Файл: Формы государственного устройства: виды и их признаки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) как строятся отношения между центральными и местными органами власти;

4) в каком государственном формате выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории[9].

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Вместе с первыми государствами, в ходе исторического процесса, формируется унитарная форма государственного устройства. В период древности и средневековья все государства были унитарными. Примером является Римская империя или Древний Китай. С развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и других форм государственного устройства федераций и конфедераций. В результате длительной исторической эволюции сформировались современные унитарные государства. Унитарное государство (от лат. «unitas» – единство) – простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета[10]. Каждое унитарное государство в своей основе имеет специфические характеристики, обладает главными качествами:

1 Общая конституция для всей страны.

2 Все органы государственной власти подчинением центральному управлению.

3 Территориальные части унитарного государства не имеют самостоятельности.

4 Наличие единого гражданства[11].

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене и отвечают за внешнюю политику. Правом налогообложения наделено государство, а не отдельные территории. Территории в составе унитарного государства не могут по своему усмотрению устанавливать или отменять налоги. Унитаризм отвечает потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации, а не зависит от национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные. С точки зрения организации публичной власти в центре и на территориях, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов все унитарные государства можно подразделить на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные. Унитарную форму своего политико-территориального устройства, как наиболее удобную и эффективную выбрало 85% современных стран.


Унитарными сегодня в мире являются и крупные развитые и среднеразвитые государства. Это – Великобритания, Франция, Нидерланды, Словакия, Румыния, Болгария, Япония, Саудовская Аравия, Италия, Испания, Иран, Украина, Египет, Марокко, Польша, Финляндия, Португалия, Румыния и Болгария, Казахстан, Узбекистан и другие страны. Например, Китай – сильно централизованное унитарное государство, в котором даже крупные национальные районы обладают ограниченной, не государственной, а административной автономией, находятся в прямом подчинении и под достаточно жестким контролем высших и других государственных органов. В обычных уездах и волостях осуществляется, прежде всего, не самоуправление, а государственное управлении на основе единой иерархической исполнительной вертикали во главе с Государственным советом КНР, в то время как общественное самоуправление (комитеты городского и сельского населения) создаются на самом низовом уровне (деревня, городской квартал) и выполняет весьма ограниченные функции[12]. Исторически унитаризм – это явление прогрессивное, которое способствует формированию единого рынка на определенных этапах буржуазных экономических отношений. Но в современном унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью органов местного самоуправления.

К сожалению, иногда возникают межнациональные конфликты, которые могут длиться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания.

Таким образом, унитарное государство – это единое государственное образование. Для унитаризма характерно существование единой конституции для всей страны и отсутствие деления на административно-территориальные части. Унитаризм как форма государственного устройства, несмотря на действие центробежных сил в государстве доказал свою устойчивость. А естественный процесс, стремления территорий унитарного государства к большой самостоятельности приводит к формированию автономий и расширению их прав. В современном мире ширится многообразие автономий.

В этом процессе отражается демократизация власти и ее сближение с народом. Развитие унитарного государства в будущем лежит в направлении эффективного сочетания централизации и самостоятельности местного самоуправления[13].


2.2 Федеративная форма государственного устройства

В зависимости от исторических обычаев, традиций, национального состава населения и других факторов государства по-разному определяют свое внутреннее устройство. Территориально большие страны (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра, иные по соображениям решения национального вопроса.

Под формой государственного устройства понимаются его территориальное устройство (национально-территориальное или административно-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Выделяют такие формы государственного устройства, как: унитарная, федеративная, конфедеративная.

Федерация – такая форма государственного устройства, при которой государственные образования владеют некоторой самостоятельностью, своим административно-территориальным делением, наличием двойного гражданства, законодательства, двухканальной системой налогов и т.п. «Федеративным (от позднелат. foederacio – объединение, союз) является сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, обладающих признаками государственности». На основании всего упомянутого выше, и опираясь на неоднородности различных стран, можно выделить наиболее общие черты для государств с федеративной формой государственного устройства:

1 Территория страны включает в себя различные образования: штаты, республики, земли и т.д.;

2 Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеративному центру, а остальные вопросы в данных сферах разграничиваются Конституцией страны;

3 Признается право субъектов располагать своими законодательными и судебными органами, а также издавать собственную Конституцию;

4 Общегосударственные вопросы и деятельность, которая связана с их решением принадлежит федеральным органам, представляющим от лица всего государства федерацию в международных отношениях.

