Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, такое важнейшее понятие как «иностранная инвестиция» составляет категориальный аппарат инвестиционного законодательства. Существующие определения иностранных инвестиций различным образом отражают сущностные характеристики инвестиций, а также содержательный элемент. Тем не менее, понятие «инвестиции» составляет два ключевых момента, которые заключаются в характере использования инвестиций и цели инвестирования. Отметим, что имеющиеся в законодательстве определения в полной мере отражают российскую практику работы с иностранными инвестициями.

Включение прав на результаты интеллектуальной деятельности в перечень объектов иностранных инвестиций отражает тенденции международного регулирования иностранных инвестиций.

Тем не менее, существуют и определенные неясности легального определения понятия «инвестиции». Так, отсутствует прямое указание на цель инвестиций, не в полной мере раскрыта правовая сущность инвестиций. Тем не менее, отметим, что определенность понятия «инвестиции» представляет особую важность. Соотношение юридического и экономического аспекта в данном понятии представляется особенно важным для отражения сущностной черты данной категории. Формирование категориального аппарата инвестиционного законодательства отражает проявления процесса освоения понятий рыночной экономики в России, который, к сожалению, связан с немалыми трудностями и сегодня.

1.2. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России

Правовое регулирование иностранных инвестиций существует как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Принимая во внимание положения Конституции РФ, приоритет в правовом регулировании следует отдавать международным нормам.

Международно-правовая защита инвестиций является более действенной для их привлечения, чем закрепление аналогичных гарантий в национальном законодательстве. Но важно и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций.

Существующая система международных договоров, которые регулируют инвестиции формирует инвестиционный климат в стране. Это международные соглашения ГАТТ/ВТО (Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМ), Соглашение по торговым правам интеллектуальной собственности (ТРИПС) и Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)) и созданная Мировым банком международная система защиты инвестиций, которая включает в себя Вашингтонскую конвенцию 1965 г., Сеульскую конвенцию 1985 г. и двусторонние соглашения о защите и взаимном поощрении капиталовложений.


Основным положением двусторонних соглашений государства, являются обязательства по разрешению инвестиционных споров и осуществлению страхования инвестиций в соответствии с положениями Вашингтонской и Сеульской конвенций[11].

Международно-правовое регулирование вопросов привлечения иностранных инвестиций осуществляется путем заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений и путем участия в международных многосторонних конвенциях.

Заключение Соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с иностранными государствами в России началось еще в СССР, и после распада Советского Союза Россия стала его правопреемником по 13 ратифицированным соглашениям (с Австрией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, КНР, Республикой Кореей, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швейцарией). Сама Российская Федерация заключила свыше 30 соглашений уже как независимое государство; некоторые из них ратифицированы и вступили в силу.

Заключение этих международных договоров обусловлено тем, что иностранные инвесторы, осуществляющие в России капиталовложения, считают недостаточными гарантии, предоставленные им российским законодательством, и настаивают на закреплении в международных договорах основных условий осуществления инвестиций и деятельности в связи с ними. Основными положениями по указанным соглашениям являются: предоставление справедливого и равноправного режима для иностранных инвестиций, обеспечение надлежащей защиты иностранной частной собственности, обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций, согласие на передачу споров с иностранным инвестором в международный арбитраж.

На уровне СНГ помимо двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены также две многосторонние Конвенции – Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. (временно применяется договаривающимися государствами, в том числе Россией, до его ратификации) и Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. (не вступила в силу для России).

Главным правовым средством урегулирования межгосударственных интересов в области трансграничного перемещения капиталовложений с середины XX в. стали двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций (далее – СПЗИ) в основном промышленно развитых стран с развивающимися, а также с социалистическими и бывшими социалистическими странами. Практика заключения подобных соглашений между развитыми странами не получила какого-либо развития в связи с тем, что достаточно благоприятные условия для взаимных и весьма крупных капиталовложений обеспечиваются общей стабильной и надежной политической, правовой и экономической структуральной ситуацией в них. Наиболее передовые из развивающихся стран, включая крупнейшие латиноамериканские (Аргентина, Бразилия), привлекающие наибольшую часть иностранных прямых капиталовложений, как правило, не проявляют интереса к заключению соглашений с промышленно развитыми странами. Незначительное число двусторонних СПЗИ заключено также развивающимися странами между собой[12].


Правовую основу инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности на территории РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений) и Закон РСФСР от 26 июня 1991г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», действующий в части, не противоречащей законодательству РФ.

Конституция Российской Федерации, выступая Основным законом страны, создает правовые гарантии инвестиционной деятельности в России. Сформулированные в Конституции права граждан являются неотъемлемой предпосылкой и гарантией осуществления ими деятельности в качестве субъектов инвестиционных отношений.

