Файл: Реформа электроэнергетики в России (Единая энергетическая система России и её кризис).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В указанный переходный период, происходило полное разделение потенциально конкурентных, и естественно–монопольных видов деятельности в электроэнергетике. Это происходило посредством реорганизации региональных АО–энерго. В результате этого, было достигнуто, организационное разграничение по генерации, передаче, сбыту, диспетчеризации, а также ремонтной деятельности. Введенный запрет, на одновременное владение имуществом, которое используется для осуществления естественно–монопольных, и потенциально конкурентных видов деятельности, выступает как дополнительное условие, способное исключить в будущем, возможность по злоупотреблению ресурсами, ранее существующей интегрированной структуры. [8, с. 96]

Наряду с этим, в определенных случаях, совмещение видов деятельности в электроэнергетике, является необходимостью. В связи с этим, правом, на одновременное осуществление как монопольных, так и конкурентных видов деятельности, будут иметь те хозяйствующие субъекты, которые:

- будут функционировать, в рамках изолированных энергосистем, в условиях отсутствия, или ограничения конкуренции;

- будут осуществлять деятельность, связанную с оперативно–диспетчерским управлением, и деятельность, связанную с передачей электроэнергии, исключительно в целях удовлетворения собственных производственных нужд;

- территориальные сетевые компании, которые получили статус- гарантирующего поставщика. [2, с. 198]

2) Введение на оптовом рынке той системы, которая сочетает свободное ценообразование, а также тарифное регулирование.

В данный период, реализация электроэнергии на оптовом рынке, происходит по тем тарифам, которые регулируются. Также, реализация происходит и по свободным ценам. Те объёмы электроэнергии, которые каждый из поставщиков сможет реализовать по свободным ценам, определены Правительством РФ. В целях регулирования тарифов, в такой период, Правительством ежегодно (до момента принятия бюджета), устанавливались предельные уровни тарифов, на электрическую энергию. При этом, обеспечивалась защита интересов населения, при помощи утверждения для нее отдельных, предельных уровней цен. [12, с. 198]

3) Замена тарифного регулирования, механизмами свободного ценообразования.

С момента окончания переходного периода, то есть с момента вступления в силу, правил оптового рынка, в силу вступают положения закона «Об электроэнергетике». Они определяют порядок функционирования рынков: оптового и розничного. В результате этого, на оптовом рынке, действовать начинает механизм по формированию равновесных цен, в рамках ценовых зон. Границы таких ценовых зон, определялись Правительством РФ. Основой указанного механизма, была система подачи поставщиками и покупателями, ценовых заявок. Такие заявки, могли быть с нулевой ценой, то есть ценопринимающими. В процессе сравнивания поданных заявок, определяется конечная цена, по которой, происходит купля-продажа электроэнергии (а также, осуществляется оперативно-диспетчерское управление). [10, с. 616]


Помимо системы подачи заявок (спотового рынка), также будет действовать рынок прямых договоров. Сущность такого рынка, состоит в реализации электроэнергии, по тем ценам, которые определялись сторонами, на основе двусторонних договоров. [8, с. 96] Весь существующий механизм по организации торгов, будет работать, с учётом строгой очерёдности загрузки генерирующих мощностей:

- в первую очередь – загружаются мощности, которые обеспечивают системную надёжность, а также АЭС, в части обеспечения условий их безопасной эксплуатации;

- во вторую очередь – загружаются ТЭС, в объеме производства электроэнергии, которые соответствуют их работе, в теплофикационном режиме. А также ГЭС, в объеме производства электрической энергии (который необходимо произвести, по технологическим причинам, а также в целях обеспечения, экологической безопасности). [9, с. 98]

После окончания переходного периода, продажа электроэнергии, на розничных рынках, будет происходить по тем ценам, которые складываются под воздействием не только спроса, но и предложения. Тарифное регулирование в электроэнергетике, было сохранено, в части регулирования деятельности субъектов естественной монополии. [8, с. 96] Государственное регулирование, было сохранено, по отношению к определенным объектам:

- регулирование цен (тарифов), на электрическую и тепловую энергию, которая поставляется в условиях отсутствия конкуренции;

- регулирование цен (тарифов), на те услуги которые обеспечивают системную надежность;

- регулирование цен (тарифов), на услуги администратора торговой системы;

- регулирование цен (тарифов), на тепловую энергию;

- регулирование платы, за технологическое присоединение к электрическим сетям;

- регулирование сбытовых надбавок, гарантирующих поставщиков. [12, с. 198]

Помимо этого, в случае проявления монопольных или олигопольных тенденций, которые требовали вмешательства со стороны государства в ценовую ситуацию, сложившуюся на рынке, будет осуществляться, регулирование предельных (максимальных и (или) минимальных) уровней цен, на электрическую энергию, а также цен (тарифов), на располагаемую генерирующую мощность. [8, с. 96]

4. Ограничение прав собственников объектов электросетевого хозяйства.

