Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекламное законодательство представляет собой совокупность нормативно - правовых актов, регулирующих отношения в сфере рекламы. Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит как из федеральных законов, так и из нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ.

К основным документам, регулирующим отношения, возникающие в ходе производства, размещения и распространения рекламы, относятся следующие НПА:

- Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ);

- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);

- Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2);

- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38 - ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе»;

- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135 - ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции»;

- Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300 - 1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей»;

- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 (ред. от 25.12.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».

Согласно 4 статье № 38 - ФЗ «О рекламе» и решению Конституционного суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4 - П, «законодательство о рекламе относится к федеральному ведению и не может включать нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Исключение составляют акты, которые определяют региональные и местные предметы ведения в сфере рекламы. Например, Постановление Правительства Москвы от 21 мая 2002 г. № 378 - ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене» (ратифицирует Положение о порядке подготовки конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене).

Так же необходимо отметить существование специальных НПА, закрепляющих порядок производства, размещения и распространения рекламируемой информации отдельных видов товаров и услуг. К ним относятся, например, Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61 - ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и другие.

Касательно нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов федеральных органов власти, то в качестве примеров можно привести такие документы, как Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», содержащий требования к рекламе финансовых организаций, использующих средства физических и юридических лиц, Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц2, устанавливающий требования к наружной рекламе, размещаемой на объектах федерального железнодорожного транспорта.


Для понимания основ правового регулирования рекламной деятельности необходимо последовательно рассмотреть основные нормативно - правовые акты, содержащие нормы рекламного права.

Главным законодательным актом, отвечающим за регуляцию отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, выступает Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38 - ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

ФЗ «О рекламе» представляет собой комплексный НПА, так как данный закон направлен на упорядочение совокупности отношений, возникающих в связи с рекламной деятельностью. Он определяет основной понятийный аппарат; права и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, которые предъявляются к рекламе, а также многие другие вопросы. О комплексности ФЗ «О рекламе» говорит в том числе подведомственность ему отношений, возникающих на товарном, финансовом рынках, при оказании банковских, страховых и других специфических услуг. Политическая реклама, объявления, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и другие информационные материалы, перечисленные в статье 2 находятся вне сферы применения ФЗ «О рекламе».

Основными целями, закрепленными в статье 1 данного закона, являются «развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пресечение фактов ненадлежащей рекламы».

Общие положения № 38 - ФЗ определяют основные требования к рекламе. В соответствии со статьей 5 она должна быть добросовестной и достоверной. Очевидны два вида ненадлежащей рекламы: недобросовестная реклама — некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц, портящие репутацию конкурентов; (п. 2 ст. 5 Закона) и недостоверная реклама — несоответствующие действительности сведения (п. 3 ст. 7 Закона).

Согласно пункту 4 статьи 5 указанного закона реклама не должна «побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц» и др.

Существуют лексические (использование бранных слов), религиозные (использование религиозных символов), социальные (оскорбительные сравнения в отношении пола, расы, национальности, социальной категории, языка) ограничения в сфере рекламы.


Законом также гарантируется защита несовершеннолетних в рекламе (ст. 6). Рекламные сообщения не должны вызывать чувство неполноценности в связи с отсутствием у них данного товара, побуждать к стремлению убедить взрослых в покупке продукции, содержать сцены подростков в опасных ситуациях или склоняющие к действиям, которые могут представлять угрозу жизни или здоровью.

ФЗ «О рекламе» определяет рекламные сведения о продавце товаров, продающихся дистанционно (ст. 8), сведения, которые должны быть указаны в рекламе о проведении стимулирующих мероприятий (ст. 9), в социальной рекламе (ст. 10), а также другие ее особенности.

Отдельного внимания заслуживает список товаров, реклама которых не допускается (ст. 7). К ним относятся наркотические и взрывчатые вещества, табак и табачная продукция, медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности и другие.

Глава 2 № 38 - ФЗ закрепляет особенности отдельных способов распространения рекламы. Так, для рекламных сообщений в теле и радио программах установлены схожие положения: не допускается распространение в день траура, ограничения на объем рекламы для определенного вида программ, на уровень ее громкости. Также существуют требования к рекламе, накладываемые при ее совмещении с телепрограммой «бегущей строкой» и иными способами (ст.14 - 15). Для рекламы в периодических печатных изданиях, которые не специализируются на рекламной деятельности, статьей 16 установлены требования к объему и к указанию соответствующих пометок о рекламе. Статья 17 утверждает недопустимость прерывания фильма при кино - и виде обслуживании, а также совмещение рекламы с его демонстрацией. В статье 19 четко регламентирована процедура получения разрешения на установку рекламных конструкций и наружной рекламы, процесс подачи заявок, необходимые документы. К рекламе на транспортных средствах также предъявляются определенные требования. К примеру, существуют транспортные средства, на которых ее размещение запрещается (ст. 20).

