Файл: "Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Исходя из ценности для общества каждого отдельного индивиду­ума, независимо от его возраста, поведения, материального благосо­стояния и иных его характеристик, мы приходим к выводу, что вслед за укреплением семьи перед государством стоит задача всемерной поддержки опеки (попечительства). Развитие и совершенствование данной формы устройства, на протяжении веков демонстрирующей свою способность обеспечивать выживание отдельных категорий лиц, необходимо признать задачей общегосударственного масштаба. Такой масштаб предполагает обеспечение эффективности данного института в рамках его государственной поддержки. И здесь вновь находят встречное удовлетворение два интереса - интерес частного лица в самосохранении (возможно, даже не осознанный им в силу ряда при­чин) и интерес общественный, публичный, состоящий в сохранении жизни, здоровья, интеллектуального потенциала данной личности, а также состоящий в обеспечении безопасности общества в целом, ус­транении детской безнадзорности, нищенства, алкоголизма, наркома­нии, снижении уровня преступности. В.И. Ярмоленко указывает на то, что опека и попечительство предназначены, в том числе, и для обеспе­чения устойчивости гражданского оборота [12, с.68]. Это утверждение вполне справедливо с учетом того, что одним из правовых последствий уста­новления опеки является появление у подопечного законного пред­ставителя.

Исследования показывают, что потенциал опеки и попечительства используется недостаточно. На практике сложилось и закрепилось убеждение в том, что опекунами или попечителями могут быть, как правило, только родственники подопечного, что опе­ка и попечительство устанавливаются на длительный срок и что про­цедура установления опеки крайне сложна и длительна. Такого рода заблуждения свойственны не только потенциальным опекунам и по­печителям, но и работникам органов опеки и попечительства. Зачас­тую опека (попечительство) смешивается с другими формами устрой­ства граждан, чему способствует в том числе и содержание п. 4 ст. 35 Гражданского кодекса РФ [2] (далее - ГК РФ), п. 3 ст. 153 Семейного кодекса РФ и других норм.

Такое положение обусловлено комплексом причин, при этом от­сутствие необходимой информации у населения или нехватка денеж­ных средств в бюджетах муниципальных образований не являются основными. Более важной причиной является несовершенство совре­менной правовой модели опеки, лишенной мобильности. Очевидной становится необходимость усиления диспозитивных начал в правовом регулировании опеки и попечительства, создания разновидностей (моделей) опеки и попечительства, отвечающих различным интересам участников правоотношений.


Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящего исследования.

Целью представленной курсовой работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.

Данная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:

1. Определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству;

2. Выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство;

3. Изучить понятие дееспособности в современном законодательстве;

4. Осветить особенности патронажа над дееспособными гражданами.

Объектом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие по поводу опеки, попечительства и патронажа над дееспособными гражданами.

Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие опеку, попечительство и патронаж над дееспособными гражданами.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод и вытекающие из него частнонаучные методы познания, такие как логический, формально-юридический, системный и метод сравнительного правоведения.

1. Общая характеристика института опеки (попечительства) как формы индивидуального устройства граждан

1.1. Понятие опеки (попечительства)

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 48-ФЗ под опекой понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.


Определение сущности опеки (попечительства) представляет значительную сложность.

Я.В. Веберс определил опеку – как «искусственную семью» [5, с.116], Л.Г. Кузнецова - как «суррогат роди­тельского попечения о детях, их личности и имуществе» [9, с.167].

В современной юридической литературе данный вопрос детально не исследовался. Так, И.А. Покровский. определял опеку и попечитель­ство достаточно широко - как одну из форм «осуществления государ­ственной защиты личности» [10, с.262]. Подобного мнения придерживается большинство авторов. Ю.А. Королев указывает, что «в гражданс­ко-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как спо­собы восполнения дееспособности граждан» [8, с.61-62], в то же время отме­чая, что для семейного права это формы устройства детей.

Отношения опеки (попечительства) сходны с семейными отношениями, однако не совпадают с ними. Значительно даль­ше от семьи находятся такие формы устройства лиц, нуждающихся в заботе, как помещение человека в специализированное учреждение (разумеется, не имеют ничего общего с семьей формы устройства, предусматривающие экстренные меры по временному размещению лица - в лечебном учреждении, временном приюте и тому подобных организациях, не предназначенных для постоянного проживания).

При определении правовых форм устройства нуждающихся в за­боте людей необходимо законодательно обеспечить встречу противо­положных и удовлетворяющих друг друга интересов. В осуществлении опеки реализуются, прежде всего, интересы подопечного лица, а так­же интересы того физического лица, которое изъявило желание стать опекуном (попечителем) [6, с.72].

