Файл: Статус нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Членство в нотариальной палате. Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным органом. Должность нотариуса учреждается и ликвидируется территориальным органом юстиции по согласованию с нотариальной палатой субъекта РФ. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть в обязательном порядке членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность. Государственный нотариус не может состоять в членстве нотариальной палаты, и на него не распространяются требования Кодекса профессиональной этики нотариусов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности.

5. Финансирование нотариальной деятельности. Государственная нотариальная контора финансируется полностью за счет отчислений из бюджета субъекта РФ. За свою деятельность нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, получает заработную плату. Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Согласно ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Таким образом, государство не осуществляет финансирование деятельности частных нотариусов. Они самостоятельно решают вопросы, связанные с расходами на их деятельность, исходя из личных потребностей с учетом требований, предъявляемых Основами законодательства РФ о нотариате.

В соответствии со ст. 8 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору в любом месте нотариального округа, в который он назначен на должность, при этом он имеет право на заключение договоров аренды, а равно и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятельности (в том числе для хранения архива нотариальных документов) или размещения нотариальной палаты, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (ст. 11.1 Основ законодательства РФ о нотариате). Частный нотариус для осуществления своей деятельности вправе открывать в любом банке расчетный и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом.


6. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе и занимающиеся частной практикой, за совершение нотариальных действий взимают государственную пошлину (нотариальный тариф). Ставка государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, устанавливается Налоговым кодексом РФ. В других случаях, т. е. для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма, размер нотариального тарифа устанавливается ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате. Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные налоговым законодательством, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой (ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате).

Частные нотариусы в отличие от государственных нотариусов вправе также взыскивать с лиц, обращающихся в нотариальную контору за совершением нотариального действия, денежные средства за оказание услуг правового и технического порядка. С целью экономического обоснования размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера и оказание помощи нотариальным палатам субъектов РФ Федеральной нотариальной палатой (решение Правления ФНП от 28 марта 2016 г., протокол №03/16) были утверждены Методические рекомендации по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера [4]. Согласно п. 1.3, 1.4, 2.1 указанных Методических рекомендаций размер платы за оказание услуг правового и технического характера утверждается ежегодно уполномоченным органом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации и подлежит применению с 1 января следующего года. Размер платы за оказание услуг правового и технического характера не должен превышать предельных размеров, рассчитанных в соответствии с Методическими рекомендациями. Предельные размеры платы за оказание услуг правового и технического характера учитывают социально-экономическую ситуацию в регионе, характеризуемую прожиточным минимумом в регионе, и среднее число нотариальных действий, приходящихся на одного нотариуса в регионе («серийность» нотариальных действий). При этом учитывается, что чем больше однотипных действий выполняет нотариус, тем меньше времени требуется на выполнение одного действия, и тем меньше должен быть размер платы за оказание услуг правового и технического характера.


7. Имущественная ответственность нотариуса. В соответствии со ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность: 1) за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, 2) за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также 3) причиненный разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях. Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность также за вред, виновно причиненный его работниками или лицом, временно замещающим нотариуса, при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением нотариальной деятельности. При этом он вправе предъявить лицу, временно его замещавшему, регрессный иск в размере вреда, причиненного по вине такого лица и возмещенного за счет личного имущества нотариуса. Государство, органы государственной власти не несут ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, занимающегося частной практикой.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, несет государство. Вред возмещается за счет казны субъекта РФ. Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ нотариус, работающий в нотариальной конторе, обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. При этом за причиненный ущерб нотариус, работающий в нотариальной конторе, несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 41 Трудового кодекса РФ).

8. Страхование деятельности нотариуса. Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор (договоры) страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности (ст. 18 Основ законодательств РФ о нотариате). Договор страхования гражданской ответственности нотариуса заключается на срок не менее чем один год с условием возмещения имущественного вреда, причиненного в период действия данного договора, в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ для договоров имущественного страхования. Нотариальная палата субъекта РФ в целях обеспечения имущественной ответственности нотариусов – членов нотариальной палаты заключает договор страхования ответственности нотариусов. Выплата страхового возмещения по указанному договору производится в случае недостаточности страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса.


Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, не осуществляют страхование своей деятельности.

9. Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства и профессиональных обязанностей. В соответствии со ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением Правил нотариального делопроизводства (утверждены решением Правления ФНП от 17 декабря 2012 г. и приказом Минюста России от 16 апреля 2014 г. № 78) нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами юстиции, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – комиссией в составе не менее двух человек, в которую входят представители территориального органа юстиции и нотариальной палаты субъекта РФ (п. 180 Правил нотариального делопроизводства).

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляет территориальный орган юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты субъектов РФ (ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате).

2.2. Современные вопросы ответственности нотариуса

Актуальность проблем юридической ответственности за деликты, совершенные в процессе нотариальной деятельности назрела давно, однако в научной литературе не отмечается активного ее обсуждения, что вызывает определенную обеспокоенность.

Авторы не могут утверждать, что в нотариальном сообществе распространены и имеют тенденцию к росту нарушения прав граждан, потому что официальной государственной статистики таковых не существует, вместе с тем, отсутствие нормативно - правового регулирования этих вопросов, безусловно, сказывается на высоком уровне латентности правонарушений в этой области.

Как представляется, нотариат выполняет особую публично - правовую функцию и именно это обстоятельство должно определять повышенное внимание государства к вопросам ответственности нотариусов.

В деятельности нотариата отражаются важнейшие элементы государственной деятельности фискально-юрисдикционного свойства, что требует детализации правового регулирования всех направлений его деятельности и, прежде всего, легального определения сущности нотариата.

В научной литературе обосновано отмечается проблема определения юридической сущности и социально-правового значения нотариата, как государственно - публичного института [9].


Разнообразие авторских мнений по вопросу его правовой сущности и юридического предназначения только подчеркивает наличие правового вакуума в этом вопросе.

В частности, через систему общих признаков государственных органов характеризует нотариат М.Н. Марченко [12, с. 17].

Аналогичным образом определяет нотариат И.Г. Черемных [14, с. 38], Р.Л. Хачатуров [4].

В качестве отрасли права воспринимают его Т.В Зайцева, Р.Ф Галеева, В.В Ярков [16].

Имеются мнения, что это разновидность правоохранительной деятельности [20, с. 15].

Авторы полагают, что это мнение несостоятельно, поскольку правоохранительная деятельность — это задача специализированных правоохранительных государственных органов, в систему которых нотариат не входит.

Имеются мнения о том, что нотариат выполняет функции органа управления.

На взгляд авторов управленческие функции не выступают в качестве органических и качественно характеризующих его признаков.

Находят, что есть разумно допустимое сравнение нотариальной формы деятельности с судебной [22, с. 4].

Авторы согласны с О.В. Романовской, которая полагает, что правовая природа нотариата не управленческая, а правоприменительная [14, с. 39].

Основные формы управленческой деятельности не имеют ничего общего с осуществлением нотариальных действий.

А. Федотова вообще исходит из определения сущности деятельности нотариата как отправление превентивного правосудия [20, с. 16].

С этим можно частично согласиться, поскольку разрешение юридических конфликтов - не задача нотариата. Вместе с тем, нельзя отрицать предупредительного воздействия всего комплекса результатов всех совершаемых нотариальных действий на количество и характер, отмечаемых в обществе юридических конфликтов.

Из неопределенности правового статуса нотариата следуют и другие проблемы.

Неопределенность правого статуса нотариата предопределила и проблему гражданско-правовой ответственности нотариуса за причинение вреда.

Здесь имеется в виду то обстоятельство, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 1) не позволяют рассматривать деятельность нотариуса как оказание услуг, в связи, с чем на вопросы правового регулирования возмещения вреда законодательство о защите прав потребителей не распространяется.

Общие правила же ст. 1069 ГК РФ применимы только к нотариальной конторе государственного типа.

Нотариус, допустивший нарушение права граждан с нотариальной конторой находится в трудовых правоотношениях и предел его ответственность ограничен средним заработком. Частный нотариус вообще никой ответственности по вышеуказанным причинам не несет.