Файл: "Франчайзинг в системе российского гражданского права".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо франчайзинга, понятие франшиза, так же уже давно прижилось в сфере страхования, где означает, форму участия страхователя в возмещении убытка и используется, как правило, в тех случаях, когда затраты страхователя относительно не велики – франшиза, примерно равна затратам страховщика на выяснение суммы ущерба. В мире же франчайзинга и бизнеса франшиза имеет свое понятие:

Франшиза (от фр. Franchise) – это определенные права на использование торговой марки и бизнес модели франчайзера. По сути, говоря, франшиза – это своего рода товар, передаваемый от франчайзера к франчайзи.

Так же есть франчайзи, которые, покупают у франчайзера не только права на использование товарного знака и его бизнес модели, но так же и приобретают права на построение аналогичной франчайзинговой сети, на определенной территории, в большинстве случаев это может быть, страна, регион, город. Такого вида франчайзи называю - Мастер франчайзи (Master Franchisee)[14].

Франчайзинг представляет собой прекрасную возможность для начала собственного дела, что особенно актуально для молодых фирм, которые только начинают делать первые шаги в сфере бизнеса. Система франчайзинга при детальном рассмотрении – это такая организация собственного бизнеса, когда одна компания (ее называют франчайзер) передает другой компании или человеку (его называют франчайзи) право продавать свою продукцию или услуги с использованием своего товарного знака.

Стороны перед заключением договора обязательно обсуждают все важные условия (объем продаж, цены и так далее). Такая форма сотрудничества между деловыми людьми впервые возникла в Соединенных Штатах в девятнадцатом столетии, но широкое ее распространение в других странах мира началось только двадцатом столетии (в 50-х годах)[15].

2 Договор франчайзинга в системе обязательственных правоотношений

2.1 Элементы договора франчайзинга

Как уже было отмечено в первой главе настоящей курсовой работы, сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель (франчайзер) и пользователь (франчайзи).


В качестве сторон могут выступать коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК РФ).

Единственным существенным условием договора франчайзинга является его предмет, под которым следует понимать предоставление права использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)[16].

Объектами франчайзинга могут выступать объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация и коммерческий опыт правообладателя.

Исключительные права, входящие в такой комплекс, подразделяются на две группы - те, которые обязательно должны быть переданы по договору, и те, которые могут передаваться, а могут и не передаваться в пользование.

Обязательным объектом, передаваемым по договору коммерческой концессии в пользование, является товарный знак (знак обслуживания), коммерческое обозначение и секрет производства (ноу-хау) - факультативные объекты, а фирменное наименование вообще не может передаваться по данному виду договоров[17].

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также выполняемых ими работ и оказываемых ими услуг (ст. 1477 ГК РФ). В качестве товарных знаков (знаков обслуживания) могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

В качестве объектов договора коммерческой концессии могут выступать также исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Исключительные права на изобретение, полезную модель, промышленный образец удостоверяются патентом на изобретение, патентом на полезную модель, патентом на промышленный образец.

Цена договора. В соответствии со ст. 1030 ГК РФ вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Таким образом, вопрос цены договора должен решаться сторонами. В отличие от п. 1 ст. 614, ст. 1030 ГК РФ не предусматривает последствия случаев, когда цена в договоре не определена. Применение в этом случае п. 3 ст. 424 ГК РФ представляется возможным лишь со ссылкой на аналогию закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ), поскольку данная норма устанавливает правила лишь в части оплаты товаров, работ и услуг, а не прав пользования объектами интеллектуальной собственности.


Срок договора. Срок не является существенным условием договора коммерческой концессии и может устанавливаться или не устанавливаться сторонами (п. 1 ст. 1027).

Права и обязанности сторон. В соответствии со ст. 1034 ГК РФ правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем но договору коммерческой концессии, и солидарную ответственность но требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя.

В соответствии со ст. 1033 ГК РФ договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности:

- обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории;

- обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

- отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

- обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Такие ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если они с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Ничтожными являются такие условия, ограничивающие права сторон по договору коммерческой концессии, в силу которых правообладатель вправе определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых (оказываемых) пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен; пользователь вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на определенной в договоре территории.