Признание наличия у лица устойчивых и серьезных дефектов пси­хической деятельности, требующего охраны его интересов с помощью опеки, производится в форме судебного решения (ст. 29 ГК РФ). Ус­тойчивые отклонения от нормы психической деятельности (не нося­щие, однако, характера психического расстройства) присутствуют и в поведении растратчиков - лиц, по тем или иным причинам расхо­дующим свое и чужое имущество в ущерб себе и своей семье. Чаще всего такое поведение, как известно, характерно для лиц, злоупотреб­ляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, что и служит причиной закрепления в ст. 30 ГК РФ правил об ограниче­нии дееспособности таких лиц. По мнению медиков, состояние алко­гольного или наркотического опьянения способно вызвать изменения в психической деятельности лица - от незначительных деформаций до отсутствия признаков психической деятельности [3, с.71].


Как уже говорилось, опека и попечительство является формой вре­менного индивидуального устройства граждан.

Внедрение видов опеки (попечительства), устанавливаемых на разные сроки и на разных материальных условиях, позволит учесть специфику современной ситуации, в которой осуществление социаль­ной заботы составляет проблему общественного масштаба. Такой подход требуется, на наш взгляд, не только при решении проблем устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но и при оп­ределении судьбы недееспособных граждан.

В частности, диспозитивность в установлении опеки поможет осуществить сближение опеки (попечительства) и фактического вос­питания. На необходимость такого сближения обращалось внимание в отечественной литературе. По мнению Ю.С. Беспалова, «принятие чужого ребенка о семью на постоянное воспитание и содержание дол­жно в принципе создавать совокупность прав и обязанностей, прирав­ненных к родительским» [4, с.33].

Представляется, что в современных условиях необходимо не «при­тягивать» фактическое воспитание к опеке, а, напротив, сделать опе­ку (попечительство) менее формальной и более доступной, чтобы слу­чаи фактического воспитания смогли оказаться в предмете исследуе­мого института.

Так, используя предварительную опеку, можно добиться вре­менной передачи ребенка лицам, желающим заботиться о нем, при условии оформления в определенный срок постоянной опеки. Пред­варительная опека (попечительство) - это назначение опекуна (по­печителя) в исключительных случаях незамедлительно после того, как выявлено нуждающееся в устройстве недееспособное или не полнос­тью дееспособное лицо, без выяснения обстоятельств, свидетельству­ющих о соответствии личности опекуна (попечителя) требованиям

Итак, опека - вид правовой помощи, устанавливаемый в целях защиты интересов малолетних и граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства, при котором назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юридически значимые действия.

Попечительство как вид правовой помощи устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и состоит в оказании попечителем (физическим лицом) содействия в осуществлении этими лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также в охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.


Таким образом, опека (попечительство) как форма охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан обладает следующими признаками, позволяющими отличить ее от сходных правовых явлений:

- защита прав и интересов подопечного действиями определенного физического лица;

- возникновение правоотношений из акта органа местного самоуправления;

- право опекуна (попечителя) совершать в интересах подопечного все или отдельные юридически значимые действия без специального полномочия.

Как было отмечено ранее, второй смысл понятия "опека (попечительство)" означает систему правоотношений. В отношениях, связанных с установлением опеки или попечительства, можно выделить следующие правовые связи:

1. Отношения "опекун (попечитель) - подопечный".

2. Отношения "опекун (попечитель) - орган опеки и попечительства".

3. Отношения "опекун (попечитель) - третьи лица", перед которыми он выступает как законный представитель подопечного в материальных или процессуальных правоотношениях.

Таким образом, автор предлагает широкое понятие опеки (попе­чительства) как юридической конструкции, призванной объединить, но не обеднить существующие формы индивидуального временного устройства граждан.

1.2. Правовая база института опеки и попечительства

В течение многих десятилетий законодательство об опеке и попечительстве практически не менялось. Формирование нового российского гражданского законодательства в начале 1990-х гг., изменившее наши представления о многих институтах гражданского права, тем не менее положений об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц практически не затронуло. К числу произошедших перемен могут быть отнесены: появление правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия "опека над имуществом".

Самым значимым для института опеки и попечительства изменением является "перемещение" основных его положений в гражданское законодательство. Традиционно для советского права эти нормы закреплялись в актах семейного законодательства – раздел IV Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, раздел III Кодекса законов о браке, семье и опеке, ст. 26 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, глава 13 КоБС РСФСР.