Файл: Статус нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование ответственности нотариуса зависит от принадлежности нотариуса к нотариату государственному или частному. Так из содержания ст. 17 Основ нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке. Следовательно, речь идет о том, что в случае совершения противоправного действия он может быть, как любой государственный служащий, привлечен к дисциплинарной, гражданской или уголовной ответственности в зависимости от тяжести последствий его правонарушения.

В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, в соответствии с которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Однако в зависимости от характера понесенного ущерба нотариус, может быть привлечен не только к административной, но и уголовной ответственности.

Как установлено ст. 202 УК РФ Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц.

Гражданско-правовая ответственность нотариуса предусмотрена ст. 17 Основ о нотариате, в соответствии с которой по иску заинтересованных лиц, в случае умышленного разглашения сведений о совершенном нотариальном действии, нотариус может быть привлечен и к материальной ответственности.

Как установлено ст. 49 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» любой человек, который считает незаконным нотариальное действие, осуществленное нотариусом или в совершении такового, наделен правом подачи об этом жалобы в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой).

Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом или арбитражным судом в порядке искового производства.

Законодатель не предусматривает контроля за деятельностью нотариуса в порядке подчиненности в силу специфики правового статуса нотариуса.

В своей деятельности нотариус является полностью независим от кого-либо при выполнении своих прямых профессиональных обязанностей.

Основы законодательства о нотариате не предусматривают возможности поверки законности и обоснованности его действий со стороны президента нотариальной палаты или руководителя органа юстиции.


Следует отметить, то и органы прокуратуры, как специализированные правоохранительные органы правового надзора не имеют права проверять законность действий нотариуса. Вряд ли юридически оправдан такой своеобразный нотариальный иммунитет и, тем более вызывает недоумение с позиции социальной справедливости и равенства публично-правовых образований перед законом.

По действующему законодательству о нотариате контроль за совершением нотариальных действий возложен в России лишь на судебные органы (ст.33, ч.2 ст.49 Основ).

Из анализа содержания ст.310 ГПК РФ следует, что если речь идет об обжаловании отказа не нотариуса, а установленного законом должностного лица в совершении такого нотариального действия как оформление завещания, (или обжалования самого завещания), то заявления подаются в суд по месту нахождения соответственно госпиталя, больницы и т.д.

Процессуальный срок для подачи такового заявления установлен в 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

В соответствии со ст. 31 ГПК РФ принятое судом решение носить императивный характер, и нотариус обязан его выполнить.

Таким образом, были обозначены проблемы нотариата, которые требуют своего разрешения правовой реформы нотариата, первым этапом которой, должна стать ревизия Основ законодательства о нотариате. В частности, необходимо определить частный нотариат как систему нотариальных органов, оказывающих платные услуги населению, также в нем нужно прописать законодательно определенные формы контроля за деятельностью нотариуса, в том числе право населения на обжалование действия или бездействия нотариуса в нотариальную палату.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей курсовой работе представлена характеристика правового статуса нотариуса. Описаны особенности механизма назначения на должность нотариуса. Выявлена специфика ответственности нотариуса как должностного лица.

В связи с тем, что настоящее исследование проводилось на территории Республики Казахстан, был проведен сравнительный анализ правового статуса нотариуса в Российской Федерации и Республике Казахстан. На основании проведенного анализа был сделан вывод, что система нотариата Республики Казахстан уступает Российской Федерации.

Кроме того, проанализированы сходство и различие в правовом статусе нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, и нотариусов, занимающихся частной практикой, дана характеристика их функционирования. Такие различия установлены по следующим критериям: назначение на должность, прекращение деятельности, назначение на должность помощника нотариуса, членство в нотариальной палате, финансирование нотариальной деятельности, оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, имущественная ответственность нотариуса, страхование деятельности нотариуса, контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства и профессиональных обязанностей.


Также в настоящей курсовой работе были проанализированы проблемы и направления развития правового регулирования законодательства о правовом статусе нотариуса в России, содержатся предложения по совершенствованию положений о правовом статусе российского нотариуса. А именно:

Законодатель не предусматривает контроля за деятельностью нотариуса в порядке подчиненности в силу специфики правового статуса нотариуса. В своей деятельности нотариус является полностью независим от кого-либо при выполнении своих прямых профессиональных обязанностей.

Основы законодательства о нотариате не предусматривают возможности поверки законности и обоснованности его действий со стороны президента нотариальной палаты или руководителя органа юстиции.

