Файл: Реформа электроэнергетики в России (Единая энергетическая система России и её кризис).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо указанных выше 3 секторов оптового рынка, при необходимости дополнительного стимулирования инвестиционного процесса (в генерирующем секторе отрасли), может быть введен, рынок мощности (или по другому: плата за мощность). Такой рынок, способен обеспечить дополнительные стабильные среднесрочные доходы, для производителей электроэнергии. [8, с. 96]

Основными инфраструктурными организациями, которые обеспечивают функционирование оптового рынка, выступают:

- Администратор торговой системы (АТС), в части организации централизованной площадки, для купли-продажи электроэнергии, и её обеспечения функционирования;

- Системный оператор, в части оперативно-диспетчерского управления;

- Сетевые компании, в части передачи электроэнергии, а также принятия мер, для снижения потерь электроэнергии. Это может быть достигнуто, требованием оплаты сверхнормативных потерь электроэнергии, за счет данных компаний. [1, с. 388]

Конкурентный розничный рынок электроэнергии, должен быть определен, следующими основными чертами:

Первое. Должны свободно устанавливаться нерегулируемые цены. Это связано с тем, что компании, сбывающие энергию, а также гарантирующий поставщик, покупают электроэнергию, на оптовом рынке. Цена на таком оптовом рынке, изменяется, вне зависимости от их индивидуального поведения. Если зафиксировать розничную цену, то может произойти разорение компаний, сбывающих энергию, а также гарантирующего поставщика. Это произойдет в случае, в котором цена оптового рынка, станет выше фиксированной розничной цены. [12, с. 198]

Второе. Право конечного потребителя, на выбор любой сбытовой компании, у которой, он будет покупать электроэнергию, по свободным (нерегулируемым ценам). [2, с. 198]

Таким образом, как предполагалось авторами реформы ЕЭС, в 2008 году, вся электроэнергетика России, должна была иметь новую целевую структуру. Участники такой структуры, функционируют в условиях конкурентных как оптового, так и розничного рынка электроэнергии. Также, они полагали, что с первого июля 2008 года, холдинг РАО «ЕЭС России», прекратит свое существование. Что и произошло в итоге.

2.3. Оценка проводимой реформы электроэнергетики

Как уже было сказано выше, результатом проведенной реформы, были созданы различные компании, обладающие самостоятельностью. Они были созданы отдельно по производству электроэнергии, а также ее передаче. А именно: оптовые генерирующие компании, федеральная сетевая компания, региональная сетевая компания, федеральный системный оператор. А также, региональные (территориальные) генерирующие компании. В их вошли региональные ТЭЦ, и мелкие электроэнергетические станции. [3, с. 24]


Авторы реформы, ставили перед собой целью, начало конкуренции между крупными электростанциями, объединенными по группам, в семь оптовых генерирующих компаний. В случае начала между ними конкуренции, возникнет рынок электроэнергии. На этом рынке, преобладает свободное ценообразование. Это должно было послужить снижению цены. Наряду с этим, исследователи считали, что в действительности, в принципе не возникнет конкуренция. А действующие цены на электроэнергию, в результате осуществляемых реформ, только увеличатся. Это произойдет благодаря сговору продавцов. В связи с этим, можно полагать, что на свободном рынке, помимо низкого платежеспособного спроса, для роста цен, никаких барьеров. [2, с. 198]

Как было указано в тексте работы, оптовые генерирующие компании, в соответствии с реформой, организованы по экстерриториальному принципу. Другими словами, электростанции, состоящие в одной и той же ОГК, располагаются в различных точках страны. Такое положение, можно наглядно увидеть, на «Карте расположения станций ОГК». Такая конструкция, была создана не только ради того, чтобы удовлетворить критерии, необходимые для уравнивания начальных условий для хозяйствующих компаний, но также, для формального выполнения условий антимонопольного законодательства. [1, с. 388] Антимонопольным законодательством, ограничивается доминирование субъекта на рынке, сектором не более 35%, всего оборота данной продукции. Таким образом, разместив в каждом из регионов, станции принадлежащие нескольким компаниям, авторами реформы, предполагался переход к свободным рыночным отношениям, с потребителями. Стоит обратить внимание на то, что по ныне существующим магистральным линиям электропередачи, на расстояние больше 800-1000 км, без значительных потерь, можно только передавать не больше 3-4% от всей электрической мощности ЕЭС. На основе этого, проводить объединение в рамках одной ОГК станций, которые находятся на значительном расстояния друг от друга, является бессмысленным (с точки зрения ведения общего хозяйства компании). Рынок, представляющий собой отношения, которые основанные на конкуренции продавцов, для ее возникновения, требует примерно до 35-45% избыточных объемов предложений продукции. В тоже время, содержание существующих избыточных производственных мощностей, связано с немалыми затратами. [5, с. 97] Покрываться такие избытки, в основном будут посредством их владельца (а не покупателя). Связано это с тем, что для сбыта существующего избыточного товара, придется снижать его цену. На основе этого, в сфере крупного товарного производства, конкуренция неизбежно может завершиться чьим-то поражением, или может быть установлена монополия победителя. Еще одним вариантом, может быть договор продавцов-конкурентов об установлении единых цен. В том случае, при котором происходит поражение конкурента, его активы (предприятие), присоединяется к победителю, или же ликвидируется. Учитывая практику, на этом месте, новый конкурент, уже не возникает. Учитывая это, конкуренция в данной сфере, возникает между транснациональными корпорациями. А процесс монополизации соответствующих сегментов на внутреннем рынке, становится неизбежным. В качестве примера, могут служить естественные монополии. Для того, чтобы удовлетворить требования потребителей, в случае отсутствия конкурентов, имитируется государственным регулированием цен, воздействие отсутствующих конкурентов. [9, с. 98]


