Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Некоторые проблемы правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации

Новейшая история правового регулирования рекламной деятельности насчитывает более 20 лет. В России накоплен определенный опыт нормативно-правового регулирования в этой области предпринимательства.

Как уже было отмечено во второй главе, первый закон, регулировавший отношения в этой сфере (Федеральный закон «О рекламе» № 108-ФЗ от 18.07.1995 г.), утратил силу ввиду принятия заменившего его и действующего до настоящего времени Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (далее – Закон)[9]. Отдельные нормы, устанавливающие требования к распространению рекламы закреплены в других Федеральных законах. Так, например, Федеральный закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предусматривает в ст. 11 п. 5 «установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака». А ст. 16 «Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака» Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» закрепляет детальные правила такого запрета.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18.07.1995 г. «О рекламе» (далее – Постановление), отношения в области рекламной деятельности «относятся к сфере гражданского законодательства и составляют основы единого рынка».

В п. 4 этого же Постановления Конституционный суд РФ отмечает, что «единство экономического пространства не может быть достигнуто без создания единой информационной системы рынка. В этом смысле реклама (рекламная информация) составляет основу такой информационной системы. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию закреплено в ст. 29 (ч. 4) Конституции РФ и относится к основным правам и свободам человека и гражданина, регулирование которых в силу ст. 71 (п. «в») Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации». И далее: «Права и свободы человека и гражданина, в том числе связанные с получением рекламной информации, могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55, ч. 3 Конституции РФ)». Следовательно, ограничения, устанавливаемые на распространение рекламной информации Федеральным законом «О рекламе» не противоречат Конституции РФ.


Несмотря на более чем двадцатилетний опыт правового регулирования рекламной деятельности федеральное законодательство содержит ряд проблемных моментов, требующих внесения изменений в действующее законодательство о рекламе.

1. Рассмотрим само определение термина «реклама», закрепленное в действующем Федеральном законе «О рекламе»: «Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Вызывает сомнение правильность содержания в определении слов – «адресованная неопределенному кругу лиц». А если рекламная информация распространяется среди ограниченного определенного круга лиц, разве она при этом перестает быть рекламой? Предположим, некая фирма решает провести выставку-продажу товаров, например, бриллиантов, выпускает буклет и раздает его конкретным приглашенным на эту выставку представителям российской элиты. Является ли раздача буклетов конкретным приглашенным лицам рекламой? Согласно приведенному в Законе определению – не является. Но мы с вами понимаем, что это, конечно же, реклама.

Используя эту особенность Федерального закона «О рекламе», одна фирма, осуществлявшая торговлю по каталогам, избегала наказания за нарушения законодательства «О рекламе». Руководство фирмы утверждало, что их деятельность не подпадает под действия Федерального закона «О рекламе», так как они рассылают ее конкретным лицам по заранее известным адресам, а не «неопределенному кругу лиц». Такая рассылка, по их мнению, являлась «маркетинговой акцией», а не рекламой.

Представляется, что необходимо из правового определения рекламы исключить слова «адресованная неопределенному кругу лиц».

2. Согласно Федеральному закону «О рекламе»:

«2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на: …

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару».

Очевидно, что информация и оформление упаковки товара служит его рекламированию. Это подтверждает, например, известный учебник по истории рекламы Ученовой В.В. и Старых Н.В.[10], который содержит статью «Рекламная роль упаковки». Не ясно, зачем этот способ рекламирования товара нужно было исключать из сферы действия закона.


В 1879 г. американский предприниматель Роберт Гейр организовал массовое производство картонных упаковочных коробок. Их использование компанией – продавцом овсяных хлопьев «Quaker oats», эффектное яркое оформление с изображением на красном фоне дородного квакера и надписи «без примеси» способствовало значительному росту продаж[11]. В случае распространения действия Федерального закона «О рекламе» на оформление и надписи на упаковке производители и продавцы продукции будут обязаны обеспечивать их добросовестность и достоверность.

Поэтому представляется необходимым исключить указанные пп. 7 и 9 из ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе». Таким образом, на надписи и изображения на упаковке будет распространяться требование Закона об обеспечении добросовестности, достоверности и других общих требований к рекламе.

3. В Федеральном законе «О рекламе» отсутствует правовое определение термина «продакт плейсмент». Это широко используемый за рубежом (в США и Европе)[12], способ рекламирования товаров путем включения информации о них (изображения, словесного описания товара и его свойств, демонстрации использования) в произведениях литературы, кинофильмах, телесериалах и телепередачах, зрелищных мероприятиях. В России же «продакт плейсмент», выведен из сферы действия Федерального закона «О рекламе». Согласно п. 9, ч. 2 ст. 2 Закона:

«2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

……

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера».

Доказать, носят ли размещенные сведения о товаре рекламный характер или нет, довольно сложно. Персонажи и действующие лица что-то пьют, курят, едят, носят, ездят на машинах и т.п. Часто при этом используется «продакт плейсмент». Как говорят журналисты, ни один товар в эфире телеканалов или в художественном кинофильме не появляется случайно. Как правило, его демонстрация проплачивается его производителем или продавцом.

