Файл: "Общее понятие о гражданском праве".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерными именно для семейного права являются и некоторые юридические факты, длящегося характера, такие как родство, брак, материнство, усыновление и т.п., в то время как для гражданских правоотношений характерны такие юридические факты, как договоры, иные сделки.

Таким образом, семейное право, прежде всего, отграничивается от гражданского по правовому положению субъектов. Если в гражданском праве основополагающим принципом является правовое равенство и независимость субъектов, то в семейном мы этого не наблюдаем. Да и сами субъекты в семейном праве специфически отличаются от субъектов гражданского права, их отношения носят лично-доверительный характер, а семейные права и обязанности являются неотчуждаемыми.

Если же обратиться к анализу предмета правового регулирования, то исходя из положений статьи 2 СК РФ можно сделать вывод, что в отличие от ГК РФ действующий Семейный кодекс РФ строго определяет круг отношений в семье, подлежащих правовому регулированию, а иные отношения в семье, прямо не предусмотренные законом, не входят в сферу его действия.

Еще одно серьезное отличие семейного права заключается в том, что имущественные отношения в семейном праве вытекают из личных, связаны с ними. Личные отношения, в большинстве случаев основаны на родстве, связаны с воспитанием детей и их ценностная характеристика определяется не денежным выражением.

Специфика предмета семейного права также проявляется в характере воздействия на личные не имущественные отношения. Так, семейное право регулирует личные не имущественные отношения в семье, в то время как гражданское право, как следует из п.1 ст. 2 ГК РФ, личные не имущественные отношения, не связанные с имущественными, не регулирует. По мнению большинства цивилистов, гражданское право используется лишь для защиты личных не имущественных отношений, не связанных с имущественными.

Указанные характеристики позволяют выделить семейные отношения среди прочих личных и имущественных правоотношений и говорить о существовании в семейном праве собственного предмета правового регулирования, в который входят личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье.

Определенно, разграничение гражданского и семейного права может быть проведено и на основе анализа метода правового регулирования. Так, для отношений, вытекающих из семьи и брака, в отличие от гражданско-правовых, характерным является применение императивного метода. Однако, стоит отметить, что метод семейного права не является строго императивным, его часто именуют дозволительно-императивным или императивным «с некоторым допущением диспозитивности», так как действующим СК РФ введены определенные диспозитивные начала, ранее неизвестные семейному праву, например, брачный договор. Регулирование семейных отношений через императивный метод объясняется их публичностью, неравным положением и зависимостью субъектов семейных отношений, и заключается в установлении прав и обязанностей сторон предписаниями закона, а не их соглашением. Хотя, порядок осуществления отдельных прав и исполнение обязанностей стороны вправе определить своим соглашением (например, порядок исполнения алиментных обязательств согласно ст. 99 СК РФ).


Элемент дозволительности («допущение диспозитивности») в методе правового регулирования заключается в том, что семейное право наделяет граждан правовыми средствами удовлетворения их потребностей в сфере семейных отношений.

Отношения, затрагивающие сферу семьи и брака в силу наличия таких понятий как злоупотребление родителями, принадлежащими им правами, наличие достаточных средств и т.п., нуждаются в индивидуальном подходе и часто не могут быть унифицированы, в связи с чем возникает необходимость их конкретизации судом или органом опеки и попечительства.

На основании изложенного можно сделать вывод, что оснований рассматривать соотношение гражданского и семейного права как соотношение общих и специальных норм. Семейное право является самостоятельной отраслью отечественного права, хотя и стоит признать, что тесная взаимосвязь гражданского и семейного права все же прослеживается, но только в сфере имущественных отношений, но не в сфере личных, являющихся определяющими в семейном праве.

Говоря о соотношении гражданского права со смежными отраслями нельзя не упомянуть о трудовом праве. Причём, данная проблема носит не только теоретический, но и практический характер. Работодатели, стремясь уйти от неудобного для себя регулирования труда наемных работников нормами трудового права, все чаще прибегают к разного рода ухищрениям, неправомерно заключая смежный гражданско-правовой договор подряда при ярко выраженных трудовых правоотношениях.

На первый взгляд, сложность в решении данной проблемы заключается в том, что человек через нормы трудового права, также как и через нормы гражданского права реализует свои способности к труду. Отличия заключаются лишь в оформлении отношений с лицом, которое заинтересовано в потреблении результатов труда. Формой может выступать как трудовой договор (контракт), так и договор подряда, поручения, возмездного оказания услуг, агентирования, доверительного управления имуществом, авторский договор и некоторые другие. Однако, глубокий анализ позволяет провести достаточно чёткую грань между двумя рассматриваемыми отраслями и выявить реальную волю сторон в тех или иных отношениях.

Традиционно обратимся к предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются отношения, возникающие при выполнении трудовой функции по определенной специальности, квалификации или должности. В рамках выполнения трудовой функции работнику могут быть даны конкретные задания. Выполнение подобных конкретных заданий в течение одного рабочего дня свидетельствует о возникновении трудовых отношений. После чего трудовые отношения могут быть прекращены лишь по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством. Как правило, трудовые отношения не ограничиваются выполнением определенного задания, они носят длящийся характер.


В свою очередь, как было отмечено ранее, гражданское право направлено на регулирование имущественных отношений, ядром которых являются отношения собственности. То есть эти отношения касаются не самого трудового процесса, а его конечного результата. При достижении определенного в гражданско-правовом договоре результата прекращаются и отношения, входящие в предмет гражданского права. Возникающие на основании гражданско-правового договора отношения не приводят к подчинению одной стороны другой. Тогда как заключение трудового договора означает возникновение властно-подчиненных отношений между работодателем и работником в процессе трудовой деятельности.

