Файл: "Франчайзинг в системе российского гражданского права".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга. Франчайзинг представляет собой определенный тип организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг.

Согласно мировой статистики, порядка 85% новообразованных фирм прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто выстраивает свой бизнес на основе процедуры франчайзинга - лишь 14%. Для российского рынка статистика чуть менее радужная - неудачу терпят около 20 компаний, купивших франшизу. Но даже такой процент можно считать оптимистичным, ведь российские рыночные условия, мягко говоря, непредсказуемы.

Особенно актуальна тема настоящего исследования на фоне финансового кризиса в России. Известно, что финансовый кризис 2008-2009 гг. легче всех пережил франчайзинговый бизнес. К 2020 году доля франчайзинга в нашей стране может составить до 5% ВВП.

К сожалению, развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга - российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо было регистрировать в Роспатенте, что приводило к возникновению бюрократических проволочек. Наконец, 1 октября 2014 г. вступили в силу положения, отменяющие госрегистрацию договора коммерческой концессии[1].

Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. Например, а США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

В условиях растущей востребованности договора коммерческой концессии в предпринимательской деятельности, и отсутствии общепризнанного подхода к соотношению понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг», а также принимая во внимание факт вступления России в ВТО и вытекающую отсюда необходимость совершенствования отечественного гражданского права с целью его унификации, можно сделать вывод о наличии объективной необходимости продолжения научно-практического исследования франчайзинга в системе российского гражданского права.


Целями настоящего исследования являются: выявление и анализ имеющихся теоретических концепций и практических проблем в сфере заключения и исполнения договора коммерческой концессии; их научная оценка, а также аргументация авторских теоретических выводов и практических рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения, связанные с договором франчайзинга.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и сущность франчайзинга.

2. Исследовать историко-правовые основы возникновения франчайзинга.

3. Рассмотреть элементы договора франчайзинга.

4. Изучить права, обязанности и ответственность сторон по договору франчайзинга.

5. Провести анализ особенностей заключения, изменения и прекращения договора франчайзинга.

7. Выявить проблемы правового регулирования франчайзинга в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью объектом исследования выступают правоотношения, возникающие по поводу коммерческой концессии (франчайзинга).

Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие договор коммерческой концессии (франчайзинг).

1 История развития и современное состояние правового регулирования франчайзинга в России и зарубежных странах

1.1 Генезис франчайзинга

Первым прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов[2].

На время организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины[3].


Современный франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство[4].

В 20-х годах прошлого века в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды[5].

Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер - франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 50х годах прошлого века.

В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании McDonald's, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса. Принято считать, что первая франшиза в Россию была продана компанией Баскин Роббинс. Под этим брендом и сегодня динамично развивается сеть кафе по всей территории нашей страны. Однако пионером в российском франчайзинге является Владимир Довгань, который создал две франчайзинговые компании: «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб». Именно он первым взялся за развитие франчайзинга в России и популяризацию этого направления в бизнесе. Владимир Довгань написал книгу о франчайзинге и стал первым россиянином, принятым в Международную Ассоциацию Франчайзинга[6].

В 2006 году на форуме в Давосе было отмечено, что Россия привлекает к себе повышенный интерес со стороны мировых корпораций. Россия стала расцениваться, как огромный и постоянно увеличивающийся потребительский рынок. К тому времени на территории РФ уже работали франчайзинговые системы: «Carlo Pazolini», «Kodak», «Baskin Robbins», «Sbarro», «Xerox», «Subway»и др. Развитие франчайзинга происходит и за счет российских брендов: «Эконика-обувь», «Копейка», «1С», «Бегемот» и т.д.[7]


В России началом истории правового регулирования франчайзинга можно считать гл. 54 ГК РФ «Коммерческая концессия»[8]. Несмотря на то, что в этой главе термин «франчайзинг» отсутствует, коммерческая концессия имеет ряд общих признаков с франчайзингом, что позволило говорить о франчайзинге, изучать и применять близкие схемы на практике. До настоящего времени не существует единого мнения специалистов, можно ли договор коммерческой концессии считать полным аналогом франчайзинга. Ясно одно, что принятие гл. 54 ГК опередило время появления франчайзинга в России, что привело к его противоречивости. Поэтому не все правообладатели - франчайзеры избрали этот договор в своей практике формирования правоотношений с партнерами при использовании концепций франчайзинга.

