Файл: "Сравнительный анализ теорий конкуренции".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Конкуренция отражает связь между производством и реализацией продукта. Эта связь есть причинно-следственная, существенным, необходимым и повторяющихся, т.е. объективным экономическим законом. Закон конкуренции отражает причинно-следственная связь между возможностями создать продукт, необходимый потребителям, и возможностями реализовать его с выгодой прежде всего для покупателя, а потом уже для производителя.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения).

Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на:

- ценовую (конкуренцию на основе цены);

- неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.


Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и в конечном счете завоевывал себе желаемую долю рынка.

Актуальность темы курсовой работы в том, что в современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме.

Целью данной курсовой работы является анализ методов и форм ценовой и неценовой конкуренции, представляющих собой максимально эффективные и значимые методы маркетингового управления российскими предприятиями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить понятие и виды конкуренции;
  2. рассмотреть методы ценовой и неценовой конкуренции;
  3. изучить особенности применения в мировой практике различных видов конкуренции;
  4. рассмотреть особенности ценовой и неценовой конкуренции на современных товарных рынках;
  5. выявить ценовые и неценовые факторы конкурентоспособности российской промышленности.

Объектом исследования является ценовая и неценовая конкуренция на российском рынке товаров.

Предметом исследования выступает подтверждение гипотезы о том, что, имея результаты анализа методов и форм неценовой конкуренции, можно установить степень их важности для коммерческого успеха конкретной фирмы.

Глава 1. Конкуренция как элемент рыночного механизма

1.1. Понятие и виды конкуренции

Конкуренция является важнейшим условием функционирования эффективной современной рыночной экономики.

Конкуренция (от лат. concurere - сталкиваюсь) - экономическое соперничество и борьба между частными и коллективными товаропроизводителями и продавцами товаров и услуг за наиболее выгодные условия их производства и сбыта, за присвоение наибольших прибылей, в процессе которого стихийно регулируются пропорции общественного производства. Основная задача и главная функция конкуренции - завоевать рынок, в борьбе за потребителя победить своих конкурентов, обеспечить получения устойчивого дохода.


Ведение конкуренции осуществляется с помощью различных способов, включающих как применение ценовых инструментов, так и использования других преимуществ, которыми располагает предприятие на рынке.[1]

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Она существует всегда и везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов.

Как экономическое отношение конкуренция выражает причинно-следственную зависимость между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами развития экономики.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.

Для обуздания удержания на  стимулятора экономики своих определяет « » соперников. В  фиксируются и  и потребителей , принципы гарантии конкурентной борьбы.[2]

возникла условиях производства. Каждый стремился для выгодные условия сбыта в  участникам рыночного . мере зависимости от рынка колебаний на  товары конкурентная .

Появилась укрепления , наемных работников, труда. возникало производство. Здесь наибольшее .

В  конкуренция выступает средство производства. связывают с  эффективности . Именно фирмы внедрять и , совершенствовать .

В качестве выступают вида :

  • среди покупателей ( тот, сможет товаров и завышенной );
  • Конкуренция (наивысшую конкурентную продавец, сможет по чуть , но за продаж);
  • Конкуренция продавцов армией .[3]

конкуренции:

1. Внутриотраслевая ( одной за и наилучшие готовой ) и (, занятые в , конкурируют наилучшие капитала в иную ) конкуренция;

2. неценовая конкуренция ( осуществления).

в странах монополии используют метод , ценовая дискриминация – фирма практику цен на те товары. потому, что:


  • обособления друг по географическому по тарифным ;
  • силу различной спрос предложение рынкам (Покупатели товары завышенным ценам).

Неценовая – превосходство, качество , надежность, более сбыта, маркетинга, послепродажных услуг .

3. и конкуренция. факт самостоятельности . [4]

Совершенная (из « рынка» - пять рынка):

  • предполагает число участников, .. свободный и него;
  • Цены должны на свободно, т.. на должны , а не ;
  • всех , т.. , предполагает свободное относительно всех ;
  • Право каждого на информацию (спрос, предложение, т..);
  • На осуществлять привилегии в другим.[5]

проявляется в :

    1. Абсолютная () монополия;
    2. ;
    3. конкуренция.[6]

Первому и формам соответствуют 4 модели .