Отсутствие этого термина в сфере действия Закона способно привести к правонарушениям в предпринимательской деятельности в сфере рекламы. Хотя правового определения понятия «продакт плейсмент» в законодательстве нет, в реальности информация о товарах в кинофильмах и т.п. размещается, а такое размещение оплачивается неофициально. Плата не вносится на расчетный счет организации-распространителя, а передается лично продюсерам, режиссерам и иным лицам, от которых зависит принятие решения о размещении информации о товаре в произведениях науки, литературы или искусства. Есть даже жаргонный термин – «джинса», означающий вложение денег (взятки) в карман джинсов продюсера[13]. Денежные средства не идут на содержание телеканала, производство творческого продукта, а используются получателем на личные цели. Кроме того, в этом случае налоги с этих сумм в бюджет не поступают.


В Европе «продакт-плейсмент» считался скрытой рекламой и до 2006 г. был запрещен. Однако европейские рекламодатели возмутились тем, что в кинофильмах европейского производства они не могут использовать «продакт-плейсмент», в то время как в демонстрируемых в Европе американских фильмах этот вид рекламы активно используется. На лицо была дискриминация европейцев. В 2006 г. в рамках Европейского Союза было принято решение разрешить использование «продакт-плейсмент» с некоторыми ограничениями.

Представляется целесообразным включить в понятийный аппарат в ст. 3 указанного Закона понятие:

«Продакт-плейсмент – упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, интегрированные в произведения науки, литературы или искусства и направленные на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Также следовало бы добавить в Закон правила, регулирующие «продакт плейсмент», например, аналогичные европейским. Установить запрет на «продакт плейсмент» в детских программах и передачах, а также в передачах новостей и обзорах текущих событий.

4. Ст. 6 «Защита несовершеннолетних в рекламе», содержит перечень ограничений в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе. В том числе не допускается:

«2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар». Очевидно, что любая реклама побуждает потребителей, в том числе детей приобрести рекламируемый товар. Так как дети не имеют собственных денежных средств, реклама побуждает их попросить родителей купить им нужный им продукт. Поэтому следовало бы подкорректировать формулировку, запретив, как это сделано в ряде стран, прямые обращенные к детям призывы попросить родителей приобрести тот или иной товар.

Действующую формулировку целесообразно было бы заменить на:

«не допускается прямое побуждение детей обратиться к родителям либо обращение к родителям от имени детей (ребенка) с просьбой о приобретении товара».

5. Не так давно в Москве около станции метро застрелили девушку-промоутера, использовавшую для вербальной рекламы громкоговоритель. Один из жителей близлежащего дома неоднократно обращался в полицию с просьбой прекратить громкую рекламу под окнами его квартиры, однако работники правоохранительных органов не имели правовых оснований для этого. Находясь в депрессии ввиду потери работы, указанный гражданин в раздражении от непрекращающейся назойливой рекламы выстрелил в окно и попал прямо в сердце ее распространительнице. В этом случае адвокаты могут предположить, что убийство было совершено в состоянии аффекта, так как громкая, навязчивая реклама может вывести из себя человека с неустойчивой психикой.


Ст. 20 «Реклама на транспортных средствах и с их использованием» Федерального закона «О рекламе» запрещает использование звуковой рекламы на транспорте, как снаружи, так и внутри транспортных средств. Такой запрет представляется оправданным, так как легко представить себе, какой шум стоял бы на улицах, если бы по ним ездили машины с громкоговорителями, из которых раздавалась реклама.

Отсутствие запрета на распространение звуковой рекламы у жилых домов аналогичного запрету звуковой рекламы на транспорте, является пробелом законодательства о рекламе. Громкая непрерывная в течение дня реклама нарушает права и законные интересы жителей ближайших домов, например, их право на отдых. В настоящее время Московской городской думой введены временные ограничения на выполнение сопровождаемых шумом ремонтных работ. И в этом смысле перманентная назойливая реклама ничуть не лучше строительного шума. В доме могут проживать малолетние дети, которым предписывается дневной сон, пожилые люди, психические больные граждане, которым необходимы тишина и покой.

В целях защиты здоровья граждан от громкой звуковой, в том числе вербальной уличной рекламы, а также для защиты жизни и здоровья распространителей рекламы, необходимо ввести запрет на наружную звуковую рекламу в жилых районах и ближе чем 500 м от жилых домов.

Целесообразно внести изменения в ст. 19, дополнив ее ч. 25.

Добавить ч. 25 ст. 19 следующего содержания:

«25. Использование звуковых сигналов, голосовой рекламы в наружной рекламе в жилых районах и ближе чем 500 м от жилых домов не допускается».

Таким образом, действующий закон о рекламе нуждается в некоторой корректировке. Внесение изменений и дополнений в действующее рекламное законодательство позволило бы более эффективно защищать интересы граждан и предпринимателей в рекламной деятельности.

Заключение

Таким образом, в настоящей курсовой работе проведен анализ законодательства в сфере рекламной деятельности в Российской Федерации. На основания проведенного анализа были сделаны некоторые выводы и разработаны рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой области.

1. Необходимо из правового определения рекламы исключить слова «адресованная неопределенному кругу лиц».

2. В Федеральном законе «О рекламе» отсутствует правовое определение термина «продакт плейсмент».