Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Систематизированные в едином правовом акте ограничения будут способствовать более прозрачной ситуации по использованию иностранных инвестиций на территории РФ, что, в конечном итоге, приведет к притоку иностранных инвестиций в отечественную экономику.

Режим наибольшего благоприятствования заключается в предоставлении иностранным лицам тех же самых прав, которые предоставляются иностранным лицам из любой другой страны. Вместе с тем, равно как и национальный режим, режим наибольшего благоприятствования имеет ряд исключений. Так, например, в соответствии с пунктом 3 ст. 3 Договора СССР и Федеративной Республикой Германии от 13 июня 1989 года[46] стороны установили изъятия из предоставляемого на взаимной основе режима наибольшего благоприятствования.

Он не распространяется на льготы и преимущества, которые государство предоставляет:

а) в связи с участием в таможенном или экономическом союзе, зоне свободной торговли или общем рынке либо в подобном многостороннем соглашении;

б) на основании соглашения об избежание двойного налогообложения или других договоренностей по налоговым вопросам;

в) в связи с предоставлением субсидий и государственных заказов.

В доктрине и в правоприменительной практике до сих пор остается нерешенным вопрос о распространении рассматриваемого режима на положения международных договоров о юрисдикции, если такие договоры содержат согласие договаривающихся государств передать возникший спор в МЦУИС. Арбитражная практика неоднозначно подходит к решению данного вопроса. В одних решениях, например, Case Concerning Rights of Nationals by the United States of America in Morocco (1952), указывается, что положение о режиме наибольшего благоприятствования ограничено лишь той сферой, которую регулирует международный договор, содержащий данное положение. Иными словами, он применяется лишь в отношении порядка осуществления инвестиционной деятельности.

2.2. Совершенствование системы российского законодательства об иностранных инвестициях по российскому праву

Задачей инвестиционного законодательства является установление четких и ясных правил, которые исключали бы малейшую возможность проявления произвола со стороны властей или же принятие мер, ставящих под угрозу возврат инвестором осуществленных инвестиций. Другими словами, инвестиционное законодательство в равной мере направлено на регулирование действий инвесторов и самого государства. Однако остается открытым вопрос о необходимости существования в рамках национального законодательства отдельного пласта нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционные процессы с участием иностранных инвесторов, помимо общего законодательства, регулирующего инвестиционный процесс в целом. В юридической науке на данный счет существуют две точки зрения.


Первая точка зрения исходит из того, что национальный режим предполагает наличие общего для иностранных и национальных инвесторов законодательства[47]. В частности, по такому пути пошло инвестиционное законодательство Республики Казахстан. В 2003 г. вступил в силу Закон Республики Казахстан "Об инвестициях" от 8 января 2003 г. № 373-II (далее - Закон Республики Казахстан об инвестициях), который объединил нормы, регулирующие отношения, связанные с инвестициями, и установил общий правовой режим для иностранных и национальных инвестиций. Ранее действующее законодательство Республики Казахстан об иностранных инвестициях утратило силу в связи с принятием вышеуказанного закона.

Вторая точка зрения допускает возможность закрепления льгот и гарантий иностранным инвесторам в рамках отдельного закона или иного нормативного правового акта. В частности, И.З. Фархутдиновым отмечается, что "гарантии для иностранных инвесторов не должны рассматриваться национальными лицами в качестве дискриминации прав и интересов последних, поскольку существование норм о гарантиях для капиталовложений обусловлено наличием объективных сложностей экономического, правового и иного характера для иностранного лица, которое желает осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Именно инвестиционные гарантии, являясь изъятиями стимулирующего характера из национального режима, призваны "уравновесить" возможности национального и иностранного инвесторов"[48].

Наличие или отсутствие отдельного законодательства об иностранных инвестициях во многом зависит от заинтересованности государства в привлечении и использовании иностранных инвестициях. Как указывает А.В. Астахова "наличие законодательства об иностранных инвестициях уже свидетельствует о заинтересованности государства в иностранных инвестициях"[49].

В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. По мере экономического развития отпадает необходимость в создании особых условий для иностранных инвестиций и специальные законы в этой области подлежат отмене. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран - в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, вызывающий к росту экономики и повышение благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь, это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством.


При замене специального регулирования иностранных инвестиций общим важно сохранить существовавший до этого уровень защиты иностранных инвесторов. Иначе можно ожидать отток иностранных инвестиций из страны. В частности, принятие Закона Республики Казахстан об инвестициях и отмена специального законодательства об иностранных инвестициях привели к существенным различиям в правовом статусе иностранных инвесторов, закрепленном ранее, и в правовом статусе инвесторов, установленном действующим законом. Например, полностью исключены статьи устанавливающие гарантии использования собственных средств и гарантии при государственной проверке; оставшиеся гарантии изменились в сторону ухудшения положения иностранных инвесторов. Соответственно, от такого подхода к проблеме создания равных условий для осуществления инвестиционной деятельности не выигрывает никто: национальные инвесторы - потому, что их правовой статус не изменился; иностранные инвесторы - потому, что их правовое положение ухудшилось.