Следует отметить, то и органы прокуратуры, как специализированные правоохранительные органы правового надзора не имеют права проверять законность действий нотариуса. Вряд ли юридически оправдан такой своеобразный нотариальный иммунитет и, тем более вызывает недоумение с позиции социальной справедливости и равенства публично-правовых образований перед законом.

По действующему законодательству о нотариате контроль за совершением нотариальных действий возложен в России лишь на судебные органы (ст.33, ч.2 ст.49 Основ).

Из анализа содержания ст.310 ГПК РФ следует, что если речь идет об обжаловании отказа не нотариуса, а установленного законом должностного лица в совершении такого нотариального действия как оформление завещания, (или обжалования самого завещания), то заявления подаются в суд по месту нахождения соответственно госпиталя, больницы и т.д.

Процессуальный срок для подачи такового заявления установлен в 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

В соответствии со ст. 31 ГПК РФ принятое судом решение носить императивный характер, и нотариус обязан его выполнить.

Эти и иные проблемы нотариата требуют своего разрешения правовой реформы нотариата, первым этапом которой, должна стать ревизия Основ законодательства о нотариате. В частности, необходимо определить частный нотариат как систему нотариальных органов, оказывающих платные услуги населению, также в нем нужно прописать законодательно определенные формы контроля за деятельностью нотариуса, в том числе право населения на обжалование действия или бездействия нотариуса в нотариальную палату.


Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, №31, ст. 4398
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 1994. № 32. Ст. 3301
  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // "Российская газета", N 49, 13.03.1993
  4. Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. Приказом Минюста России от 17.02.1997 N 19-01-19-97) (ред. от 29.06.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.1997 N 1268)
  5. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации / (утв. Минюстом России 19.01.2016)
  6. Положение «О единой информационной системе нотариата» (ЕИС) (с изменениями, утвержденными решениями Правления ФНП от 28 марта 2016 г.) / Утверждено Правлением Федеральной нотариальной палаты (протокол № 03/16 от 28 марта 2016 г.)
  7. Бычков А. Разрешение споров с нотариусом. Как отстаивать свои права и законные интересы // Финансовая газета. - 2016. - № 37. - С. 10 - 12.
  8. Каждый третий нотариус в Казахстане не имеет опыта… [Электронный ресурс]. – URL: http://www. newskaz.ru/society/201302 (дата обращения 19.10.2017).
  9. Куленко, Н. И. Конституционно­правовые основы российского нотариата : автореф. дис. … канд. юрид. наук [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy-rossiiskogo-notariata (дата обращения 05.10.2017)
  10. Основные этапы становления современного нотариата в Республике Казахстан [Электронный ресурс]. – URL: http://www.notis.ru/usrimg/conclusion_E (дата обращения 07.10.2017)
  11. Письмо Федеральной нотариальной палаты от 01.04.2016 № 1078/03-16-3 «О направлении Методических рекомендаций по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  12. Ралько В.В. Нотариат против рейдерства // Антикоррупционер. - 2016. - № 2. – С. 36-41.
  13. Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования / утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации 30.08.2017
  14. Романовская О.В. Модернизация законодательства о нотариате // Судья. 2014. № 7. – С.37-42.
  15. Сводный отчет по Минюсту России. Сведения за 2015 год о нотариате в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: hppt://www.minjust. ru/node/237211.
  16. Ткаченко Е.В., Фомичева Р.В. К вопросу о правовом статусе нотариуса Российской Федерации. //Журнал Вестник Тамбовского университета Выпуск № 1 (5) / 2016.
  17. Увеличение числа нотариусов в РК привело к росту уголовных дел против них… [Электронный ресурс]. – URL: http://www.zonakz.net/articles/62917 (дата обращения 07.10.2017).
  18. Устав федеральной нотариальной палаты / утвержден на Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат в г. Москве 22.09.1993 (с изм. от 25.04.2017)
  19. Федеральная нотариальная палата: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://notariat.ru/
  20. Федотова А. У нотариуса своя задача // ЭЖ-Юрист. - 2016. - № 44. - С. 15-16
  21. Филиппова О.В. Становление нотариата в России, история и современность // Нотариальный вестник. 2012. № 9. С. 35-45.
  22. Черемных Г.Г. Комментарий к проекту федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. 2010. № 1. С. 3-10.
  23. Число нотариусов в Казахстане следует ограничить — Международный cоюз нотариата [Электронный ресурс]. – URL: http://www.newskaz.ru/society/20130912/5538069.html (дата обращения 07.10.2017).