Файл: Формы государственного устройства: виды и их признаки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Конфедерация как форма государственного устройства

В последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться.

Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких – либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т.д.)[14].

Одной из важнейших форм государственного устройства, хотя и менее распространенной по сравнению с другими, является конфедерация.

Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, образованный на основе конфедеративного договора для решения общих задач, стоящих перед ними. В такие союзы, по большей части, объединяются государства, которые имеют между собой общие границы и сходные интересы, которые могут пролегать в различных сферах их деятельности, например, в военной или гуманитарной. Государства-участники конфедерации в таких случаях принимают на себя взаимные обязательства, которые непосредственно связаны с решением стоящих перед ними задач. При этом члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет, а также членство в различных международных организациях. Органы конфедерации, как правило, не обладают никакой прямой властью в отношении образующих ее государств-участников, а решения в большинстве случаев принимаются на основании взаимных совещательных соглашений между всеми сторонами. Решения конфедеративных органов вступают в законную силу только после того, как произведена ратификация соответствующими органами власти стран-участниц. Следует обратить внимание, что конфедерация, как правило, не имеет общей правовой и налоговой системы, но, тем не менее, обладает возможностью образования единого экономического пространства, а также введения единой валюты, общего гражданства (при сохранении гражданства государств-членов), общей зоны таможенной торговли и др. Внутренняя организация конфедераций, как правило, обладает следующими характерными особенностями: ее финансовые ресурсы состоят из взносов, вносимых государствами-участниками; вооруженные силы конфедерации, независимо от того, находятся ли они под общим управлением конфедерации или нет, всегда относятся и принадлежат соответствующему государству-члену; если конфедерация принимает правовые нормы, то для государств-участников они могут быть обязательными только в том случае, если они были ратифицированы каждым из этих государств согласно внутреннему праву; при наличии законодательного органа в него входят представители всех государств-участников, которые при этом наделяются равными полномочиями; исполнительные органы конфедерации носят, как правило, коллегиальный характер; е) выступая на международной арене в качестве самостоятельного субъекта международного права, конфедерация представляет общую волю входящих в ее состав государств-участников. Решения исполнительного органа конфедеративного образования могут быть приняты как консенсусом, так и большинством голосов участников конфедерации. Независимо от этого, решения, принимаемые конфедерацией, обладают, как правило, обязательным для всех ее участников характером. Под «правовым статусом конфедерации» обычно подразумеваются различные права, полномочия, закрепленные конфедеративным договором, а также предметы ведения государств-участников. «Правовой статус» также предполагает наделение участников конфедерации полномочиями и функциями, предметами ведения, которые составляют круг их взаимных прав и обязанностей, а также их ответственность перед центром, что регламентируется соответствующим конфедеративным договором. Правовой статус конфедерации обладает признаками, отличными от признаков, присущих рядовому государству с типичной формой унитарного или федеративного устройства. К таковым, например, можно отнести крайне ограниченный круг полномочий, создание союза государств с целью временного существования с определенными целями и т.д.


Конфедерация также является самостоятельным субъектом внутреннего нормотворчества. Это связано с тем, что внутреннее право конфедерации, как правило, формируется не государствами-участниками, а самой конфедерацией по их поручению. Ключевым моментом является то, что конфедерации имеют «международную правосубъектность», выступая на международной арене в качестве самостоятельного участника. Государства-члены конфедеративного образования, по сути, признают ее правосубъектность самим конфедеративным договором. Одновременно с этим на международной арене отношения с конфедерацией строятся также, как и с абсолютно любым из ее государств-участников, фигурирующих на международно-правовом поле от собственного имени. Конфедеративное образование абстрагировано от государственных интересов составляющих его участников.

Таким образом, каждое государство-участник конфедерации, равно как и сама конфедерация имеют возможность выстраивать свои отношения как между собой, так и с любым суверенным государством, не входящим в состав конфедерации, в соответствии с международно-правовым принципом суверенного равенства. Это закономерно, так как совместное решение независимыми суверенными государствами единых задач, а также коллегиальное достижение общих целей, является главным критерием их объединения в конфедерацию. Как правило, конфедерация образуется путем подписания конфедеративного договора полномочными представителями государств, заинтересованных в достижении общих целей и решении поставленных перед ними задач. В конфедерации учреждаются общие политико-административные органы, власть которых исходит от признания государствами-членами этих полномочий. Также следует отметить, что все члены конфедерации, как правило, имеют общий политико-правовой интерес2. Взаимоотношения между ними государствами-участниками формально симметричны, устанавливается полное равенство. За государствами, вошедшими в состав конфедерации, как правило, сохраняется полное право в любой момент окинуть ее. Вместе с тем, выход из состава конфедерации не является фактом для освобождения от выполнения ими взятых на себя обязательств, зафиксированных в договоре. Выход одного или нескольких участников из состава конфедерации не должен негативно сказываться на других ее участниках. Следует отметить, что формально-юридическое равенство государств-участников конфедерации не означает их полного равенства в практической плоскости. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что каждое из этих государств имеет разный уровень экономического и военного развития, политической значимости и др., что в итоге и дает возможность одному из них быть фактически ключевой фигурой в системе общего конфедеративного управления.