Перечисленные критерии, которые при возникновении споров выступают в качестве юридически значимых обстоятельств, и позволяют отличать предмет трудового права от предмета гражданского права.

Если же рассматривать эти отрасли с точки зрения метода правового регулирования, то здесь также можно обнаружить ряд серьёзных отличий. Как было сказано, метод гражданского права основывается на равноправии и отсутствии подчинения сторон. Гражданско-правовым договором, в большинстве случаев, не предусматривается контроль за процессом исполнения обязательств, не регламентируется промежуток времени в течение суток, в который они исполняются и т.д.

Способы, определяющие особенности метода трудового права, наоборот, построены на отсутствии равноправия и подчинении работников работодателям. При этом представители работодателей контролируют процесс выполнения работниками своих обязательств, причем законодательно устанавливается ряд ограничений, не позволяющих работодателю злоупотреблять своей властью (наличие ежегодных оплачиваемых отпусков, перерывы для обеда и отдыха и т.п.).

На основании изложенного можно сделать вывод, что предмет и метод правового регулирования позволяют провести достаточно четкую грань между трудовым и гражданским правом. В связи с этим тщательный анализ возникших отношений в большинстве случаев позволяет выявить реальную волю сторон по установлению именно гражданско-правовых отношений или трудовых.

2.2 Соотношение гражданского права и отраслей публичного права

Если, говоря о соотношении гражданского права и отраслей частного права, мы, и отмечали их сходство в отдельных элементах предмета и метода, но всё же имели возможность провести более или менее чёткую грань. Отличия же гражданского права и отраслей публичного права носят содержательный характер. Так, гражданское право использует для регулирования любые способы и средства осуществления и защиты гражданских прав, за исключением прямо запрещенных законом или противоречащих основополагающим принципам данной отрасли, в то время как такие отрасли как административное, финансовое, земельное право ограничены императивными предписаниями.


Естественно, что государственная власть в современном мире не носит абсолютный характер, ограничена нормами и принципами международного права, конституционными положениями, в связи с чем даже административные отношения предполагают определённую свободу действий субъектов, что некоторым образом сближает их с гражданско-правовыми отношениями.

В современном праве можно наблюдать тенденции распространения гражданско-правовых норм на имущественные отношения, входящие в предмет публичного, а не частного права. Например, п. 5 статьи 79 Налогового кодекса РФ предусматривает уплату процентов на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в срок, аналогично процентам за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Также налоговым правом из гражданского в некоторой мере заимствован институт обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, о чём можно судить по как залог имущества и поручительство, к которым гражданское законодательство применяется в субсидиарном порядке (статья 101 НК РФ).

В целом, налоговое право взаимодействует с гражданским правом в двух основных направлениях. Первое - использование в налоговом праве отдельных правовых категорий, исторически выработанных цивилистикой, их адаптация к публичному праву. Таким образом, они приобретают новое качество и становятся категориями налогового права. Второе - использование норм гражданского права для регулирования правоотношений, возникающих в связи с обеспечением исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Проблема соотношения публичного и частного права проявляется в нормативных актах, регулирующих правоотношения в сферах смежного регулирования гражданского и конституционного права. Например, вопрос о правоспособности органов государственной власти и органов местного самоуправления. С одной стороны, они выступают публично-правовыми образованиями, с другой – могут вступать в гражданско-правовых отношениях как юридические лица в организационно-правовой форме учреждения (например, ст.ст. 4, 20 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (редакция от 27.07.2015 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Такая постановка вопроса, естественно, требует установления границ, в которых орган власти действует как публичная структура, а в каких – как субъект частного права.

Сравнение правового статуса органов власти и юридических лиц позволяет выделить следующие черты:


1. Органы публичной власти создаются исключительно публично-правовыми образованиями, юридические лица (в том числе учреждения) создаются субъектами гражданского права, в том числе и публично-правовыми образованиями.

2. Органы публично-правовых образований создаются и прекращают свою деятельность на основании публично-правового нормативного акта, в то время как правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается с момента внесения в реестр юридических лиц соответствующей записи.

3. Юридические лица создаются для участия в гражданском обороте, осуществления любого вида деятельности, не запрещенного законом (статья 49 ГК РФ), органы публично-правовых образований создаются для исполнения полномочий, закрепленных за публично-правовым образованием публично-правовыми нормативными актами (статьи 12, 71, 72, 73 Конституции РФ).

4. Гражданская правоспособность публично-правовых образований в отличие от юридических лиц определяется одновременно нормативными правовыми актами публичного и частного права: Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, уставами других субъектов РФ, уставами муниципальных образований, подзаконными актами, а также гражданско-правовыми нормативными актами.

5. Особый порядок привлечения к юридической ответственности публично-правовых образований. Юридические лица несут ответственность самостоятельно, и лишь в предусмотренных законодательством случаях ответственность по их обязательствам несут иные лица (статьи 56, 115 ГК РФ). Ответственность, связанную с деятельностью органов публично-правовых образований в установленном порядке несёт создавшее их публично-правовое образование (статья 16, 126, 1069, 1071 ГК РФ).

Достаточно сложным и дискуссионным в настоящее время остаётся вопрос соотношения гражданского права с правом земельным. Возникновение дискуссии связано с проводимой в стране земельной реформой. В своё время В.А. Дозорцев предположил отсутствие у земельного законодательства самостоятельного предмета правового регулирования у земельного законодательства и высказал тезис о подчинении его гражданскому законодательству. В частности он указывал, что поскольку «земельные отношения распались на регулируемые гражданским и административным правом, то основания для признания земельного права самостоятельной отраслью перестали существовать, теперь земля попала в сферу действия гражданского права, являясь объектом экономического оборота».