл: Административные барьеры входа на административных рынках (Российские формы административных барьеров на отраслевых рынках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все растущий процесс массового проникновения на товарный рынок некачественных, и порою даже весьма опасных товаров, резкое и динамичное развитие рынка, касающегося предоставления услуг, приводило к ситуации, при которой по своей сути принимаемые меры, носили весьма исключительный характер. В первую очередь, это были: сертификация, лицензирование. Они начали применяться, для того, чтобы осуществлять контроль за большой массой товаров, а также услуг. [4, с.159] Такие масштабы по контролю за входом на рынок, могли иметь, по сути только 2 из возможных последствий. В той ситуации, при которой контроль, был бы осуществлен реально, наверняка бы, могли возникнуть, запретительные высокие издержки, на ведение хозяйственной деятельности. [5, с.166] Такое положение, в крайнем случае, смогло бы оказать влияние, и впоследствии привести, к практически полной остановке товарного оборота. Необходимо отметить, что на практике, создание реальных механизмов, способных осуществлять контроль за качеством товаров, а также услуг, оказалось невозможным. Такое положение было связано с тем, что возникало чрезвычайно широкое поле, для применения таких механизмов. Реальный контроль за качеством товара, был подменен тем контролем, который бы осуществлялся за бумагами. Иными словами, фактически, административные барьеры, превратились бы в выкуп прав, на занятие определенной деятельностью, или осуществление продажи какого-либо товара. [6, 103]

Существующая система обязательной сертификации, может быть представлена, как пример по выхолащиванию содержания контроля. Закон РФ «О сертификации», был принят в 1993 году. В соответствии с заявленной целью, данный закон, должен был оградить российский рынок, от проникновения опасных или запрещенных товаров. На сегодняшний день, в соответствии с действующим законом о сертификации, под обязательную сертификацию, попадают 80%, от всей номенклатуры тех товаров, которые относятся, к потребительскому рынку. [19, с.346] Учитывая большой объем товара, для которых необходимо проводить обязательную сертификацию, действующая система сертификации, не справляется с задачами, возложенными на неё. Учитывая официальные данные Госстандарта, каждый год, имеет место, около 1,8% отказов, в сертификации товара (услуг). В тоже время, больше чем 30% продукции, в дальнейшем забраковывается, уже непосредственно на самом товарном рынке. Такое положение указывает на то, что сама по себе сертификация, не может выступать, в качестве серьезного препятствия, для проникновения товаров не надлежащего качества на рынок. [22, с.527]


Такая «торговля правами», в последствии, может принять весьма разнообразные формы.

В первую очередь, такую "торговлю правами", могут осуществлять уполномоченные на это государственные органы. К примеру, система регистрации юридических лиц. [20, с.316]

Во вторую очередь, доходы от «барьеров», могут быть перенаправлены, в частные коммерческие структуры. В огромном числе случаев, как первая, так и вторая схемы, предполагают собой, по своей сути, закрытую монополию. В данном случае, конкурентным, может быть только рынок по предоставлению услуг, по обязательной сертификации. Существующая заинтересованность «операторов барьеров», в данной ситуации, является весьма понятной. [21, с.172] Такая заинтересованность, заключается в закрытой монополии. Как правило, она предполагает собой, сверхвысокую рентабельность, действующего барьерного бизнеса. Себестоимость голограмм (акцизных марок и т.д.), которыми маркируется в обязательном порядке аудио - видео- и компьютерная техника, составляет около 0,9 цента (это около 57 копеек). Наряду с этим, голограммы предпринимателям, продаются по цене около 6 рублей 43 копеек (в зависимости от товара). Если даже представить себе то, что накладные расходы, которые касаются ввоза, а также распределения голограмм, в пять раз будут превышать себестоимость, достаточно просто, можно подсчитать то, что рентабельность данного «бизнеса», будет составлять выше 4000%. [23, с.392]