Среди прав пользователя следует особо отметить закрепленное в ст. 1035 ГК РФ его преимущественное право перезаключить договор коммерческой концессии на новый срок. При заключении нового договора его условия должны быть не менее благоприятны для пользователя, чем условия прекратившегося договора[18].

Вторым специфическим правом пользователя является так называемее право «следования» - закрепленное ст. 1038 ГК РФ правило о сохранении договора коммерческой концессии в силе при перемене сторон - переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву. В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор прекращается[19].

Оба рассмотренных права схожи по своей природе с аналогичными правами арендатора (ст. 621 и 617 ГК РФ).

Форма договора и требование о его регистрации. В соответствии с п. 1 ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме под страхом недействительности (ничтожности). 1 октября 2014 г. вступили в силу положения, отменяющие госрегистрацию договора коммерческой концессии.

2.2 Права, обязанности и ответственность сторон по договору франчайзинга

Рассматривая права, обязанности и ответственность по договору франчайзинга рассмотрены права и обязанности правообладателя и пользователя, которые в силу их указания в законодательном акте составляют содержание договора. Среди них предусмотрены как императивные, так и диспозитивные нормы. В данном параграфе рассмотрены также условия предоставления сублицензий и прекращения договора коммерческой концессии, особенности ответственности сторон договора.

На основании положений ст. 1027, 1478, 1538 ГК РФ, касающихся соответственно сторон договора коммерческой концессии, а также лиц, которые могут быть правообладателями товарного знака, коммерческого обозначения, автором формулируется предложение по уточнению сторон договора коммерческой концессии. Разработка предложения обусловлена тем, что некоммерческие организации в настоящее время не могут распоряжаться исключительным правом на коммерческое обозначение. При этом согласно п. 5 ст. 1027 ГК РФ правообладатель может предоставить другому лицу право использовать свое коммерческое обозначение только по договору аренды предприятия или договору коммерческой концессии. Такое уточнение позволит расширить сферу применения договора коммерческой концессии, например, лицами, осуществляющими социальное предпринимательство, или вузами, которые смогут предоставлять другим лицам права оказывать образовательные услуги в соответствии со своими стандартами[20].


С целью снижения рисков, связанных с порядком предоставления и оспаривания правовой охраны товарного знака (знака обслуживания), считается целесообразным предусмотреть сохранение действия договора в случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право не является единственным из прав на средства индивидуализации, входящих в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии. В случае принятия такого предложения следует предусмотреть условие об уменьшении вознаграждения, уплачиваемого пользователем, а также право пользователя отказаться от исполнения договора при не достижении соглашения об уменьшении его размера.

Любой гражданско-правовой договор как форма опосредования предпринимательских отношений представляет интерес для предпринимателей, если он предусматривает сбалансированный подход к вопросу ответственности обеих сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств. Вопросы гражданско-правовой ответственности по договору франчайзинга получили закрепление в главе 54 ГК РФ. Законодатель установил обязанности правообладателя и пользователя (ст.ст. 1031, 1032 ГК РФ), определил ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст.1034 ГК РФ).

Анализ содержания норм, регулирующих коммерческую концессию, позволяет сделать вывод о том, что ст. 1034 ГК защищает, прежде всего, интересы правообладателя, поскольку именно он должен быть в большей степени, чем кто-либо другой заинтересован в поддержании высокого качества в рамках своей сети и собственной репутации. Стремясь избежать ответственности за действия пользователя при производстве, либо реализации товаров в рамках заключенного договора ст. 1034 ГК стимулирует правообладателя лучше контролировать работу своих пользователей и прекращать сотрудничество с теми из них, кто не в состоянии поддерживать высокий уровень качества.

Вместе с тем вряд ли можно признать оправданным отсутствие нормы, посвященной ответственности пользователя по договору франчайзинга. В связи с этим необходимо устранить обозначенный пробел в действующем гражданском законодательстве. И поэтому в главу 54 ГК РФ необходимо внести соответствующие дополнения.

Содержание договора франчайзинга составляют права и обязанности его сторон – правообладателя и пользователя. Коммерческая концессия предполагает создание сети однородных предприятий с одинаковыми условиями ведения хозяйственной деятельности. Этому должно способствовать выполнение сторонами установленных п. 1 ст. 1031 и ст. 1032 ГК обязательных правил, определяющих их обязанности по договору коммерческой концессии, от которых они не вправе отступить (ст. 422 ГК).