Таким образом, можно заключить, что в России, в результате непродуманного акционирования электроэнергетики, совершенного в 1992-93 годах, была создана Сложная по структуре система. Каждая из ветвей структуры, была нацелена на определенный регион, и требовала персонального тарифного режима. Таким образом, бывшая естественная монополия, распалась на множество обычных монополий, действующих на местах, с существующим произвольным установлением для них, различных тарифов, которые разнятся по стране, в 3-4 раза. Проведенная «реформа» электроэнергетики, позволила значительно эффективно, путем простого деления, произвести увеличение в каждом регионе, числа энергетических станций. При этом, декларируемой конкуренции, между ними не возникнет. Из-за отсутствия в большинстве регионов, избыточных мощностей. [14, с. 22]

По мнению авторов реформы, конкуренция, а также свободный рынок электроэнергии, являются необходимыми, для привлечения в отрасль инвестиций. В тоже время, проведенное организационное расчленение Единой энергетической системы (ЕЭС), привело к потере присущих ей системных свойств, а также качеств. В результате, это привело к существенному снижению инвестиционной привлекательности компаний, образованных после реформы. При этом, инвестиционная привлекательность компаний, образованных из РАО «ЕЭС России», была значительно ниже ранее существующей, когда они находились в едином холдинге. В результате реформирования, были упразднены региональные АО-энерго, на основе этого, повсеместно исчезали «классические» ответственные поставщики электроэнергии. [13, с. 22] Таким образом, увеличивались риски для инвесторов. Полноценно ответственным (или гарантирующим) поставщиком, объективно может выступать только то лицо, которое владеет всем необходимым комплексом средств электроснабжения, которые обеспечивают производство, передачу, а также распределение электроэнергии (то есть, конечный результат). Является очевидным то, что сбытовые компании (или региональные сетевые компании), которым необходимо исполнять функции гарантирующих поставщиков, в соответствии с замыслом реформы, полноценно данным критериям, соответствовать не могут. [16]

Стоит обратить внимание на то, что исследователями, весьма критически оценивающими проведенную реформу электроэнергетики, были изложены не только свои оценки, касающиеся происходящих процессов, но также и были высказаны альтернативы. Таким образом, проведенная реформа, позволила избавиться, от фиктивного государственного регулирования тарифов. И актуализировать для потребителей, существенно более высокие рыночные цены, для электроэнергии. [3, с. 24]


Итогом проведенной реформы, стало создание множества самостоятельных организаций и компаний. Они являются различными по своим размерам и мощностям. Появлялись новые компании, со временем, исчезали мелкие и не эффективные организации. Уже сегодня, можно видеть последствия проведенной в 2002-2008 годах реформы ,которая оказала значительное влияние на электроэнергетику страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении долгого времени, электроэнергетическая отрасль во всем мире, находилась под контролем и регулированием государства. Она была практически единственным островом, плановой экономики, а также регулируемых цен, во множестве стран. Только в последние 25-30 лет, происходит перевод электроэнергетики, из естественной монополии, в конкурирующую среду.

Существующие особенности по производству электроэнергии, оказывают влияние на рынок электроэнергии. Это приводит к тому, что рынок электроэнергии, значительно отличается от рынков, относящихся к другим товарам. В связи с тем, что в процессе торговли, необходимым является учет многочисленных физических ограничений (которые являются присущими, производству, а также передаче электроэнергии). Существующая конструкция рынка электроэнергии, содержит достаточно сложный характер.