Существующие барьерные платежи, содержат в себе характер экономической ренты. В большинстве ситуаций, рента, может быть присвоена, для конкретных экономических агентов. В качестве таких агентов, могут выступать лица, которым может быть передано эксклюзивное право, на получение дохода от системы. Кроме этого, достаточно сложным, выступает прохождение барьера. Такое действие, может привести, к развитию рынка посреднических услуг. Данная ситуация, по своей сути, является типичной, для процесса по регистрации юридических лиц. В тоже время, достаточно сложным, является утверждение о том, могут ли выступать услуги такого рода, в качестве рыночного способа, для снижения транспортных акцизных издержек, или выступать, как способ по извлечению ренты, основанный, на эксклюзивной связи (с основным «оператором барьера»). К примеру, в качестве такого оператора, может выступать государственный регистрирующий орган. [24, с.199]

Также, необходимым является обращение внимания на то, что создание входного барьера, способно привести, к росту издержек у предпринимателей, которые в свою очередь, являются связанными, с текущим контролем. Контроль, который осуществляется за наличием (или же отсутствием) конкретных бумаг, представляет из себя, достаточно привлекательное поле, для осуществления деятельности проверяющих лиц. Из этого правила следует то, что постепенно, начинают расти издержки тех проверяемых, которые связаны, с непроизводительными затратами. Такие затраты могут быть не только временными, но также и «теневыми» выплатами. [20, с.316]


Рассмотренная система по функционированию барьерного регулирования, способна привести к «эффекту блокировки» (lock-in effect). Данный эффект, может быть выражен в следующем: абсолютно любые попытки, связанные с отменой определенных входных барьеров, способны натолкнуться, на сильное сопротивление от заинтересованных групп, которые расположены внутри государственного аппарата. Помимо заинтересованных групп внутри государственных аппаратов, сопротивление может быть оказано со стороны коммерческих структур, делающих бизнес, на таких «барьерах». Кроме этого, в процессе по введению новых барьеров, точно также являются заинтересованными те, кто сам непосредственно снимает ренту, с такого "барьера". В связи с этим, тенденция, ведущая к расширению барьерного регулирования, достаточно сильно, взаимосвязана, не только с малоэффективной работой действующих барьеров, но также, и с существующей прямой (экономической) заинтересованностью. Такая заинтересованность, наблюдается у определенных групп. [25, с.408]

Вполне естественным является то, что фирмы, и различные организации, действующие в данной сфере, являются заинтересованными напрямую, в значительном расширении барьеров. В связи с этим, изначально, в случае рассуждения о необходимости маркировки продукции, соответствующими утвержденными и защищенными знаками по соответствию, предполагалось осуществлять маркировку, двенадцати товарных групп. В конечно варианте Постановления Правительства за №601, осталась только аудио-, видео- и компьютерная техника. В тоже время, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с текстом Постановления, это выступает «первой группой товаров». Законодательной властью, многократно предлагалось расширить её. [26, с.650]

Существующая малая эффективность действующей барьерной системы по регулированию, а также существующая прямая заинтересованность получателей дохода от ренты, может привести, к мультипликации барьеров. Помимо этого, может быть введение дополнительных способов, по контролю, а также регулированию. В связи с этим, малозначительная эффективность системы по сертификации, смогла привести к тому, что в регионах (в дополнение к федеральной системе сертификации), также стали вводиться, местные системы дополнительной идентификации, определенного ряда товаров. Кроме этого, было осуществлено введение, общегосударственного голографического маркирования отдельных видов продукции. Данное маркирование, было введено, Постановлением Правительства, за №601. Наряду с этим, новые барьеры, также оказались неэффективными. Такое положение дел, произошло по тем причинам, которые изложены выше. [5, с.166]


Для того, чтобы более полно раскрыть тему, рассмотрим основные виды административных барьеров, которые существуют, в современной Российской Федерации.

2.2 Административные барьеры, возникающие при получении права на осуществление хозяйственной деятельности.