Тем не менее, подобное господствующее положение одного из государств-участников не лишает возможности всех других членов конфедерации принимать непосредственное участие в решении важных и взаимовыгодных политических, военных и иных вопросов, находящихся в сфере их общих интересов.

3 Российское государство как Федерация, принципы ее построения

Современный федерализм имеет характерные черты, свойства и принципы. Рассматривая вопрос о характерных особенностях российского федерализма, следует подчеркнуть, что первая из них, на наш взгляд, как раз и состоит в том, что российские регионы достаточно разнообразны и неоднородны, но вместе с тем они едины, и по этой причине РФ воспринимается самими гражданами как единое суверенное государство, субъекты которого не могут успешно существовать и функционировать друг без друга[15].

Такое восприятие страны полностью соответствует концепции государственного суверенитета РФ, в соответствии с которой последний распространяется на всю территорию страны и ее население.

Второй особенностью российского федерализма является то, что в современной России федеративный принцип построения государства служит элементом укрепления демократического политического режима, а также необходимым средством развития институтов гражданского общества. Именно федерализм служит тем интегрирующим началом, который перекрещивает в себе интересы государства и жителей конкретных территорий России.

Третьей характерной чертой современного федерализма является то обстоятельство, что федеративному принципу построения РФ на региональном уровне корреспондирует институт местного самоуправления, который является логическим продолжением публичной власти на местах и на котором эта власть собственно замыкается.

При таком подходе следует признать, что успех идеи федерализма в России будет во многом зависеть от того, какие контуры и реальное выражение приобретет местное самоуправление в России в ближайшие годы: если России удастся обеспечить согласование индивидуальных интересов на местном уровне власти, то, несомненно, подобное согласование будет достигнуто и в масштабах государства – во взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ.


Четвертой характерной чертой федерализма России является процесс медленного, но верного укрупнения российских регионов. Как было указано выше, если к моменту принятия Конституции РФ в 1993 году в России насчитывалось 89 субъектов Федерации, то в настоящее время с учетом вхождения в ее состав Республики Крым и города федерального назначения Севастополь в составе РФ насчитывается 85 субъектов Федерации.

Пятой особенностью современного федерализма является тот факт, что он обеспечивает суверенитет наций и народов, проживающих на ее территории.

В этой связи следует особо отметить, что федеративное устройство современной России базируется на целом ряде конституционных принципов, обусловливающих федерализм не только как принцип организации государства, но и как ценность[16].

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ к принципам федеративного построения и функционирования РФ относятся:

1 Государственная целостность РФ;

2 Единство системы государственной власти;

3 Равноправия субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

4 Равноправие и самоопределение народов;

5 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Рассматривая вопрос о свойствах современного российского федерализма, подчеркнем, что в настоящее время данная проблематика только начинает разрабатываться в отечественно-правовой литературе, и исследований на данную тему, крайне мало. Тем не менее, первым таким свойством российского федерализма можно считать традиционно сильное положение центральной власти в системе государственного управления.

Вторым свойством российского федерализма является индивидуализация финансового статуса различных субъектов РФ, создание предпосылок для финансовой асимметрии субъектов Федерации и самой РФ в целом.

Третьим свойством современного российского федерализма следует признать непропорциональность объема полномочий, возложенных на субъекты РФ, в соотнесении с источниками их финансирования, предоставляемыми как непосредственно федеральным центром, так и берущимися непосредственно из бюджетов субъектов РФ.

Таким образом, резюмируя сказанное выше, считаем необходимым отметить, что российский федерализм, несомненно, обладает своими уникальными чертами, свойствами и принципами, которые, с одной стороны, позволяют идентифицировать РФ именно как федеративное государство, а с другой стороны дают нам повод говорить о наличии определенной специфики и особенностей у федерализма в России[17].


Полагаем, что не все особенности современного российского федерализма позитивно влияют на государственно-правовое развитие РФ, однако на данном этапе обществу приходится принимать российский федерализм таким, какой он есть.

В настоящее время РФ функционирует как федеративное государство в соответствии с положениями Конституции России 1993 года не только де-юре, но и де-факто, однако процесс окончательного становления федерализма в России еще далек от своего логического завершения.

Представляется, что по-настоящему федеративным государством Россия станет тогда, когда все принципы, свойства и характерные черты российского федерализма будут работать на интеграцию и консолидацию населения субъектов Федерации, а финансовые и социально-экономические различия в уровне жизни населения от региона к региону минимальны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что изучение форм государственного устройства является актуальным в современное время, о чем, в частности, свидетельствуют различные научные дискуссии по определению заданного понятийного аппарата.

Для определения территориальной организации государства, организации государственной власти между государством в целом и его составными частями, по-нашему, следует использовать термин «форма государственного устройства», так как он полностью отражает специфику исследуемого явления, в то время как другие термины значительно расширяют изначальный смысл формы государственного устройства, либо наоборот сужают его[18].

Таким образом, форма государственного устройства – это внутренняя (территориальная) организация государственной власти, детерминирующая порядок образования государства, правовое положение и характер взаимоотношений государства в целом и его составных частей, выраженные в степени централизации власти и порядке разграничения компетенции. Рассмотрев разнообразие форм государственного устройства, отметим, что к самостоятельным видам государственного устройства относятся: унитарные и федеративные государства[19].

Больше внимания в работе уделено федеративному устройству и его проблемам. Это не случайно. В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятков стран мира – это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.