Файл: Статус нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариусы имеют равные права и несут одинаковые обязанности при совершении нотариальных действий независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Таким образом, нотариальная деятельность так и осталась государственной, поскольку содержание ее вне зависимости от того, какой нотариус совершил нотариальное действие, осталось прежним. Следовательно, частный нотариус выступает не только от имени РФ, но и по ее поручению, поскольку государство делегировало ему определенные полномочия по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, ранее осуществляемые только государственным нотариатом [22, с. 4].

Совершение нотариальных действий является особым несудебным способом защиты прав, свобод и законных интересов, в результате фактам, документам, событиям придается юридическое закрепление. Именно юридическое закрепление и наделяет их повышенной доказательственной и исполнительной силой. Нотариальные действия направлены на предупреждение нарушения прав и охраняемых законом интересов лиц, которое может произойти в будущем.

Нотариат является частью публично­правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законодательством, оказывается бесплатно.

Российский нотариус — это публичное должностное лицо, получающее полномочия от государства, реализующее их от его имени и под его контролем. Дополнительным подтверждением публично­правового статуса нотариуса является то, что на его печати помещается Государственный герб РФ, который воспроизводится на оформляемых и (или) выдаваемых им документах.

Нотариат Республики Казахстан с момента образования в 1997 г. прошел непростой путь становления и развития. В 2003 г. было законодательно закреплено, что нотариальная деятельность не является предпринимательской (абз. 4 п. 1. ст. 3 Закона). Это повлекло отказ от свободных цен на оплату нотариальных действий, и ставки, по которым они оплачивались, были приравнены к ставкам госпошлины по аналогичным нотариальным действиям, совершаемым государственными нотариусами. Содержалось в законе и положение о регулировании численности нотариусов, которое в настоящее время отменено. Следует отметить, что все эти положения, получившие законодательное закрепление, являются критериями латинского нотариата. И это, безусловно, были очень важные шаги на пути вступления казахстанского нотариата в Международный союз нотариата, куда он так стремится уже не один десяток лет.


Согласно ст. 1 Закона, нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий. Нотариальная деятельность — это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан (ст. 3 Закона). Как видно из содержания указанных статей, законодатель определил статус нотариата как правового института, призванного оказывать квалифицированную юридическую помощь, защищать права и законные интересы физических и юридических лиц. Однако положение о том, что нотариусы осуществляют свою деятельность от имени государства, законодательного закрепления так и не получило. Как верно отмечено М. Амировой, если в Законе будет закреплен статус нотариата как института, осуществляющего свою деятельность от имени государства, нотариальная деятельность будет признана публично­правовой деятельностью, которая относится к сфере государственных функций, носитель этой функции становится публичным лицом. Следом это автоматически позволит заметно расширить поле деятельности нотариусов, легализовать еще ряд функций, которые нотариат выполняет в развитых странах (правоохранительные, фискальные, в сфере брачно­семейных отношений, в регулировании деятельности акционерных обществ) [23].

Следствием отсутствия законодательного закрепления публично­правового статуса нотариуса является проблема, значительно влияющая на деятельность всей нотариальной системы Республики Казахстан — отмена с 16 января 2012 г. квотирования численности нотариусов, что, несомненно, является отступлением от принципов деятельности нотариата латинского типа.

Жесткое регламентирование численности нотариусов закономерно и связано с рядом причин. Во­первых, регламентируемое число нотариусов позволяет обеспечить строгий контроль за их деятельностью со стороны как органов нотариального самоуправления, так и государства. Во­вторых, строгая численность нотариусов позволяет обеспечить соблюдение законности. Если нотариусов будет значительно больше, чем работы, то о законности говорить будет трудно. Нотариусы, чтобы заработать, будут совершать любые нотариальные действия. Как отметила председатель Республиканской нотариальной палаты А. Жанабилова: «Отпуск численности нотариусов обусловил резкий рост гражданских исков, по которым в качестве ответчиков привлекаются нотариусы» [10]. Также, по ее словам, отпуск численности не обеспечил достижения одной из основных целей изменения законодательства — максимального приближения нотариусов к населению. По ее данным, сегодня в 11 сельских округах республики работает только по одному нотариусу, в четырех районах нотариусы вообще отсутствуют.


В то же время в Астане и Алматы один нотариус приходится на 1100–2700 человек (общемировой стандарт — один нотариус на 25 тыс. человек) [17]. Далеко не бесспорно мнение министра юстиции Республики Казахстан Б. Имашева, который отметил лишь положительный эффект от отмены ограничений численности нотариусов: «С увеличением количества нотариусов возникла здоровая конкурентная среда, что положительно скажется на качестве предоставляемых нотариальных услуг» [Там же]. Но и глава Минюста констатировал, что незаконные действия нотариусов стали проблемой, которую придется решать на правительственном уровне.

