Файл: Реформа электроэнергетики в России (Единая энергетическая система России и её кризис).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основе устройства ЕЭС России, заложены были те основополагающие принципы, которые обеспечивали высокую надежность электроснабжения абсолютно всех потребителей, при максимально возможном снижении, его общесистемной себестоимости. Надежность, была достигнута, путем использования бассейнового принципа, а также параллельной работой, всех электростанций. Благодаря тому, что происходит перетекание электроэнергии внутри бассейнов, а также между ними, был одновременно создан, также общий резерв мощностей. В связи с этим, выход из строя, определенной станции, по общему правилу, не мог привести, к отключению энергии у потребителей. [16]

Минимизация себестоимости электроэнергии, достигалась путем использования комплексного снижения всех затрат, имеющихся в системе:

1) Данной деятельности, способствовал сам принцип, сообщающихся бассейнов. Благодаря данному принципу, одни и те же электростанции, осуществляли поочередное снабжение электроэнергией тех регионов, которые были расположены, в различных часовых поясах. Электроэнергия, перетекает между бассейнами, по мере изменения нагрузки в них. В тоже время, выбирался определенный экономически эффективный режим, по загруженности каждой из станций, при котором, удельный расход топлива, был минимальным. [11, с. 206] Помимо этого, общий бассейн, дает возможность снизить в нем максимум требуемой мощности. Это связано с тем, что пиковые нагрузки, у отдельных потребителей в общем случае, не совпадают во времени, вследствие чего, они усредняются. Таким образом, удалось сэкономить, примерно 20 млн. кВт генерирующих мощностей. Такое количество энергии, понадобились бы дополнительно, в случае самообеспечения регионов (включая резервные мощности). [9, 98]

2) Стоимость электроэнергии, минимизируется посредством уменьшения дальности ее транспортировки. В основном, транспортировка организованна, между парами соседних сообщающихся бассейнов. Другими словами, в соответствии с принципом работы шлюзов. В связи с этим, были снижены затраты, на строительство дальних линий электропередачи (ЛЭП). Помимо этого, были снижены потери электроэнергии, которые росли, с увеличением длины ЛЭП, а также дальностью передачи. Данному положению, способствовало также, размещение множества станций, около крупных потребителей. Таким образом, в ЕЭС России, на расстояние свыше 800-1000 км, экономически целесообразным, была бы передача не более 3-4% всей мощности ее электростанций. [4, с. 88]

3) Стоимость электроэнергии в бассейнах, была снижена, посредством первоочередного использования станций, у которых была наиболее дешевая электроэнергия, и при помощи установления средневзвешенных тарифов, при смешении энергии, с разной себестоимостью. В советское время, существовало два постоянных средневзвешенных тарифа:


- 2 копейки за 1 кВт.ч для промышленности

- 4 копейки за 1 кВТ.ч для населения, а также коммунальной сферы. [12, 198]

ЕЭС, которая охватывает значительную часть территории Советского Союза, в действительности, представляла собой общую систему по энергоснабжению. При этом, едиными средневзвешенными тарифами в частности исключались преференции, или получение ренты, для кого-либо из потребителей, которые были обусловлены, более близким расположением, к источнику наиболее дешевой электроэнергии. Это, не было заслугой, или же результатом действий, данных потребителей. В тоже время, более высокий тариф для населения, а также коммунального хозяйства, объяснялся большим количеством «переделов» напряжения, в котором конечным, является 220 В. Также, это было объяснено необходимостью по содержанию (дополнительно к высоковольтным сетям, к которым были подсоединены, промышленные предприятия), обширных распределительных сетей низкого напряжения. [9, с. 98]

Все принципы, а также достоинства, которые были перечислены выше, были реализованы, благодаря организационной структуре хозяйствования, а также управления, которая полностью соответствовала, технологической «бассейновой» структуре. Технологическое, а также организационное единство, давало возможность в рамках единого хозяйствующего субъекта, осуществлять централизованное управление электростанциями, а также транзитом электроэнергии «сверху вниз». При этом, руководство осуществлялось описанными выше, общесистемными критериями надежности, а также правилами по минимизации себестоимости электро-энергоснабжения потребителей. [2, с. 198]