С того момента, как окончился переходный период, было осуществлено окончательное формирование, правомочий Федеральной сетевой компании, по распоряжению, а также управлению теми объектами, которые входили в единую национальную электрическую сеть. В частности, в действие вступал механизм, по ограничению прав собственников объектов электросетевого хозяйства (которые включены, в единую национальную электрическую сеть). С указанного момента, заключение всех договоров, связанных с передачей электроэнергии, с использованием тех объектов, которые входят в единую национальную электрическую сеть (вне зависимости от того, в чьей собственности, находятся они), осуществлялся, Федеральной сетевой компанией. [1, с. 388]


5. Формирование механизмов, которые обеспечивали надежное энергоснабжение потребителей, в условиях конкуренции.

Система гарантированной поставки, содействует обеспечению прав потребителей электроэнергии, на надёжное энергоснабжение. Данную систему, составляли организации, которым был присвоен статус- гарантирующий поставщик. Их функции, заключались в обеспечении поставок электроэнергии, абсолютно любому обратившемуся лицу. Институт гарантирующих поставщиков, по замыслам, должен был существовать в течении 3-х лет, с момента окончания переходного периода. [2, с. 198]

Таким образом, в течение трех лет, с момента окончания переходного периода проводимых реформ, гарантировалась возможность по обеспечению поставок электроэнергии населению, не по рыночной цене, которая сложилась на оптовом рынке, а по той цене, которую устанавливал гарантирующий поставщик. такая цена, складывалась из стоимости электроэнергии, которая была установлена Правительством РФ, а также регулируемой сбытовой надбавки. [4, с. 88] В результате этого, цена на электроэнергию для населения, не будет зависеть, от возможных колебаний цены, на оптовом рынке.

2.2. Целевая структура отрасли электроэнергетики и конкурентные рынки электроэнергии

Во время разработки реформ, считалось, что к середине 2008 года, будут завершены основные процессы по реструктуризации электроэнергетической отрасли. А также, либерализованы оптовый, и розничный рынки электроэнергии. В том же году, должны были закончится, основные преобразования, которые были начаты РАО «ЕЭС России» в 2006 году: это выделение компаний из РАО «ЕЭС России». В 2008 году, должна была быть обеспечена, независимость большого количества генерирующих компаний друг от друга, посредством снижения доли государственного владения. [3, с. 24]

В итоге реструктуризации существующего с 1992 года холдинга РАО «ЕЭС России», а также других предприятий отрасли, должны сложиться, следующие субъекты, а также структура собственности:

1) Инфраструктурные организации. [1, с. 388]

Федеральная сетевая компания (ФСК) - представляет собой организацию по управлению Единой национальной электрической сетью. Это компания, которая исполняет роль по организации, а также управлению Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС) России. Она обеспечивает единство, по технологическому управлению ЕНЭС России, на возмездной договорной основе, осуществляет услуги, по передаче электрической энергии, по линиям ЕНЭС. Основными активами ОАО «ФСК ЕЭС», являлись практически все магистральные сети РФ. ФСК, созданная в 2002 году, как 100%-ная дочерняя компания РАО «ЕЭС России», в 2008 году, стала самостоятельной компанией. Государству, будет принадлежать 75% плюс одна голосующая акция. [4, с. 88]


В качестве второй инфраструктурной организации, выступает Системный оператор. Он осуществляет единоличное управление, всеми технологическими режимами работы, осуществляемыми на Единой энергетической системе России. Также, он является уполномоченным, на выдачу обязательных команд, для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления. Раннее созданное в качестве 100%-ного дочернего общества РАО «ЕЭС России», в 2008 году, после окончания реформирования, Системный оператор, стал самостоятельной компанией. Компания владела диспетчерскими активами. Государству, также будет принадлежать 75% плюс 1 акция. [3, с. 24]

Третьей инфраструктурной организацией, являются Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) . Активами такой компании, представляют собой линии электропередачи низкого напряжения, которые не относятся к магистральным, и таким образом не находятся, в собственности ФСК. После того, как произошло в результате реформ обособление пяти МРСК от РАО «ЕЭС России», доля государства в них, составит более 52%. [2, с. 198]

2) Генерирующие компании.

