Файл: "Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, положения об опеке и попечительстве в КоБС РСФСР помещались в разделе III "Семья". Между тем закон не настаивал на том, чтобы в качестве опекунов или попечителей назначались члены семьи подопечного. В свою очередь правоотношения опекунов и попечителей нельзя было назвать семейно-правовыми хотя бы потому, что этих лиц не связывали (да и сейчас не связывают) алиментные обязательства.

Перевод основных положений об опеке и попечительстве в гражданское законодательство (ст. 31 -41 ГК РФ) объясняется рядом причин, в том числе и тем, что с позиции ст. 3 Семейного кодекса РФ отношения между взрослыми подопечными и опекунами (попечителями) не являются предметом семейно-правового регулирования. Не могут быть отнесены к "ведению" семейного законодательства и иные, общие вопросы опеки и попечительства, такие как правовой статус опекунов и попечителей по отношению к третьим лицам, порядок установления и прекращения опеки (попечительства) и пр.

Таким образом, отказавшись от признания за опекунами (попечителями) и подопечными членства в семье, законодатель удалил соответствующие нормы из семейного законодательства, тем самым, выводя институт опеки (попечительства) на новый уровень – уровень исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). Учитывая, что основное предназначение норм данного института – обеспечение и защита прав и интересов подопечных, такой подход к определению места правовых норм должен приветствоваться, ибо он влечет применение способов гражданско-правовой защиты соответствующих прав.

Сразу же отметим, что Семейный кодекс РФ, обладая предоставленной ему ст. 31 ГК РФ возможностью определять права и обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних подопечных, связанные с их воспитанием, тем не менее, положений Гражданского кодекса РФ об опеке и попечительстве над несовершеннолетними фактически не развил. Удельный вес норм об опеке и попечительстве, содержащихся в главе 20 Семейного кодекса РФ, весьма незначителен. В сущности, СК РФ устанавливает лишь дополнительные требования к личности опекуна (попечителя), а также разъясняет объем правомочий опекуна (попечителя) ребенка в сравнении с иными лицами (родителями, родственниками). Установленные же ст. 148 СК РФ права детей, находящихся под опекой (попечительством), в сущности представляют собой абсолютные права ребенка, зафиксированные Кодексом ранее, в положениях главы 11.

Отдельные положения института опеки и попечительства имеют разную отраслевую при­роду. Очевидно, что к нормам гражданско-правовой принадлежности относятся, например, правила об участии опекунов в сделках, выдаче попечителем согласия на совершение сделок подопечным. В то же время сроки и порядок установления опеки (попечительства), обязанность суда сообщать органу опеки и попечительства о признании гражданина недееспособным, о выдаче органом опеки и попечительства согласия на отчуждение имущества подопечного – эти и другие положения, в сущности, закрепляют функции органа государственного управления и могут быть охарактеризованы как административно-правовые. Известно, что гражданское законодательство не содержит в себе только нормы гражданского права. Так, например, положения о государственной регистрации юридических лиц также представляют собой административно-правовые установления. Однако соответствующие нормы помещены в ст. 51 ГК РФ.


Итак, нормы об опеке и попечительстве сегодня представляют собой комплексный пра­вовой институт, в котором ведущее место занимают нормы гражданского права, а их действие обеспечено нормами административно-правовой отраслевой принадлежности.

Ст. 31 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.

Между тем далее, определяя круг обязанностей опекунов (попечителей), Гражданский кодекс РФ меняет подход к роли этих лиц и фактически возлагает на их плечи все бремя забот о подопечном (за исключением попечительства над гражданином, ограниченным судом в дееспособности в порядке ст. 30 ГК РФ) - о питании, содержании, медицинском уходе, воспитании (для несовершеннолетних). Увеличивают это бремя и положения о возмещении вреда, причиненного подопечными, закрепленные в ст. 1073, 1074, 1076 ГК РФ. Такой характер статуса опекуна (попечителя) позволяет назвать опеку и попечительство формой устройства физических лиц.

В действительности, именно такие отношения фактически и складываются при установлении опеки и попечительства. Именно такой термин может быть справедливо употреблен по отношению ко всем видам опеки, как употребляет его Семейный кодекс в ст. 123 по отношению к различным способам определения судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. Понятие "устройство" может быть истолковано в самом общем смысле как закрепление за подопечным физического лица, обязанного совершать те или иные действия. Отметим, что на практике "устройство" – это еще и размещение указанных лиц в одном жилом помещении (как правило, подопечный проживает в жилом помещении опекуна или попечителя, реже – наоборот). Как правило, надлежащее исполнение возложенных на опекуна (попечителя) обязанностей возможно только при совместном проживании с подопечным (что, однако, не исключает, например, сохранения в силе статуса попечителя в отношении ребенка, переданного в воспитательное учреждение).

В современной России, при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется (и весьма активно) определенный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В большинстве случаев (к счастью) этот интерес расположен в рамках закона и носит не­имущественный характер. Речь идет о стремлении лица удовлетворить потребность в общении, заботе о ближнем, в особенности – удовлетворить потребность в поддержке родственника, в исполнении отеческого (сыновнего) долга.