Технологическим управлением ЕЭС России, занималась единая диспетчерская служба - Центральное диспетчерское управление (ЦДУ). Такое управление, в непрерывном режиме, решало задачи по оптимизации передачи, и распределения электроэнергии, которая была направлена, на поддержание минимальных затрат в системе. Для этого, ЦДУ, осуществляло регулирование транспортировки между сообщающимися бассейнами, а также управляло теми станциями, которые их наполняли. Транспортировка электроэнергии внутри «больших» бассейнов, управлялась их диспетчерскими службами, которые являлись объединенными диспетчерскими управлениями. А процессом управления внутри региональных систем, занимались соответствующие диспетчерские управления. [8, с. 96]

Технологическая, а также организационная целостность, в сочетании с единством управления ЕЭС «сверху вниз», были обозначены, не только необходимостью по достижению максимальной надежности и экономической эффективности как электро, так и энергоснабжения потребителей, но также и физической сущностью самой электроэнергии. Дело заключается в том, что электроэнергия, является виртуальным товаром. Такой товар, невозможно складировать. Она может быть передана, по проводам, со скоростью света, и должна немедленно потребляться, по мере ее производства. В связи с этим, процесс производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии, как процесс физически единый, неделимый, а также быстропротекающий, требует как технологического, так и организационного единства, в рамках целостной энергосистемы. [9, с. 98]


Многие исследователи отмечают то, что многие преимущества ЕЭС, после проведения акционирования и приватизации электроэнергетики, в 1992-1993 годах, остались в прошлом. В это время, было произведено разрушение организационного единства всей системы. На место единого (хотя и не всегда эффективного), хозяйствующего субъекта, в лице Министерства энергетики, был образован холдинг РАО «ЕЭС России». Он включал в себя более 80 дочерних региональных вертикально-интегрированных компаний (АО-энерго). Как отмечал один из исследователей, М.Гельман: «При этом, над входами в сообщающиеся бассейны, прибили вывески с названием «Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности» (ФОРЭМ). Прикрепив к нему, в качестве поставщиков, крупные электростанции, такие как тепловые и гидравлические (ТЭС и ГЭС), которые также, стали дочерними акционерными обществами РАО «ЕЭС». Но возникновение рынка не последовало. Это является вполне естественной ситуацией, которая связана с тем, что естественная монополия, под рынок не приспособлена в принципе. А когда-то экономически, а также технически благополучные крупные электростанции (в частности тепловые), которые работали на ФОРЭМ, пришли в упадок». [8, с. 96]

Причинами произошедшего, был отход от прежних системных принципов, а также критериев по электроснабжению потребителей, и последующей замене их, коммерческими интересами многих мелких региональных энергосистем, которыми являлись АО-энерго. АО-энерго, стало значительнее выгоднее использовать, в первую очередь, собственные станции, которые располагались внутри соответствующих региональных бассейнов. Данные станции, были менее мощными, чем на ФОРЭМ. Они вырабатывали более дорогую электроэнергию, и от ей продажи, получали в абсолютном исчислении, значительно больше прибыли. [1, с. 388] По данной причине, процесс по управлению производством электроэнергии, а также её транспортировкой, происходило теперь, без превалирования общесистемных интересов, а также экономической оптимизации. В Советском Союзе, региональные (местные) станции (к которым в основном относились ТЭЦ), по большей части эксплуатировались только в холодное время года, во время которого, была необходима тепловая энергия, а спрос на электроэнергию, значительно возрастал. На сегодняшний день, такие ТЭЦ, во множестве населенных пунктов, достаточно часто работают также летом, осуществляя обогрев не востребованным теплом окружающей среды. На это, впустую расходуется значительное количество топлива. А издержки, которые возникают, оплачиваются потребителем. Следствием этого, является отбор электроэнергии с ФОРЭМ. [8, с. 96] При такой оптимизации региональных энергосистем, собственная прибыль резко снизилась. Средняя годовая загрузка, крупнейших тепловых станций на ФОРЭМ (суммарной мощностью 51,8 ГВт), которые работали в начале 90-х годов практически на полную мощность, в третьей четверти 90-х годов, немногим, превышала половину их возможностей. Хотя, их мощность, составляла почти четверть, от всех генерирующих мощностей. Неполная загрузка крупных ТЭС, привела к увеличению удельных затрат, необходимых на производство электроэнергии, посредством резко ухудшенного их экономического положения, которое повлекло за собой, ухудшение технического состояния данных станций. [12, с. 198 ]