Законом установлены особенности рекламы отдельных видов товаров. Специальные требования разработаны по отношению к рекламе алкогольной продукции, табака и табачных изделий (ст. 21-23 Закона), лекарственных препаратов (ст. 24) и др. Для каждого из данных видов продукции существуют свой Федеральный закон, направленный на регуляцию отношений, возникающих в ходе производства, обращения, продажи и рекламы товара.

Так как рекламное право включает в себя нормы права административного, то в качестве инструмента правового регулирования рекламной деятельности помимо ФЗ «О рекламе» выступает Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он определяет размер административного штрафа за нарушение законодательства о рекламе (статья 14.3), которое заключается в несоблюдении порядка прерывания рекламой теле– / радиопрограммы, фильма, допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, в трансляции агитационных материалов (в соответствии с законодательством о выборах и референдумах) и другие, нарушение сроков хранения рекламных материалов (статья 19.31), нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции (статья 14.37). Данный штраф варьируется в зависимости от того, кто совершил правонарушение: гражданин, юридическое или должностное лицо.


Часто реклама может выходить за рамки дозволенного, посягая на принципы гуманности и морали, или содержать нерелевантную или ложную информацию, вводящую потребителя в заблуждение относительно тех или иных характеристик продукции или услуги. Во избежание нарушений прав клиентов, связанных с отражением рекламной информации принят Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300 - 1 «О защите прав потребителей». Согласно его положениям, содержащимся в статье 12, изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Потребитель имеет право на обладание информацией о товаре и его изготовителе (статья 8).

Реклама выступает в качестве средства стимулирования сбыта, привлечения новых клиентов, конкурентной борьбы с иными фирмами, занимающимися схожей деятельностью или предлагающих похожие товары потребителю, на рынке. Достижение высоких показателей продаж зачастую выходит на первый план, затмевая понятия о добросовестном соперничестве организаций. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» направлен на пресечение недобросовестной конкуренции. Так, согласно главе 2.1 статьи 14.1 запрещена конкуренция путем дискредитации, статьи 14.2 – путем введения в заблуждение, статьи 14.3 – путем некорректного сравнения, статья 14.6 запрещает конкуренцию, связанную с созданием смешения.

Часть 2 Налогового кодекса РФ устанавливает размер налоговой ставки на такой вид предпринимательской деятельности, как рекламная, льготы (особое регулирование социальной рекламы), государственную пошлину за регистрацию средств массовой информации (при регистрации СМИ рекламного характера размер государственной пошлины возрастает в пять раз). Он также определяет расходы организации на рекламу, нормируемые для целей налогообложения прибыли.

Эффективная реализация рекламного законодательства на практике может быть осуществлена только при условии существования слаженной работы системы исполнительных органов. В соответствии со статьей 33 № 38 - ФЗ контроль соблюдения законодательства РФ о рекламе в Российской Федерации согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», выполняется Федеральной антимонопольной службой (ФАС России). Помимо этого, данный федеральный орган исполнительной власти, уполномочен возбуждать и рассматривать дела о нарушениях законодательства о рекламе, выдавать предписания и издавать индивидуальные правовые акты в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе. Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508.


Итак, система рекламного законодательства, устанавливая основные параметры рынка рекламы, представляет собой базу для разработки стратегии рекламной деятельности компаниями. Для определенных видов товаров установлены специфические правила рекламы. Государство также определяет налоговые ставки и льготы для лиц, участвующих в рекламной деятельности. Следование установленным правилам поддерживается посредством государственного принуждения. За несоблюдение закрепленных принципов в отношении нарушителей предпринимаются определенные меры воздействия.

Реклама – особый вид предпринимательской деятельности, который проявляется в передаче информации целевой аудитории: от производителей к потребителям. В связи с тем, что продукция и способы предоставления сведения о ней отличаются широким разнообразием возникают проблемы в регулировании данной деятельности. А также в связи с наличием фактов распространения некачественной рекламы, навязывания гражданам продукции и использования недостоверных или нерелевантных сведений необходимо формирование и совершенствование правового регулирования рекламы.

Объем рекламной законодательной базы отличается широтой в связи с включением в данную отрасль права норм конституционного, административного и гражданского права. Основным нормативно - правовым актом, отвечающим за упорядочение распространения информации в целях привлечения внимания к объекту и поддержания интереса к нему, является Федеральный закон «О рекламе». Он содержит принципы рекламной деятельности, определяет ответственность за рекламу, несоответствующую им, закрепляет права и обязанности участников процесса создания, размещения и распространения рекламы, а также инструменты регулирования данной сферы. Помимо № 38 - ФЗ к рекламному законодательству относятся также КоАП РФ, ГК РФ, НК РФ ч.2, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300 - 1 «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», а также другие НПА.

Создание рекламы – творческий процесс, поэтому в отношении ее регулирования возникают спорные вопросы. Рекламное законодательство в Российской Федерации на сегодняшний момент все еще является недостаточно совершенным, учитывая современный рынок рекламы. Оно находится в процессе становления и нуждается в строгом регламентировании. Соблюдение этических норм рекламы возможно будет лишь при условии эффективного обеспечения законодательного регулирования данного вида предпринимательской деятельности.