Файл: Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий: понятие и основные положения (Характеристика унитарных предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 552

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий

2.1 Основы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий

В соответствии с законодательством унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. При этом в соответствии с Гражданским Кодексом РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия относят к числу коммерческих. (Гражданский кодекс РСФСР. Утвержден Законом РСФСР от 11 июня 1964 г., введен в действие с 1 октября 1964 г. )

Кроме того что данные субъекты хозяйственной деятельности базируются на публичной собственности (государственной или муниципальной), когда как другие коммерческие организации основываются на частной форме собственности, они создаются как унитарные предприятия, а другие коммерческие организации признаются корпоративными по форме своего устройства. (Право: Учебник для вузов //А.И. Косарев, М.В. Малинкович, С.Д. Покревская и др.; Под ред.проф. Н.А. Тепловой, проф. М.В. Малинкович . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, «ЮНИТИ», 2015. – С. 479.)

Имущество государственных и муниципальных предприятий не делится и не распределяется по вкладам (паям, долям) в том числе между сотрудниками предприятия. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), но может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также должно иметь самостоятельный баланс. (Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Государственная собственность: юридические режимы и управление. // Право и экономика №10 , 2015г. С.74-78.)

Собственникам же имущества (Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям) возможность создания унитарных предприятий позволяет использовать имущество, принадлежащее им, для получения прибыли, обеспечения государственных и муниципальных нужд, удовлетворения других общественных потребностей.


Государственные и муниципальные унитарные предприятия классифицируются по следующим признакам:

  • в зависимости от того в чьей собственности находится имущество унитарного предприятия (федеральные, субъектов РФ, муниципальные);

в зависимости от права на имущество самого предприятия они могут создаваться и действовать на основе хозяйственного ведения или оперативного управления. (Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и оперативного и оперативного управления.// СПб.:Издательство «Юридический центр Пресс», 2016г. С. 52-56.)

С января 1995 г. основы правового положения унитарных предприятий определяются Гражданским Кодексом РФ. Пунктом 6 ст. 6 ФЗ от 30.11.1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» было установлено, что к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются, соответственно, нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления. (Гражданский кодекс РСФСР. Утвержден Законом РСФСР от 11 июня 1964 г., введен в действие с 1 октября 1964 г.)

Согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Таким образом, ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, при помощи которых может быть регламентирован статус унитарных предприятий. Иные отношения, возникающие в связи с функционированием указанных предприятий, могут регулироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами. (Гражданский кодекс РСФСР. Утвержден Законом РСФСР от 11 июня 1964 г., введен в действие с 1 октября 1964 г.)

На основании прямого указания был принят Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Закон является специальным актом гражданского законодательства, регулирующим правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, а также ряд других отношений.

Основы статуса унитарных предприятий установлены ГК РФ. Он определяет понятие и основы правового положения таких предприятий, особенности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления, содержание права хозяйственного ведения и оперативного управления, порядок приобретения и прекращения указанных прав, правила сохранения прав на имущество при переходе предприятия к другому собственнику. Основные требования к содержанию уставов унитарных предприятий и порядку утверждения этих учредительных документов в ГК РФ определены в общих нормах ст. 52, а также в специальных правилах его ст. 113-115. (Гражданское право. Учебник // Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. Ч.2.М.,2017. С. 36.)


Закон развивает и конкретизирует нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц, применительно к унитарным предприятиям, а также те нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий.

Государственная регистрация унитарных предприятий с осуществляется по общим для регистрации всех юридических лиц правилам, установленным ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», а после введения в действие Закона - также с учетом положений его ст. 10. (Тихомиров М.Ю. Уставы унитарных предприятий.// М.:2016. С.124-126.)

В соответствии с Законом № 161-ФЗ, унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия, печать же унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Кроме того унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. (Право: Учебник для вузов //А.И. Косарев, М.В. Малинкович, С.Д. Покревская и др.; Под ред.проф. Н.А. Тепловой, проф. М.В. Малинкович . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, «ЮНИТИ», 2015. – С. 479.)

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование, в котором должны содержаться слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (для казенных предприятий добавляется слово «казенное»), и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. А также унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. (Право: Учебник для вузов //А.И. Косарев, М.В. Малинкович, С.Д. Покревская и др.; Под ред.проф. Н.А. Тепловой, проф. М.В. Малинкович . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, «ЮНИТИ», 2015. – С. 479.)

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (Учебник по Гражданскому праву: часть 1. //Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Изд-во: Проспект. М. 2015. – С. 466.)


2.2 Правовоспособность и ответсвенность унитарного предпрития

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Оно считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 Закона.П.2 ст.10 федерального закона указывает на документы, необходимые для государственной регистрации унитарных предприятий. (Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организацияхг//Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145 (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г.)

Таких документов три:

  1. решение уполномоченного органа о создании;
  2. устав унитарного предприятия;
  3. сведения о создании и стоимости имущества.

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Также такое предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия. (Учебник по Гражданскому праву: часть 1. //Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Изд-во: Проспект. М. 2015. – С. 466.)

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.3

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Собственник имущества не несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. (Право: Учебник для вузов //А.И. Косарев, М.В. Малинкович, С.Д. Покревская и др.; Под ред.проф. Н.А. Тепловой, проф. М.В. Малинкович . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, «ЮНИТИ», 2015. – С. 479)


Таким образом собственники имущества несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая стабильность страны определяется комплексом факторов. Важнейшее место среди них принадлежит эффективному управлению государственными предприятиями, которые занимают важное место в экономической структуре государства, обеспечивают государственные потребности в наиболее значимой продукции государства, или служат своего рода стабилизирующей силой экономики. Этим объясняется постоянный теоретический и практический интерес к вопросу правового положения унитарных предприятий. В последние годы заметно менялось их правовое положение. Но при этом можно было убедиться в пагубности недооценки госсектора отечественной экономики. Ныне отношение к нему медленно меняется в лучшую сторону.

Правовое положение государственных унитарных предприятий, которые являются представителями интересов государства и общества, определяет их связи, режим деятельности с учетом интересов государства в экономике. Государство выступает в качестве субъекта различных правоотношений; как государственно-властная структура в публично-правовых отношениях. Оно координирует и контролирует деятельность госпредприятий, в качестве собственника может участвовать благодаря своим предприятиям в экономических, частно-правовых процессах — производстве, обороте и т.д. Государственные унитарные предприятия являются средством, обеспечивающим этот процесс. Таким образом, в экономике, участниками которой являются и унитарные предприятия, происходит взаимопроникновение элементов частного и публичного права. Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях нуждается в совершенствовании и с этих позиций. Мало определить положение предприятий как унитарных юридических лиц - не собственников. Важно «состыковать» нормы разных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических условиях.

При этом законодательство, как федеральное, так и субъектов Федерации, по вопросам деятельности государственных унитарных предприятий должно регламентировать наиболее важные его институты, оставляя достаточно простора для нормотворческой инициативы непосредственно предприятиям в целях наиболее полного учета мнения трудового коллектива.