Таким образом, в качестве результата недальновидного (исходя из экономических критериев), акционирования электроэнергетики, проводимого в 1992-1993 годах, а также отказа при этом, от прежних принципов оптимального регулирования ЕЭС, можно назвать начало в российской электроэнергетике, различных кризисных процессов, а также явлений. Это в значительной степени, было усугублено, тотальным кризисом неплатежей, который сковал отечественную экономику, в 1995-98 годы. К числу основных негативных моментов, можно отнести, следующие: низкая эффективность, высокая энергоемкость производства; отсутствие стимулов, необходимых для повышения эффективности производства; участившиеся перебои энергоснабжения; аварии; низкая инвестиционная привлекательность; непрозрачность бизнеса. Основываясь на вышесказанном, целесообразность проведения взвешенных реформ в электроэнергетике, к началу 1998 года, по мнению многих исследователей, являлась не уместно. [13, с. 22]

2. Реформа электроэнергетики: цели и задачи.

2.1. Официальная концепция реформы.

Менеджментом РАО «ЕЭС России», совместно с Правительством РФ, в течении с 1998 по 2003 года, была подготовлена концептуальная, а также законодательная база, необходимая для проведения реформации компании. Концепция Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России», которая была специально создана для данных целей,  на 2003-2008 года «5+5», предполагает собой о, что на процесс реформирования тех компаний, который входят в холдинг РАО «ЕЭС России», потребуется 3 года. К 2006 году, из РАО «ЕЭС России», в результате будут выделены, все основные субъекты отрасли. После данного этапа, потребуется еще 2 года, на их окончательное формирование, а также завершение корпоративных процедур. В результате этого, спустя 5 лет, в 2008 году, должна быть сформирована, целевая структура отрасли. [14, с. 22]

Основными целями по реформированию электроэнергетической отрасли, выступают:

1) Повышение эффективности предприятий по производству электроэнергетики;

2) Создание условий, необходимых для развития отрасли, на основе частных инвестиций. [16]

При этом, к основными задачам реформы, относятся следующие:


1] Разделение отрасли, на естественно-монопольные (в основном, передача, распределение электроэнергии, диспетчерская служба) и конкурентные (производство электроэнергии и её последующий сбыт) виды деятельности;

2] Создание системы эффективных рыночных отношений, действующих в конкурентных видах деятельности;

3] Обеспечение свободного доступа, к услугам естественных монополий;

4] Эффективное, а также справедливое государственное регулирование естественных монополий, которое создает стимулы, к снижению издержек. [16]

Авторами реформы, также было продекларировано то, что РАО «ЕЭС России», будет стремиться, к достижению указанных целей реформирования. [13, с. 22] При этом, должно учитываться:

1) Обеспечения надежного, а также бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей.

2) Обеспечение баланса между исполнением интересов собственников компании, государства, а также других заинтересованных субъектов (включая потребителей продукции и услуг). [12, с. 198]

Осуществление реализации реформ электроэнергетики, была бы невозможной, без формирования необходимой правовой основы. В связи с этим, Правительством Российской Федерации, был разработан, а также внесён в Государственную Думу, пакет законопроектов. Такой пакет законов, регламентирует реформы электроэнергетической отрасли, и РАО "ЕЭС России". Он задает основные контуры, а также принципы, по функционированию электроэнергетики в будущем. Таким образом, был создан, рассмотрен, а затем принят, закон «Об электроэнергетике». Также, были приняты законы, которые вносили изменения и дополнения, в уже существующие законы: «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «О естественных монополиях», «Об энергосбережении». Гражданский кодекс, также был затронут проводимыми реформами. [9, с. 98]

Исходя из сказанного выше, структура экономических отношений, в электроэнергетическом комплексе, выглядела следующим образом.

Переходный период, который начался в 2003 году, и должен был продлится до конца 2007 года. Данный период, был выделен, для отработки рыночных механизмов по организации хозяйственных отношений, имеющихся в электроэнергетике, а также обеспечения последовательного перехода, от существующей системы по административной регуляции, к формированию конкурентной среды. В указанный период, наблюдаются изменения в отрасли, которые протекали по основным направлениям:

1) Переход от вертикально – интегрированных энергетических компаний, к разделению видов деятельности. [1, с. 388]