Файл: Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий: понятие и основные положения (Характеристика унитарных предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 563

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В реальное время отечественное государство поставлено перед потребностью заключения свежих задач экономического становления государства. Это означает поиск источников внутренних резервов, и увеличении производительности работы классических секторов экономики муниципального раздела, закрепления доверия партнеров. Подключение экономики России в мировой коммерческий оборот и решение задач преобразования экономики может иметь практическое для иных государств, которые стоят перед подобными проблемами.

Это дозволит обнаружить определенные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, членами которых выступают государственные унитарные организации, являющиеся интенсивными субъектами предпринимательской работы, отражающие в одно и тоже время как частные, так и общественные интересы страны. В следствие этого концепции создания действенного правового положения компаний как обязательного института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей.

Актуальность темы предоставленной работы обоснована следующими обстоятельствами:

- во-первых, в нашей стране идет заявление новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное укрепление отношений по управлению собственностью, которое говорят о возрождении и развитии демократической почвы России;

- во-вторых, государственные унитарные предприятия занимают крепкое место в экономической структуре страны и обеспечивают ее необходимости в более важной продукции, имеющей стратегический и национальный характер;

- в-третьих, государственное унитарное предприятие, владельцем имущества которого считается государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только лишь в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые дела.

Объектом моего исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают государственные и муниципальные предприятия.

Предметом является механизм воплощения работы государственных и муниципальных предприятий.

Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, а также государственных и муниципальных предприятий.

Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:

- рассмотрение основныеположения государственных и муниципальных предприятий;

- описание государственных и муниципальных унитарных предприятий;


- определить понятие и признаки государственного унитарного предприятия.

Теоретико-методологическую основу исследований составляют труды отечественных ученых по этой проблеме. Основной документ, использованный в работе – учебная литература для студентов высших учебных заведений.

Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической печати и учебные пособия.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел «Учреждение унитарного предприятия»; второй раздел «Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий»), заключение и список использованных источников.

1 Учреждение унитарного предприятия

1.1 Характеристика унитарных предприятий

Унитарным предприятием сознается коммерческая организация, не наделенная правом принадлежности на закрепленное за ним владельцем имущество. Имущество унитарного предприятия считается неразделимым и не имеет возможность быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между сотрудниками организации.

Унитарные предприятия – юридические лица, учрежденные государственным или муниципальным образованием в целях, определяемых их уставами, имущество которых неделимо и находится в государственной (муниципальной) принадлежности. ( Зенин И.А . Гражданское право: Учебник для вузов.// – М.: «Высшее образование», 2016. – С. 567.)

Форма унитарного предприятия подразумевает присутствие у подобной коммерческой организации определенного уставного фонда, размер которого не может быть наименее минимального количества, определенного особым законом. В отсутствии такого закона сохраняет силу Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с ним величина уставного капитала государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством на дату представления устава предприятия для регистрации. (Гражданский кодекс РСФСР. Утвержден Законом РСФСР от 11 июня 1964 г., введен в действие с 1 октября 1964 г.)


Устав считается единым учредительным документом такого юридического лица. Кроме сведений о размере и источниках формирования его уставного капитала в уставе унитарного предприятия обязательно должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности. Ведь унитарное предприятие является единственным видом коммерческих организаций, имеющим специальную (целевую), а не общую правоспособность.

Органом такого предприятия является его единственный руководитель (директор), назначаемый собственником и подотчетный ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо аналогичному органу. Унитарное предприятие обязано иметь фирменное наименование с указанием собственника его имущества (муниципальное предприятие и т.д.). (Учебник по Гражданскому праву: часть 1. //Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Изд-во: Проспект. М. 2015. – С. 466.)

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию.

Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам своего учредителя-собственника. Собственник не несет ответственности своим имуществом по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного). По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем ему имуществом вплоть до банкротства (кроме казенных предприятий). Это не исключает действия общих правил ГК о возможной дополнительной ответственности собственника-учредителя по долгам созданной им организации, когда такая организация стала банкротом из-за выполнения обязательных для нее указаний собственника. (Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. //Л.; М., 2014. С.36-38.)

Унитарные предприятия могут выступать в двух формах - основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (казенные).