Следует отметить, что нотариальная деятельность не является предпринимательской, поэтому ее целью не может быть извлечение прибыли и, соответственно, между нотариусами не должно быть конкуренции.

По словам А. Жанабиловой, существует также проблема перетока нотариусов из села в город: свыше 60 нотариусов из числа ранее работавших в сельской местности передислоцировались в Астану и Алматы и ряд областных центров. Десятки нотариусов переехали в районные центры из сельских округов [17].

Свою оценку сложившейся ситуации дал на пресс­конференции, посвященной визиту делегации Международного союза нотариата в Казахстан, президент комиссии по международному сотрудничеству Международного союза нотариата М. Мерлотти: «Мы были неприятно удивлены возросшим количеством нотариусов в Казахстане. Мы считаем, что в какое­то время произошло смешение профессии нотариуса, который является лицом, представляющим государство, и бизнеса» [10]. Как отметил Мерлотти, профессия нотариуса в Казахстане стала «резко доступной» для неограниченного количества людей. «В скором времени государство может потерять контроль над представителями данной профессии. За один год количество нотариусов в Казахстане возросло на 37 %. Само по себе это может быть и неплохо, но все это должно было быть осуществлено с учетом экономического положения, количества населения и совершаемых сделок»,— сказал президент комиссии [23]. Не вызывает никаких сомнений то, что число нотариусов на количество населения должно жестко регулироваться государством, для того чтобы исключить злоупотребления в их профессиональной деятельности, обеспечить равную доступность к получению нотариальных услуг как городского так и сельского населения. А главное — чтобы обеспечить надлежащий контроль со стороны государства и органов нотариального самоуправления за соблюдением законности при совершении нотариальных действий в целях защиты прав и законных интересов обратившихся к нотариусам граждан и юридических лиц.


Таким образом, в первой главе был проведен анализ статуса нотариуса. Далее необходимо определить проблемы правового статуса нотариуса и обозначить перспективы их развития.

2. Проблемы правового статуса нотариуса и перспективы их развития

2.1. Основные противоречия статуса частного и государственного нотариуса

Воссоздание в России в 1993 году нотариата латинского типа ознаменовало новый этап развития законодательства о нотариате. Принятые 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрели сохранение государственного нотариата в переходный период. На сегодняшний день нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, осталось немного. По состоянию на 01.01.2016 их число составляло 15 (5 должностей вакантны) против 8015 (102 вакантны) нотариусов, занимающихся частной практикой [19]. Динамика изменения статистических данных показывает, что за 5 лет количество должностей нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, сократилось более чем в 3 раза. Таким образом, основная нагрузка по совершению нотариальных действий ложится на нотариусов, занимающихся частной практикой. Однако логика законодательной политики подсказывает нам, что государственный нотариат пока будет функционировать параллельно с нотариатом частным.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности, оформленные нотариусами документы имеют одинаковую силу.

В отличие от ранее действующей редакции Основ законодательства РФ о нотариате государственные и частные нотариусы в настоящее время обладают равной предметной компетенцией – совершают все нотариальные действия без какихлибо ограничений (ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате).

Однако между организацией деятельности государственных и частных нотариусов имеются различия. Приведем наиболее существенные из них.


1. Назначение на должность. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, являются государственными служащими, осуществляющими свою деятельность на основании трудового договора, заключенного с территориальным органом юстиции. Соответственно государственные нотариусы находятся в трудовых отношениях с территориальным органом юстиции и подчиняются требованиям трудового законодательства. Увольнение их также производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, назначаются на должность территориальным органом юстиции на конкурсной основе и в трудовых отношениях с этим органом не состоят.

2. Прекращение деятельности. Увольнение нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Частный нотариус слагает полномочия по собственному желанию либо в случаях, предусмотренных Основами законодательства РФ о нотариате, освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности (ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате).

3. Назначение на должность помощника нотариуса. Назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется нотариусом с согласия нотариальной палаты субъекта РФ (ст. 19.1 Основ законодательства РФ о нотариате). Нотариальная палата должна рассмотреть обращение нотариуса и направить ответ в течение пяти рабочих дней со дня получения обращения. В назначении на должность помощника нотариуса может быть отказано только в случае, если кандидатура помощника нотариуса не соответствует требованиям, предъявляемым к нотариусу в соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате, за исключением требований, касающихся наличия стажа работы по юридической специальности и достижения возраста двадцати пяти лет.

Назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется в порядке, установленном федеральным органом юстиции. Согласно Порядку назначения на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе, утвержденному приказом Минюста России от 22 января 2016 г. № 12, назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется территориальным органом Минюста России, для этого лицо, желающее работать помощником нотариуса в государственной нотариальной конторе, направляет в территориальный орган Минюста России заявление с просьбой назначить его на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе. В случае принятия решения о соответствии гражданина РФ требованиям Основ законодательства РФ о нотариате территориальный орган Минюста России издает приказ о назначении на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе, который является основанием для заключения с ним трудового договора.