Те реформы, которые связаны с построением рынка электроэнергетики, содержат в себе противоречие. Такое противоречие, обусловлено следующим. Те специалисты, которые являются инженерами в сфере энергетики, опасались во время разработки и начала проведения реформ того, что в случае перехода к рыночным отношениям, утратятся возможности по управлению электроэнергетикой, как единой технологической системой. В связи с этим, катастрофически уменьшится ее надежность. В тоже время, авторы реформы электроэнергетики, применяли для рынков электроэнергии, различные универсальные модели, которые использовались для других товарных рынков. Они скептически относились, к разговорам об особенностях электроэнергетики в России. С учетом того, какая из указанных групп, преобладала во время создания рынка, акценты в проектировании его, сдвигались в какую-либо сторону. К примеру, на востоке США, в той части, в которой традиционно находились энергетические пулы, были достаточно жестко отражены, технологические особенности электроэнергетики. Они нашли свое закрепление, в правилах рынков электроэнергии. В тоже время, на западе США, изначально встали на путь максимальной либерализации торговли электроэнергией.


История российской Единой энергетической системы, насчитывает более 50 лет. Её изначальное формирование, а также развитие, было осуществлено, в условиях советского планового хозяйствования (со всеми присущими ему достоинствами, и недостатками). По своему существу, реформа электроэнергетики в России, проводится в отношении отрасли, доставшейся современной России, в качестве наследства от Советского Союза. На основе этого, можно полагать, что в качестве единственной актуальной формой, для функционирования ЕЭС России, выступает форма естественной монополии.

Неоспоримым является то, что состояние российской электроэнергетики в 1998 году, оставляло желать лучшего. Неоспоримо что она нуждалась, в серьезных преобразованиях. Таким образом, несомненным является то, что данные преобразования, должны быть осуществлены осмотрительно, а также дальновидно.

Кроме вопросов по системному реформированию для ЕЭС России, весьма актуальным является вопрос, связанный со стратегией горизонтального развития, а также евразийской интеграции. Общеизвестным является то, что ЕЭС, в советские времена, выступала как основа для создания объединенной энергосистемы «Мир», в которую входили страны, являющиеся членами Совета экономической взаимопомощи, а также Финляндия. Восстановить систему «Мир», не составит особых технических сложностей. Это является возможным, только в случае наличия доброй воли, у бывших участников данной системы. В числе таких членов, была Польша, Чехословакия (ныне Чехия и Словакия), Германия, Венгрия (чьи энергосистемы, сейчас связаны с сетями стран Евросоюза). В связи с этим, российская ЕЭС, по инициативе России, могла бы выступить в качестве ядра по формированию будущей евразийской объединенной энергетической системы. В такую систему, кроме стран Евросоюза и СНГ, постепенно могли бы вступить: Китай, Северная Корея, Южная Корея, Турция, Иран, Ирак. В качестве возможных членов, могли выступать: Япония, Афганистан, Индия, Пакистан.

Список использованных источников

  1. Анатолий Кузовкин Реформирование электроэнергетики и энергетическая безопасность. Изд: Институт микроэкономики, с. 388, 2016 год, ISBN 5-89699-011-1
  2. Ф.В.Веселов, «Реформирование электроэнергетики и проблемы развития генерирующих мощностей», Институт Энергетических исследований РАН
  3. «Мировой опыт реформирования электроэнергетики», «Независимая газета», 23 марта 2001г.
  4. «Современное состояние и перспективы развития энергетики мира», «Теплоэнергетика», №5 1999г., №.9 1998г.
  5. «Академия Энергетики» №2 (46), июнь 2012
  6. «Промышленные Ведомости» № 3-4, март, апрель 2008
  7. «Промышленные Ведомости» № 7, июль 2005
  8. Семикина Дарья Реформирование электроэнергетики: специфика России и Казахстана. Изд: LAP Lambert Academic Publishing
    с. 96, 2015 г. ISBN 9783659475573
  9. И. Князева, В. Салтевский Формирование конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности на рынке электроэнергетики Изд: Университет. с. 98, 2015г.
  10. Виталий Бушуев, Энергетика России. В 3 томах. Том 2. Энергетическая политика России (энергетическая безопасность, энергоэффективность, региональная энергетика, электроэнергетика), с. 616, 2012 год, ISBN 978-5-905696-08-4
  11. Стофт С. Экономика энергосистем. Введение в проектирование рынков электроэнергии. – М.: Мир, 2016.
  12. Ходов Л. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономист, 2016.
  13. Гельман М. Антигосударственный переворот в РАО «ЕЭС России». Как его ликвидировать? - М.: Промышленные ведомости, 2015.
  14. Гельман М. Почему Анатолий Чубайс пугает массовым отключением потребителей? – М.: Промышленные ведомости, 2006 - № 9.
  15. Карта расположения станций ОГК. - © 2005 РАО «ЕЭС России».
  16. Концепция Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003 – 2008 гг. «5+5». - © 2005 РАО «ЕЭС России. www.rao-ees.ru/ru/reforming/kon/show.cgi?kon_main.htm.
  17. Индексы цен производителей по видам экономической деятельности. © 1999-2006 Федеральная служба государственной статистики.