Файл: "Франчайзинг в системе российского гражданского права".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанности сторон по договору франчайзинга можно подразделить на императивные и диспозитивные. ГК РФ не допускает изменения первых по воле сторон. Содержание обязанностей второй группы может быть изменено, однако если этого не происходит, они действуют в полном объеме.

Обязанности правообладателя направлены на обеспечение пользователю фактических и юридических условий, необходимых ему для реализации полученных по договору прав и надлежащего осуществления своей деятельности. Обязанности правообладателя по договору франчайзинга в виде открытого их перечня сформулированы законодателем в ст. 1031 ГК. Из смысла указанной статьи следует, что они дифференцированы на две группы: императивных (п.1 ст.1031 ГК) и диспозитивных обязанностей (п.2 ст.1031 ГК).

Императивные обязанности правообладателя можно подразделить на две группы: 1) Обязанности по предоставлению в пользование техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии; 2) Обязанности проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав[21].

Обязанности правообладателя, носящие диспозитивный характер, определены в п. 2 ст. 1031 ГК РФ. Они должны:

- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

- контролировать качество товаров, работ, услуг, производимых, выполняемых, оказываемых пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Указанная обязанность не требует от правообладателя ведения дел по регистрации договора, а предусматривает осуществление мер обеспечительного характера.

Теперь рассмотрим обязанности пользователя. В силу ст. 1032 ГК они определены законодателем императивно.

Основной обязанностью пользователя является использование при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения правообладателя указанным в договоре образом (способом). Характер и особенности деятельности пользователя во многом зависят от объема предоставленного по договору комплекса исключительных прав и сферы предпринимательской деятельности реципиента указанного комплекса.

В качестве обязанности пользователя законодатель называет и соблюдение последним инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как этот комплекс используется правообладателем, в том числе указаний, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав. Данная обязанность, если пренебречь весьма запутанной и противоречивой ее формулировкой в абзац 4 ст. 1032 ГК РФ, есть не что иное, как обязанность пользователя по поддержанию единого фирменного стиля правообладателя. Правила внешнего и внутреннего оформления помещений подчинены требованиям, закрепленным в нормах специального законодательства[22].


В числе обязанностей пользователя фигурирует и оказание покупателям (заказчикам) всех дополнительных услуг, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар непосредственно у правообладателя. Указанная обязанность дополняет обязанность пользователя по обеспечению надлежащего качества производимой им по договору коммерческой концессии продукции. Ее исполнение преследует цель соблюдения единых стандартов качества, принятых в системе внутренней сертификации продукции правообладателя.

К обязанностям пользователя отнесен запрет на разглашение секретов производства правообладателя и другой полученной от него конфиденциальной коммерческой информации. Секреты производства (ноу-хау) представляют собой информацию, составляющую коммерческую тайну. Предусматривая указанную обязанность в договоре коммерческой концессии, стороны должны детально определиться со сведениями, которые они отнесли к разряду секретов производства, и возложить на пользователя дополнительное обязательство по введению в отношении этих сведений режима коммерческой тайны. При этом стороны не вправе вводить режим коммерческой тайны по отношению к сведениям, перечень которых закреплен в ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О коммерческой тайне»[23]. Что касается иной конфиденциальной коммерческой информации, то и в этом отношении стороны должны опираться на нормы действующего законодательства.

Пользователь по договору франчайзинга «покупает» право пользоваться известной, уважаемой, популярной торговой маркой, фирменным знаком или стилем. Клиент по внешним признакам иногда не может понять, чьими товарами или услугами он пользуется, правообладателя или пользователя. Поэтому законодатель возлагает на пользователя обязанность информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Статья 1034 ГК устанавливает ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, предусматривая, что правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. Несколько иная юридическая модель ответственности правообладателя предусмотрена законодателем для случая изготовления продукции по концессионному договору самим пользователем. Согласно абзац 2 ст. 1034 ГК РФ по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.


Обе стороны несут ответственность за ненадлежащее качество товара (работ, услуг), которые предоставляются (выполняются, оказываются) в рамках договора франчайзинга третьим лицам - покупателям, заказчикам, услуг получателям. Возможность привлечения наряду с пользователем в качестве обязанной стороны правообладателя определяется тем, что он является первоначальным, оригинальным производителем данного товара, работы или услуги, «слепком» с которого становится деятельность пользователя. Положения статьи 1034 ГК направлены на повышение гарантий интересов потребителей. Вступая в отношения с пользователем, потребитель вправе рассчитывать на получение результата, эквивалентного тому, который он получил бы непосредственно от правообладателя[24].

Следует отметить, что весьма трудно, исходя из существующих законодательных источников, установить чёткие правила об ответственности по договору франчайзинга. Сторонам такого договора бывает сложно определить, какую ответственность они должны нести и в каком объёме. Поэтому правовые нормы об ответственности по договору франчайзинга (глава 54 ГК РФ) нуждаются в доработке. Предлагается установить ответственность не только пользователя, но и правообладателя за разглашение и (или) незаконное использование коммерческой информации, ставшей ему известной на стадии осуществления переговоров, направленных на заключение договора франчайзинга. С этой целью предлагается дополнить ст. 1034 ГК РФ положением, предусматривающим ответственность за разглашение секретов производства (ноу-хау) правообладателя и пользователя, а также другой полученной сторонами конфиденциальной коммерческой информации.

Заключение

На основании проведенного исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию франчайзинга в системе российского гражданского права.

Представляется целесообразным принять специальный федеральный закон «О франчайзинге», который не противоречил бы гл. 54 ГК РФ.