Во-первых, пойдет речь о тех запретах, которые касаются занятия предпринимательской деятельностью. Конституция РФ, провозглашает, что в стране, можно осуществлять любой вид деятельности, который не запрещен действующим законодательством. Но в тоже время, необходимо обратить внимание на то, что указание на запрещение занятием какой-либо определенной предпринимательской деятельностью, может быть дано абсолютно любым нормативно правовым актом действующего законодательства. Такое положение, означает то, что ту норму, которая закреплена, а также гарантирована Конституцией РФ, сможет ограничить, более слабый по своей юридической силе, нормативно-правовой документ. [19, с.346]

Кроме этого, законодательством, или каким-либо другим актом законодательства, не устанавливается тех требований, которые предъявляются, к процедуре по установлению запрета, на занятие каким-либо видом предпринимательской деятельности. Коме того, не существует единого перечня, указывающего такие виды деятельности. Существующие на данный момент запреты, преимущественно носят разрозненный характер. Они, не всегда выступают как доступные, для предпринимателей. [22, с.527]

Во время проведения государственной регистрации предпринимательской деятельности, также сохраняются, административные барьеры. Законодательством, была введена регистрация, основанная на принципе «одного окна». Данное положение, значительно упростило прежний порядок, касающийся приобретения статуса хозяйствующего субъекта. Наряду с этим, новый порядок по регистрации, является обремененным определенными издержками. Среди ряда таких издержек, необходимо отметить следующие:

– нарушение срока регистрации;

– трудности, которые возникают с подготовкой отдельных документов, которые включены, в регистрационный пакет документов;

– сохранившаяся практика, по принудительным выплатам, которые направлены, на различные социальные нужды. [19, с.346]


Для того, чтобы осуществить обход регистрационных барьеров, для любого предпринимателя, является необходимым, обращение к определенным посредникам. В качестве посредников, могут выступать коммерческие структуры, а также предприимчивые чиновники, которые работают в регистрирующем фирму (организацию) органе, и способные оказывающие такие услуги, за установленную ими плату.

Лицензирование и сертификация, как виды по государственному регулированию, носят ограничительный характер. В связи с этим, в идеале, они должны быть применимы, только в исключительных случаях, при которых какая-нибудь деятельность, или же ее продукт, несут в себе, определенную угрозу, для безопасности (или жизнедеятельности) общества. На практике, данные инструменты по государственному регулированию, используются весьма и неоправданно широко. В результате этого, они в большой части, превратились в осуществление контроля «за бумагами», в определенный способ по давлению на предпринимателя. [14, с.288]

Помимо этого, в случае получения лицензии, и сертификата, российские предприниматели, вынуждены собирать большое количество требующихся документов, и как следствие, нести немалые финансовые издержки (включая зачастую также теневые выплаты). Нарекания, также вызывают моменты по растягиванию сроков для прохождения процедур, существующее дублирование, или подмена инструментов по регулированию (к примеру, на один и тот же вид деятельности, может потребоваться получение лицензии, и прохождение обязательной сертификации. [5, с.166]

В тоже время, с вышеуказанными мерами, свободу по осуществлению предпринимательства, ограничивает существующая разрешительная система. В отличие от лицензирования, а также сертификации, процедура по введению и применению данного инструмента по регулированию, не закреплена законодательно. Достаточно широко, он используется, в сфере торговли. В этой сфере, он по своей сути, подменяет лицензирование. Разрешения на торговлю табачными, а также алкогольными товарами, называют лицензиями. Сборы, которые взимаются за предоставляемое право торговать, называют лицензионными. Ответственность, за осуществление торговли, без разрешительного свидетельства, назначается как за деятельность, осуществляемую без лицензии. В этой ситуации, содержатся практически все атрибуты, содержащиеся в лицензировании: специальные требования, а также условия; специальный орган по контролю; устанавливаемая специально плата, за право осуществления определенной деятельности. В тоже время, торговля, не включена в перечень видов деятельности, которая подлежит лицензированию. Также, отсутствует и ссылка, на уровне закона, о легальности применения, такой меры по регулированию. [7, с.247] В результате этого, на сегодняшний день, торговля выступает как один из самых сильно регулированных видов деятельности. К ней предъявляются требования, касающиеся наличия специальной материально-технической базы, а также высокого минимального размера уставного фонда. Помимо этого, применяются ограничения, связанные с реализацией и приобретением товаров, высокая степень бумажной волокиты (введение разных расписок и гарантийных писем), осуществление постоянного контроля, со стороны как налоговых, так и других органов, за деятельностью хозяйствующих субъектов. Меры данного вида, способны привести, зачастую, к сокращению поступлений налоговых платежей в бюджет, ликвидировать большое число предпринимательских структур, а также уходу большой части капитала, «в тень». [5, с.166]