К источникам регулирования иностранных инвестиций можно отнести в широком смысле слова все общие нормативные акты федерального уровня, так или иначе регулирующие экономическую деятельность вообще и инвестиционную – в частности. В связи с этим к кругу источников следует отнести ГК РФ, который в силу уже упомянутых положений национального режима применим к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан, а также юридических лиц; иные законы и нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность, в том числе и негражданско-правовыми методами (например, части первая и вторая Налогового кодекса РФ, Закон «О недрах»). Все прочие федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях исключительно в силу наличия небольшого числа правовых норм, устанавливающих специфическое материально-правовое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К таковым, в частности, относятся: Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ», Федеральные законы от 2 декабря 1990 г. № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности №, от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», от 19 июля 1998 г. № «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», Воздушный кодекс РФ и др. Так, Закон об иностранных инвестициях прямо отказывается (ст. 1) от регулирования вложений иностранного капитала в кредитные и страховые организации, объявляя это прерогативой законодательства о банковской и о страховой деятельности. В соответствии с Законами об организации страхового дела и о банках и банковской деятельности установлены квота участия иностранного капитала в страховой и банковской деятельности на территории России, ограничение прав организаций с иностранными инвестициями на занятие отдельными видами банковских и страховых операций и применены другие ограничительные меры, известные «общему» законодательству об иностранных инвестициях.


С точки зрения В. В. Силкина, при освещении проблематики регулирования иностранных инвестиций было бы неправильно рассматривать только гражданско-правовые аспекты этого вопроса. Большинство нормативных источников содержит как гражданско-правовые, так и публично-правовые нормы (включая и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), и отделение одних от других при анализе того или иного нормативного акта было бы несколько искусственным (особенно по отношению к столь сложному правовому явлению, как «соглашение о разделе продукции», содержащему и частноправовые, и публично-правовые элементы), да и непрактичным, поскольку налоговые, таможенные, валютные аспекты правового регулирования иностранных инвестиций являются достаточно важными, определяющими правовой климат иностранного инвестирования и представляющими наибольший интерес для иностранных инвесторов[13].

Теоретический анализ юридической литературы показал, что в подавляющем большинстве развитых западных стран нет специальных законов об иностранных инвестициях; они регулируются так же, как и национальные инвестиции, на основе норм общего законодательства, а в развивающихся странах зависят не только от общего направления развития государства, но и от его правовых традиций. С правовой точки зрения иностранные инвестиции – это иностранная (частная и ли государственная) собственность, имеющая соответствующий статус, как в международном, так и в национальном праве.

Механизм правового регулирования международных инвестиций в широком смысле этого слова составляет совокупность принципов, норм и правил международного и внутреннего права, которая определяет правовой статус иностранных инвестиций, как уже говорилось, с момента их учреждения до момента их ликвидации. Принципы и нормы международного инвестиционного права происходят либо из недоговорных источников, особенно из общих принципов международного права, либо из конвенционных источников; как многосторонних, так и двусторонних договоров и соглашений.

Относительно вопросов кодификации законодательства об иностранных инвестициях отметим, что важным является то, на базе чего он должен быть создан. Представляется, что именно сложившаяся практика международно-правового регулирования инвестиционных отношений должна стать базой для создания национальных норм права. Тем не менее, отметим, что уже на данный момент существуют нормы национального права, которые имеют не международно-правовую основу. Также вполне закономерен в данном случае и вопрос, насколько важен в этом вопросе учет национальных особенностей инвестиционного регулирования.


Отметим также, что систематизация национального законодательства об иностранных инвестициях в России (в том числе его кодификация в виде создания инвестиционного кодекса) во многом зависят от восприятия соответствующими государственными структурами необходимости привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. В защиту необходимости создания кодифицированного акта способны выступить инвесторы для создания благоприятного инвестиционного климата.

Совершенствование существующей правовой базы предполагает своим важнейшим направлением ликвидацию формальных ограничений и административных барьеров на пути привлечения иностранного капитала, использование системы гарантий, ориентированных именно на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

Также отметим, что необходима адаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях, расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций, присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционных споров.

2. Совершенствование гражданско-правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации

2.1. Правовой режим инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов

Правовое положение иностранного лица, как правило, раскрывается через термин «режим», что в большей степени характерно для международного частного права. При этом сам термин «режим» в доктрине понимается неоднозначно.

В частности, ряд авторов под режимом понимают порядок правового регулирования, который находит воплощение в определенной совокупности правовых средств[14]. Одна из точек зрения заключается в применении понятия «режим» в отношении объектов гражданского права: иными словами под режимом понимается установленный законом порядок приобретения, пользования и распоряжения вещами[15]. Аналогичное определение рассматриваемого термина дает В.Б. Исаков. По его мнению, речь идет о социальном режиме какого-либо объекта, который закреплен посредством норм права и обеспечивается определенным набором юридических средств[16]. По утверждению О.А. Красавчикова, режим представляет собой порядок формирования и реализации общественных отношений, устанавливаемый со стороны государства[17]и т.д.