Рынок конкуренции. типу близко хозяйство. число , стандартизованная продукция, над , отсутствие вступления в , неценовой , неограниченный информации;

Монополистическая . : большое фирм, продукции, слабый ценами, ограничения в отрасль, конкуренция (), есть доступности информации. характерна розничной промышленности; [7]

Олигополистическая . : На главную несколько крупных , с долей , существенные препятствия в , использование конкуренции, ограничения к . Характерно , нефтяной отрасли .п.;

монополия. фирма занимается продажей или . Это относится видам , значительный ценами, вступление блокировано, ограничения к информации . Например, – обработка , – добыча никеля.[8]

1.2. конкуренции. модели

экономической теории этапов теории .

этап (конец - XIX ) - сформулирована и условия конкуренции.

классической , Уильям Петти Л. Буагильбер, , конкуренция развивается принципа справедливости.

, философ, выдающийся школы экономической Смит (1723-1790) в «Исследование природе богатства народов» (1776 .) конкуренцию. А. предложил рассматривать соперничество, повышает товар при , и, , снижает избытке предложения. конкуренции свое принципе «невидимой », которому – марионетка, «» за ниточки «рука» следовать развития экономики, ненужной продукции. конкуренции: он отраслевую прибыли, оптимальному распределению отраслями. определил конкуренции: большое и , исчерпывающая , используемых ресурсов, продавца существенное изменение рыночной . Адам разработал и развития .


изменения на являлась маржиналистская .

этап ( половина ) – определены предпосылки и основы конкуренции. Представителями являются А. ., Ж., Госсен . ., Кэрнс . Э., . С.

У. . (1835-1882) ввел понятие, « безразличия», который , совершенный характеризуется однородных товаров, зависимости территориальной .

Дж. Кэрнс (1823-1875) , товары пропорционально и капитала производство в .

Ф. И. (1845-1926), экономист, дать понятию «совершенная », также условия . Переводя на , эти означают участников как продавцов, и покупателей; отсутствие для своекорыстного ; делимость продаваемых .

вклад теорию Карл Маркс (1818–1883), появления , характеристику , а также типа : естественную, случайную. К. Ф. проанализировали со стороны , и к , средняя норма благодаря капитала отрасли в , , в очередь, конкуренции. Также к , что не только -либо рынка, в целые .

этап ( половина ) - создание теории несовершенной , концепции конкуренции под монополий роста .

Альфред Маршалл (1842-1924) , конкуренция , когда « состязается с , при или -либо». Опираясь совершенной , он установил, что на формируется предельной производительности полезности. Маршалл тип конкуренции – .

А. понятия «» «конкуренция» антонимичны: абсолютно состояние , монополия уменьшает .

Теорию А. Д. Б. , . Фон , Д. . , и Э. . (1899-1967), автор «Теория », рассматривал монополию черту системы. : чистая конкуренция в реальности. огромное количество продукта, из товар с , отличительными других . Дифференциация продукта обеспечена , формой, , оригинальной рекламой, предприятия.

этап ( ХХ века) – теорию идей инноваций, новой , прогресса, .

Австрийский , эволюционной теории , Йозеф (1883-1950), определял соперничество старого , с . По , развитие экономики совершенной невозможно. , основанная на , считаться . Такая уменьшением издержек, более , а имеющиеся фирмы. сравнивает естественным .

экономист Ф. (1899-1992), , что не в экономику. философа, будет состоянии равновесия конкуренции. имеет при присутствии товар, массы, спрос, а . Именно этом используются эффективно . Ценовой образует этими параметрами: помогают производителям в каком , по цене товар. Благодаря полезность .

Пятый ( ХХ века). этапе развиваться подход к , связанный работами . - «концепция границ».

. (род. 1948) , что конкуренцией в отраслевой фирм выделить нельзя, динамичны своей . лишь обозначить нижнюю допустимых , которые приведут взаимодействия фирм. 

, которые нужно , собирающейся в , невозможно получить, этой , определяют .

В работах . (род. 1947) цели ведения конкурентной . мнению , суть такие факторы, появления конкурентов -заменителей, способность изделий , экономический и соперничество между . Эти прибыльность отраслей [6]. рассматривал борьбу , покупателями и рыночную .