Поскольку унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, исключает дополнительную ответственность собственника-учредителя по своим долгам, к его имуществу предъявляются повышенные требования. Ведь его уставный капитал, как и уставный капитал хозяйственных обществ, представляет собой минимальную гарантию удовлетворения имущественных претензий его кредиторов.

Поэтому уставный капитал такой организации не может меньше минимума, установленного законом. При этом к моменту регистрации предприятия весь его уставный капитал должен быть полностью оплачен собственником-учредителем. (Учебник по Гражданскому праву: часть 1. //Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Изд-во: Проспект. М. 2015. – С. 466)


При уменьшении чистых активов такого предприятия менее объявленного размера уставного фонда оно должно объявить и зарегистрировать это уменьшение, такое правило действует только на момент окончания финансового года и реализуется органом, уполномоченным создавать данные предприятия. (Зенин И.А . Гражданское право: Учебник для вузов.// – М.: «Высшее образование», 2016. – С. 567).

Согласно п.6 ст.114 Гражданского кодекса об этом уменьшении должны быть поставлены в известность кредиторы унитарного предприятия, получающие при этом право на досрочное исполнение или прекращение соответствующих обязательств. Кроме того, исключается передача учредителю-собственнику причитающейся ему в соответствии с уставом части доходов предприятия. Если же размер чистых активов унитарного предприятия станет меньше установленного законом минимума, предприятие подлежит ликвидации по решению суда. Таким образом, к уставному капиталу унитарного предприятия предъявляются те же требования, что и к уставному капиталу хозяйственных обществ. (Гражданский кодекс РСФСР. Утвержден Законом РСФСР от 11 июня 1964 г., введен в действие с 1 октября 1964 г.)

Унитарные государственные и муниципальные предприятия основанные на праве оперативного управления на переданное им собственником имущество получили наименование казенных. (Бабиков М.М. Правовые проблемы реализации государственной собственности.// Иваново.2016г. С. 85-89)

Необходимость в появлении такой разновидности унитарных предприятий обусловлена наличием организаций, действующих хотя в качестве производственных предприятий-несобственников, но по сути от имени государства в целом и в его интересах. Поскольку направляющее их деятельность государство должно соответственно взять на себя и определенную ответственность за них перед другими участниками оборота, такие предприятия не нуждаются в предоставлении им широких прав на находящееся у них имущество, причем не только недвижимое, но и движимое, включая готовую продукцию. Число таких предприятий сравнительно невелико и все они без исключения находятся в федеральной государственной собственности.

Установление дополнительной ответственности их учредителя-собственника (государства) по их долгам является неизбежным следствием наличия у них ограниченного права оперативного управления за закрепленное за ними имущество государства (п.п.4 и 5 ст.115 ГК), что вызывается также необходимостью охраны интересов других участников имущественного оборота. (Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. //Л.; М., 2014. С.36-38).


Имущественный статус казенных предприятий в этом смысле схож с положением госбюджетных учреждений, хотя они, конечно, не финансируются по смете, а имеют самостоятельный баланс и получают известные доходы от результатов своей деятельности. Однако с учетом субсидиарной ответственности федерального государства по их долгам закон не предъявляет их уставному капиталу таких же жестких требований, как к уставному капиталу унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. (Тихомиров М.Ю. Уставы унитарных предприятий.// М.:2016. С.124-126)

Казенное предприятие согласно прямому указанию п.1 ст.115 ГК может быть создано только на базе федерального имущества и по решению Правительства РФ и в случаях, прямо предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях. Они реорганизуются и ликвидируются также исключительно по решению федерального правительства и действуют на основании Типового устава для казенных предприятий утвержденного Правительством РФ.

Одна из особенностей унитарного предприятия состоит в том, что оно может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с законом допускается участие юридических лиц 1 . (Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования // Экономист №9. 2015г. С. 35-36)

Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия, не являются собственниками закрепленного за ними имущества, и без согласия собственника этого имущества не вправе распоряжаться им по своему усмотрению.

1.2 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. (Витрянский В. Эти загадочные унитарные предприятия // Экономика и жизнь, № 32-33, 2015 г. С.169)

Термин «унитарное» (от лат. unitas - единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии, образованном в соответствии с гражданским законодательством России, такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида.

Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании - такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено императивной нормой. Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя (ст. 8 Закона), которому принадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием. (Тихомиров М.Ю. Уставы унитарных предприятий.// М.:2016. С.124-126)