Поскольку использование коммерческого обозначения затрагивает интересы и владельцев предприятий, и потребителей необходимо, чтобы государство взяло на себя функцию надзора за выбором коммерческих обозначений. В силу чего, государство через уполномоченные им органы должно вести реестр коммерческих обозначений, причем записи коммерческого обозначения в реестр необходимо придать правоустанавливающее значение. Ведение реестра коммерческих обозначений представляется разумным возложить на Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств индивидуализации (в частности, реестр товарных знаков).


Изменение договора франчайзинга, руководствуясь общими основаниями изменения и прекращения договора, предусмотренными гл. 54 ГК РФ, не позволяет в полной мере учитывать специфику опосредуемых договором общественных отношений. В связи с этим предлагается закрепить в ст. 1036 ГК РФ исчерпывающий перечень условий договора, которые могут быть изменены в процессе исполнения договора и зарегистрированы в установленном законом порядке.

Вряд ли можно признать оправданным отсутствие нормы, посвященной ответственности пользователя по договору франчайзинга. В связи с этим необходимо устранить обозначенный пробел в действующем гражданском законодательстве. И поэтому в главу 54 ГК РФ необходимо внести соответствующие дополнения.

Требуется установить ответственность сторон за разглашение и/или незаконное использование коммерческой информации, ставшей им известной на стадии переговоров, предшествующих заключению договора франчайзинга. Представляется целесообразным предусмотреть Законом «О защите прав потребителей» ответственность пользователя за введение потребителя в заблуждение путем неинформирования его о том, что торговля товаром или иная деятельность осуществляется пользователем по договору франчайзинга, ведь осуществление правообладателем контроля за качеством работ, услуг и товаров пользователя, является его обязанностью, только если это предусмотрено договором франчайзинга.

Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.

Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

Несмотря на многообещающие прогнозы развития франчайзинга в РФ, без должного реформирования и совершенствования законодательной базы его развитие может застопориться.

Многие из принятых законодателем положений уже давно применяются на практике участниками франчайзинговых отношений при заключении договоров. Радует, что нормы российского законодательства о франчйзинге наконец приблизилось к российской и международной практике.

Поправками снимаются дискриминационные для франчайзи ограничения на развитие своего бизнеса по договору коммерческой концессии. При этом важно отметить, что принятые поправки учитывают интересы не только франчайзеров, но и представителей малого бизнеса (франчайзи), конечных потребителей и экономики России в целом. Вероятно, что и в 2016 году отечественный рынок франчайзинга продемонстрирует значительный рост, обеспечив увеличение числа легально работающих предприятий малого бизнеса в России.


Каким образом будет развиваться франчайзинг в российских условиях, покажет время, однако, это один из выгодных и удобных способов ведения предпринимательства, который уже получает большое распространение.

Список литературных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, №31, ст. 4398
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 01 февраля 2016 г.) // «Собрание законодательства РФ», 1994. № 32. Ст. 3301
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 28.06.2015) // «Собрание законодательства РФ», 2002, №30. Ст. 3012
  4. Алексеев С.С. Гражданское право [Текст]: учебник /Под ред. С.С. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект; 2010. - 724 с.
  5. Багдасарян А.Ф. Гражданско-правовые проблемы заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга) [Текст]: автореферат дис. кандидата юридических наук: 12.00.12 / А.Ф. Багдасарян; М.: гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2012 г. - 27 с.
  6. Бердникова А.И. Особенности правового регулирования договора коммерческой концессии (франчайзинга) по Гражданскому кодексу Российской Федерации и Гражданскому кодексу Квебека [Текст]: арбитражный и гражданский процесс / А.И. Бердникова; - М.: Юрист, 2014г. - 240 с.
  7. Бобрик Д. Как развивается франчайзинг в России. Проблемы и перспективы. [Электронный ресурс] Еженедельная газета «Новости рынка франчайзинга 17.12-23.12.2014г. Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/.
  8. Бондаренко Д.П. Договор коммерческой концессии как инструмент инновационного развития и источник иностранных инвестиций [Текст]: сборник научных трудов аспирантов РГИИС / Д. П. Бондаренко; – М.: РГАИС, 2010, c. 5-12.
  9. Бороденко Р.К. Договор коммерческой концессии: дис. кандидата юридических наук: 13.00.03 / Р.К. Бороденко. - Ставрополь, 2013 г. - 360 с.
  10. Бородина Ж.Н. Правовое регулирование коммерческой концессии (франчайзинг) [Текст] / Ж.Н. Бородина. - М.: Познание, 2013. - 118 с.
  11. Ватутин С.В. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста [Текст] / С.В. Ватутин. - М.: Норма, 2014. - 192 с.
  12. О франчайзинге. Глоссарий по франчайзингу [Электронный ресурс] Портал о франчайзинге. Режим доступа: http://www.kupi-franshizu.ru/.
  13. Общероссийская общественная организация поддержки малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Официальный сайт. Режим доступа: http://new.opora.ru/projects/business-territory
  14. Основные понятия о франчайзинге [Электронный ресурс] Российская Ассоциация франчайзинга. Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/.
  15. Российская Ассоциация франчайзинга (РАФ). Официальный сайт. Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/
  16. Садиков О.Н. Комментарии к части первой и второй Гражданского Кодекса Российской Федерации [Текст] / О.Н. Садиков.- М.: БЕК, 2010.- 988 с.
  17. Ющенко Н.А. Правовое регулирование коммерческой концессии и франчайзинга в России и за рубежом [Текст]: автореф. дис. канд. юрид. наук / К.: Казань, 2014. - 23 с.
  18. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: учебное пособие [Текст] / С.Ю. Ягудин. - СПб.: Питер, 2013. - 256 с.