Психологи утверждают, что люди обладают "сильнейшей потребностью в присоединен­ности. Существование тесных, проверенных временем личностных взаимоотношений повышает жизнеспособность индивидуумов и групп". Вопреки всему современное российское общество по-прежнему зиждется на семье. "В 90-е годы заметной особенностью российского общества стала концентрация людей на семейно-ориентированном образе жизни, связанная у большинства с необходимостью выживания в условиях кризиса...".

Возможные изменения в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что в свою очередь обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально полезной единицы – потенциального налогоплательщика, военнообязанного, родителя, иного члена семьи. В решении обозначенных вопросов так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно взаимосвязаны, однако преобладание последних совершенно очевидно.

2. Дееспособность в современном российском праве. Патронаж над дееспособными гражданами

2.1. Понятие дееспособности

Под дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

В отличие от правоспособности, которая представляет собой возможность иметь права и нести обязанности, дееспособность представляет собой возможность осуществлять правоспособность, права и обязанности своими собственными действиями. Это отражено в самом названии: дееспособность – способность действовать. Указанная возможность также реализуется по усмотрению субъекта: по общему правилу он может участвовать в правоотношениях как лично, так и через представителей. Однако в таких случаях представительство основывается на уполномочии – волевом действии представляемого лица.

В содержании дееспособности выделяют два основных элемента: сделкоспособность (способность самостоятельного совершения сделок) и деликтоспособность (способность нести самостоятельную гражданско-правовую ответственность). Полностью дееспособный гражданин несет самостоятельную имущественную ответственность: отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, в том числе долей в имуществе, находящемся в общей собственности (ст. 24 ГК РФ). Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по долгам гражданина, устанавливается ст. 446 ГПК РФ.


Гражданская дееспособность по общему правилу возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста. Однако закон определяет случаи, когда гражданин становится полностью дееспособным до достижения указанного возраста.

Во-первых, в случае вступления в брак в соответствии со ст. 13 СК РФ (при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления по просьбе лиц, достигших возраста 16 лет; до достижения возраста 16 лет в виде исключения с учетом особых обстоятельств – в случаях, установленных законами субъектов РФ).

Во-вторых, в результате эмансипации – объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 27 ГК РФ). Для эмансипации необходимо наличие следующих условий в совокупности: во-первых, достижение несовершеннолетним 16-летнего возраста; во-вторых, несовершеннолетний должен работать по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя заниматься предпринимательской деятельностью.

В зависимости от того, согласны законные представители на эмансипацию или нет, она производ ится либо по решению органа опеки и попечительства – с согл асия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо по решению суда – при отсутствии такого согласия.

До достижения возраста 18 лет несовершеннолетние по мере психического созревания наделяются определенным объемом дееспособности. В жизни несовершеннолетнего закон выделяет три возрастных этапа:

1. Малолетние до 6 лет полностью недееспособны.

2. Малолетние с 6 до 14 лет наделяются ограниченной способностью к совершению сделок (частично дееспособные). По общему правилу за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени только их законные представители – родители, усыновители или опекуны. Такие сделки должны совершаться в интересах несовершеннолетних, за соблюдением которых осуществляется контроль органами опеки и попечительства (п. п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ). Однако в качестве исключения из общего правила малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки, указанные в п. 2 ст. 28 ГК РФ.

Малолетние полностью неделиктоспособны. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его законные представители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица также отвечают за вред, причиненный малолетними, в соответствии со ст. 1073 ГК РФ.

3. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет наделяются способностью не только к совершению некоторых сделок, но и к несению имущественной ответственности (не полностью дееспособные).


В качестве общего правила установлено, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Письменное согласие может быть дано как до, так и после совершения сделки.

Без согласия законных представителей несовершеннолетние, помимо сделок, которые они могли совершать до 14 лет, могут также самостоятельно совершать действия, указанные в п. 2 ст. 26 ГК РФ.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в рамках своей дееспособности. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние самостоятельно несут ответственность на общих основаниях (п. 1 ст. 1074 ГК РФ). При отсутствии у несовершеннолетнего доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещают законные представители несовершеннолетнего, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Дееспособность гражданина может быть ограничена либо гражданин может быть признан недееспособным только на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном главой 31 ГПК РФ.

Государство допускает ограничение дееспособности в случаях, предусмотренных законом. Ограничению подлежит лишь такой элемент, как сделкоспособность гражданина.

Согласно п. 4 ст. 26 ГК РФ возможно ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами. Такое решение принимается судом по заявлению родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства при наличии достаточных к тому оснований, свидетельствующих о неспособности несовершеннолетнего разумно расходовать денежные средства.

Гражданин признается недееспособным при наличии определенных в законодательстве условий:

Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, то опекун обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки (п. 5 ст. 36 ГК РФ). Кроме того, такое требование может быть заявлено в суд также членом семьи, психиатрическим или психоневрологическим учреждением, органом опеки и попечительства.

Суд на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным, на основании которого отменяется установленная над ним опека.