Федерации принято дифференцировать по степени влияния на их образование такого фактора, как национальный. На основании этого выделяют три вида федераций: сформированные по национальному принципу, по территориальному, а также последний вид, который соединил в себе два первых – национально-территориальный.

На сегодняшний день федераций, которые построены по национальному признаку всего две – Бельгия и Югославия. Большинство государств мира с федеративной формой государственного устройства возникали для децентрализации государства, а не для решения национальных вопросов, но необходимо отметить, что в таких государствах могут встречаться и национальные образования. В этом случае возникает третий вид федерации – национально-территориальный. Самым многочисленным видом федераций является территориальный.


«Федерации могут быть образованы в результате договора между ранее независимыми государствами (договорные федерации); путем объединения с помощью силы с сохранением за бывшими государствами определенной государственной самостоятельности; вследствие развития процесса суверенизации в административно-территориальных или автономных единицах унитарных государств (учредительные федерации)».

Федерация считают наиболее демократичной формой государственно территориального устройства по сравнению с унитарной, так как ее государственные образования владеют более широкой самостоятельностью и правами, тем не менее стоит уточнить, что федерация - целостное суверенное государство с общей Конституцией, системой федеральных государственных органов, общей территорией, общим гражданством. Конституции многих федеративных государств уделяют повышенное внимание гарантиям единства и целостности: практически ни одна из современных стран с федеративным устройством не предоставляет своим субъектам права сецессии, то есть права, дающего субъекту возможность выхода из состава страны.

В федеративном государстве выделяют два уровня государственного аппарата: федеральный и союзный (республиканский).

На высшем уровне федеральный характер государства выражается в создании бикамерального (двухпалатного) парламента. Одна из палат представляет интересы всех субъектов, поэтому при ее формировании используется принцип равного представительства, то есть количество депутатов не зависит от населения того или иного субъекта, иная палата создается конкретно для выражения интересов населения всего государства, также возможно наличие государственного аппарата на местном уровне. Еще одним из признаков федерации является наличие двойного гражданства: каждый гражданин считается гражданином страны и гражданином субъекта, в котором он проживает.

Главным вопросом любого государства с федеративной формой территориального устройства является сфера разграничения предметов ведения федерального центра и субъектов федерации, поскольку именно от этого зависит юридическое положение субъектов и характер отношений между ними и центром.

«В теории государства и права федерализм обозначен как способ распределения властных полномочий (определения предметов ведения) по вертикали между федеральным центром и его субъектами на основе конституции, договоров или соглашений (общих или индивидуальных)».

Федерализм – понятие более широкое, нежели федерация. Он определяется как концепция, парадигма, принцип, государственного устройства, который позволяет обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне.


Как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве. Федерализм может совпадать с федеративной формой государственного устройства, но это не обязательный признак, поскольку «федерализм… может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма». Существуют унитарные государства с сильно развитыми началами федерализма наряду с государствами федеративными, где, собственно, федерализм находится в зачаточном состоянии. Федерализм свидетельствует в пользу наличия в структуре государства не столько формальных, сколько реальных федеративных элементов.

Исследование феномена федерализма все более наводит на мысль о том, что это что-то большее, чем форма либо даже принцип государственного устройства. Федеративные начала присутствуют в моделях организации власти любого порядка.

Федерализм – это частный случай более широкого общественного феномена. История федерализма обширна и корнями своими уходит гораздо глубже, чем принято считать. Еще до создания американской федерации более ранние опыты такого рода наблюдались в городах Европы. Кроме того, существовало государство «Республика объединенных провинций» (Голландия), которое можно охарактеризовать как протофедеративное государственное образование.

Формы европейского проявления полицентризма (в Голландии, Швейцарии, Англии, Австрии, Германии, Франции, Италии и др.) существовали задолго до сотворения США. Уже в эпоху античности проявляются упоминания о схожей организации сообщества. С целью укрепления военной организации западно-римские императоры пошли по пути, который был известен еще с IV в. а точнее начали заключать договоры с вождями варварских племен, по которым крайние объявлялись союзниками (федератами) империи и получали от глав государств места для поселения, питание, амуницию, регулярную плату. В итоге на границах Римской империи образовались племенные федерации франков, алеманов, бургундов, вандалов, готов и др.

Как писал русский правовед А. Ященко, «еще древняя римская держава… в своем внутреннем строении покоилась на федеративных началах».

«В России же развитие федерализма обусловлено целым комплексом своеобразных особенностей, связанных с историческими, экономическими, социально-культурными и национально-этническими факторами».