1.2 Понятие и сущность франчайзинга

Франчайзинг - способ организации бизнес - отношений между независимыми компаниями и физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату – роялти[9].

Термины, которые для современного бизнесмена означают форму бизнеса и его составляющие, прежде чем стать таковыми, прошли не малый путь по обретению своего истинного значения, и за всю историю, не раз они использовались в различных областях торговых отношений.

Начнем с основного понятия франчайзинг (от английского Franchising), если обратится к архивам историй, то мы найдем множество упоминаний этого понятия. В частности, оно относится в 15 веку, когда “franchising” означал определенные права и свободы епископатов, дающиеся королевской короной своим подданным, а под понятием “franchises” подразумевались рынки, ярмарки, а так же все возможные места, предназначенные для торговли. Однако если обратится к источнику более свежему, такому как «Толковый экономический и финансовый словарь»[10], переиздаваемый во Франции, вот уже на протяжении двух десятилетий, то можно услышать такое определение: франчайзинг – это контракт, в результате заключения которого, организация предоставляет права на использование своего имени и марки, другим организациям, в замен получая от них оговоренное вознаграждение. По сути дела, если сравнить выше описанные определения, то можно сделать вывод, что за четыре сотни лет, изменились названия, но суть понятия осталась прежней.


Франчайзинг (от англ. Franchising) – форма ведения бизнеса, при использовании которой, один рыночный субъект (франчайзер) передает другому рыночному субъекту (франчайзи), права на использование его бизнес модели, а так же его имени или фирменного бренда, получая взамен, оговоренное вознаграждение (роялти)[11].

Другими словами, франчайзинг - это форма лицензирования, используя которую организация (франчайзи) может получить право продавать услуги от имени другой организации (франчайзер), используя в своей работе товарные знаки, бренд, производственные и маркетинговые знания этой организации - донора, взамен за соответствующую плату.

Франчайзинг представляет собой, успешный метод тиражирования предприятий малого бизнеса, объединенных под одну торговую марку, работающие по одной бизнес модели, но принадлежащие разным владельцам.

Как можно заключить, во всех определениях франчайзинга фигурирует два рыночных субъекта - франчайзер и франчайзи. Рассмотрим эти понятия.

Франчайзер (Franchisоr) – компания, правообладатель торговой марки, а так же владелец производственных и/или маркетинговых знаний, и предоставляющая право использовать эту марку и знания другой организации, получая взамен определенную плату (royalties).

Франчайзи (Franchisee) – это организация, либо частное лицо, которая в результате уплаты определенного вознаграждения, получает от другой организации право, на использование её товарного знака (бренда), а так же возможность работать по уже готовой и испытанной бизнес - модели, с целью продажи своих товаров и услуг[12].

Так же, в сфере франчайзинга встречается еще одно понятие, которое взяло свое начало не с момента развития франчайзинга как такового, а было использовано еще во времена средневековой Франции, где слово «Franchise» определяло ряд привилегий, или если точнее выразится «вольностей», получить которые, можно было исключительно от французских королей, которые жаловали её своим вассалам. Примерами такими «вольностями», могут выступать такие права как: разрешение на торговлю эксклюзивным видом товаров, вести охоту в королевских садах, право на содержание ярмарок, рынков, паромных переправ, а так же права на постройку пивоваренных заводов и прокладку дорог. Вскоре, понятие «Franchise» стало использоваться множеством чиновников по всей Европе, и в основном применялось для выдачи определенных прав в сфере торговли[13].