Система российского инвестиционного законодательства на данном этапе развития экономики отличается большим своеобразием. С одной стороны, приняты и действуют специальные законы об иностранных инвестициях, в частности, такие нормативные правовые акты, как Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", сфера действия которых ограничивается иностранными инвестициями. С другой стороны, существует ряд нормативных правовых актов, которые распространяются как на национальных, так и на иностранных инвесторов. К таким, нормативным правовым актам, в частности, следует отнести Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ, Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ, Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ, Федеральный закон "О концессионных соглашениях" от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ, Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ и т.д.

Такая непоследовательность нашла отражение и в региональном законодательстве и выразилась в том, что ряд регионов разработал специальное законодательство об иностранных инвестициях, тогда как другие регионы приняли общее инвестиционное законодательство, которое распространяется как на российских, так и на национальных инвесторов[50].


В юридической литературе нашел отражение вопрос о последних тенденциях в соотношении специального законодательства об иностранных инвестициях и обще предпринимательского законодательства. Так, Н.Н. Вознесенская указывает на то, что "специальное законодательство становится со временем более полным и более целенаправленным. Если первые постановления 1987 г. регулировали совместные предприятия как единственно возможную в тот период форму привлечения иностранного капитала, то в законах РФ 1991 г. и 1999 г. предметом регулирования является иностранные инвестиции, иностранные инвесторы и появляется возможность использования разных организационно-правовых форм предприятий с иностранными инвестициями"[51]. Другим характерным моментом является тот факт, что с развитием общепредпринимательского законодательства (с принятием Гражданского кодекса, корпоративных законов - об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью) вопросы учреждения, внутреннего устройства, управления и т.д. предприятия с иностранными инвестициями регулируются общегражданскими законами, к которым прямо отсылает специальное инвестиционное законодательство. Так, статья 20 Закона об иностранных инвестициях в РФ прямо указывает на то, что создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Вопрос о необходимости разработки и принятия инвестиционного кодекса на федеральном уровне в юридической литературе не является однозначным. Сторонники создания инвестиционного кодекса указывают на то, что такой источник необходим, прежде всего, субъектам инвестиционной деятельности, чтобы они при вложении своих средств в объекты инвестиционной деятельности были защищены от некоммерческих рисков (политические риски, изменяющие законодательство, ухудшающие положение инвестора; необоснованное вмешательство государственных органов и должностных лиц в хозяйственную деятельность инвестора)[52]. По мнению Ю. Ершова, в таком акте могли бы содержаться разделы об инвестиционной деятельности, о привлечении капиталовложений в форме портфельных инвестиций, разделы о концессиях, лизинге, о защите инвестиций российских инвесторов за рубежом, о двусторонних соглашениях, о поощрении и взаимной защите инвестиций и т.д.[53] Однако скорее следует согласиться с позицией тех авторов, которые считают, что защиту прав и законных интересов инвесторов при отсутствии механизма реализации не способен будет обеспечить и кодифицированный акт[54].


Таким образом, можно сказать, что существование специального законодательства об иностранных инвестициях отражает заинтересованность Российской Федерации в привлечении иностранного капитала наряду с поддержкой национальных инвесторов. Однако представляется очевидным, что дальнейшее развитие российского инвестиционного законодательства должно пойти не по пути дальнейшего разграничения норм об иностранных и национальных инвестициях, а по пути его качественного совершенствования и приведения в соответствие со сложившейся международно-правовой практикой регулирования инвестиционных отношений.

Заключение

В результате проведенного исследования, выявлен ряд недостатков как теоретического, так и практического характера, и предложены пути их устранения. В частности, сформулированы следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства.

1. Анализ содержания действующего специального законодательства об инвестициях приводит к выводу о необходимости защитить интересы инвестора - лица, которое расстается со своим имуществом в надежде на добросовестность его приобретателя, готового делиться с бывшим собственником этого имущества своей прибылью; предусмотреть возможность дифференциации ответственности сторон в договорных отношениях, приняв во внимание инвестиционный риск, возлагаемый на ту или иную сторону. Как правило, несение инвестиционного риска связано с моментом перехода права собственности на вкладываемое в виде капитала имущество.

2. В России сдерживающим фактором остается отсутствие целостной политики привлечения иностранных инвестиций. Точно не определен инвестиционный режим; не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций; до конца не обеспечены механизмы гарантий - защита прав собственности, репатриация прибыли; отрицательная конъюнктура правоприменительной практики, начиная от искусственно инициированных банкротств и заканчивая неисполнением судебных решений. То есть существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Стратегической задачей в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику России должно стать предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока инвестиций. И для этого необходимо внесение изменений в налоговое, инвестиционное и корпоративное законодательство. Принцип национального режима должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.