К ним относятся оптовые генерирующие компании (ОГК), со средней установленной мощностью, составляющей около 9 ГВт, которые были созданы на базе крупных как тепло, так и гидрогенерирующих активов. Они представляют собой наиболее крупных производителей электроэнергии, существующих на оптовом рынке. На данный момент, действует 7 семь оптовых генерирующих компаний: ОГК-2, Интер РАО, Э.ОН Россия, Энел Россия, РусГидро, Росэнергоатом. [1, с. 388]

Для того чтобы уменьшить монопольное влияние на оптовый конкурентный рынок электроэнергии, тепловые ОГК, формируются по экстерриториальному принципу. В тоже время, Гидро-ОГК, формируются преимущественно по каскадам ГЭС.

Кроме ОГК, которые были созданы на базе активов холдинга РАО «ЕЭС России», на рынке электроэнергетике, также будут действовать, производители электроэнергии, производимой на базе атомной генерации. 100% акций атомной генерации, принадлежит государству. [12, с. 198]

Территориальные генерирующие компании (ТГК) – это те компании, которые были созданы, на базе генерирующих активов АО-энерго (исключение составляют станции, вошедшие в ОГК), и укрупненные, по региональному признаку. Все четырнадцать ТГК (в отличие от ОГК), обладают разной установленной мощностью, варьирующейся от 1 до 11 ГВт. Некоторые ТГК, кроме генерирующих станций, также включают в себя, активы тепловых сетей, и котельные. Помимо этого, является возможной, интеграция с муниципальными предприятиями, в сфере теплоснабжения. [1, с. 388]


3) Сбытовые компании.

В результате реорганизации АО-энерго, были созданы сбытовые компании. Такие компании, исполняют функции гарантирующих поставщиков. В том случае, когда таким компаниям не присваивается статус гарантирующего поставщика, они, должны начать заниматься конкурентной сбытовой деятельностью. Независимыми организациями, также будут создаваться конкурентные сбытовые компании, способные осуществлять деятельность по продаже электроэнергии, конечным потребителям. [2, с. 198]

4) Сервисные и научно-проектные организации.

В результате продажи пакетов акций, соответствующих предприятий, которые входили ранее, в холдинг РАО «ЕЭС России», была создана к 2005 году, целевая структура электроэнергетической отрасли. В целевой структуре, функционирует рынок услуг. Участниками такого рынка, являются независимые как ремонтные, так и сервисные компании, которые действуют также, и в других отраслях (к примеру металлургия, машиностроение, нефтяная и газовая промышленность). Реформирование научно-проектного комплекса (НПК) России, было ориентировано, на создание комплексных компаний, которые осуществляли инжиниринговую деятельность, для различных компаний электроэнергетики: генерирующих, сетевых и других. А также прочих отраслей (к примеру, коммунальное хозяйство, крупная промышленность). На сегодняшний день, такой процесс, является давно завершенным. [6, с. 22]

Рынки электроэнергии. Авторами реформы, отмечалось, что необходимость принятия в качестве ограничений на рынке, специфики распределения электроэнергии, в действующей энергетической системе, а также довольно сильная взаимная зависимость между различными территориями России, создавали необходимость для формирования единого, централизованного оптового рынка электроэнергии, на всей Европейской территории России, Урале, а также в Сибири. Исключение составляли изолированные энергосистемы, которые находились на данных территориях. Оптовый рынок, был основан, на: коммерческих, свободных и конкурентных отношениях по купле-продаже, возникающих между продавцами и покупателями электроэнергии. [7, с. 22]

Рынок торговли электроэнергией, состоит из трех, секторов. Такие сектора, разделены по времени, но являются связанными:

- сектор долго, а также среднесрочных двусторонних финансовых договоров,

- рынок на сутки вперед,

- балансирующий рынок. [1, с. 388]

На всех указанных секторах оптового рынка, в процессе купли-продажи электроэнергии, значительную роль играют не только коммерческие предпочтения участников, но также и их исполнение, в случае введения режимов передачи (а также зависимых от режимов потери электроэнергии, при её передаче). [5, с. 97]