Файл: франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме первых двух, есть еще и другие виды франшиз, которые пусть и не являясь противозаконными, принесут много проблем своим владельцам, как, например, так называемый, «сырой франчайзинг»–неподготовленный и никому неизвестный проект.

Обезопасить себя при покупке франшизы можно, следуя достаточно простым правилам. Некоторые расходы, которые при этом могут возникнуть, оправданны: все таки речь идет о судьбе будущего бизнеса.

Нужно получить копию свидетельства о регистрации товарного знака франчайзера. Ее отсутствие - это плохой сигнал. Проверить подлинность свидетельства и правообладателя можно на сайте Роспатента (www1.fips.ru). Поиск по номеру свидетельства бесплатный.

Если у обладателя торговой марки уже есть работающие франчайзи, то лучше проконсультироваться напрямую у них. Хороший признак - это когда франчайзи открывают повторные точки и демонстрируют стабильный рост и хорошую окупаемость проекта.

Необходимо тщательно изучить предлагаемую договорную схему. Нелишним будет отдать документы на экспертизу юристу, специализирующемуся в вопросах франчайзинга. Обратить внимание - предлагается ли заключение договора коммерческой концессии или это просто договор поставки товара?

Просить франчайзера раскрыть максимально полную информацию о параметрах сети: размер и территориальное распространение, число собственных точек, после скольких лет использования бизнес модели компания запустила франчайзинговую программу и т. д. Наличие собственных точек и присутствие франчайзера на рынке хотя бы в течение нескольких лет - безусловные плюсы.

Таким образом, правообладатель может предъявить иск о нарушении прав на товарные знаки и (в некоторых случаях) авторских прав и ограничить «параллельный импорт» в Россию товаров под своим брендом. Другой вариант защиты – обращение в Федеральную антимонопольную службу с заявлением о недобросовестной конкуренции со стороны бывшего партнера, запустившего «клон» магазина, а также с заявлением о ненадлежащей рекламе, вводящей потребителей в заблуждение относительно происхождения магазина, ресторана или иного бизнеса, и качества их услуг».

Получается, что предприниматель, купивший такую франшизу, не защищен никак. Факты налицо: и незаконное использование чужого товарного знака, и поставка контрафакта под видом оригинальной продукции, и просто обман с невозвратом денег. А потом могут возникнуть и сложности с арендой помещения, владельцы которых не захотят взять под крышу сомнительный бренд.


Развить бизнес из «клона» будет сложно еще и потому, что обмануть девелоперов и потребителей становится все сложней. Сегодня, на текущем уровне развития рынка ритейла и при высокой конкуренции, ни один арендодатель не готов рассматривать в своем торговом центре бренды-«имитации». Подобные методы могут еще «работать» в совсем не развитых с точки зрения торговой недвижимости регионах, например, на Дальнем Востоке, где будет с радостью встречен любой вариант на тему международного бренда. Если же говорить не о подделках, а о no name брендах, то ими обычно дозаполняют крупные объекты – часть площадей сдается в аренду индивидуальным предпринимателям по очень высокой ставке, и обычно ротация таких арендаторов также высока.

. Основные риски франчайзи:

- недооценка затрат на клонирование и тиражирование бизнеса. Поэтому необходима изначальная согласованность дальнейших действий и взаимных обязательств еще на стадии заключении договора;

- переоценка своих возможностей и возможностей рынка при закупе объемов продукции (риск затоваривания). Поэтому при формировании товарного ассортимента необходимо определить размер издержек, предшествующих получению прибыли;

- диктат ценового диапазона может лишить возможности конкурировать с похожей маркой, что снизит продажи и уменьшит прибыль. Поэтому лучше договариваться лишь о рекомендациях относительно ценообразования;

- необходимость постоянного согласования всех действий усложняет оперативное реагирование на изменения рынка. Кроме того, успешный бизнес в одном регионе, может оказаться неэффективными в других, например в силу особенностей менталитета потребителей. Поэтому, франчайзи желательно максимально расширить возможность самостоятельного принятия некоторых решений в рамках строгих договорных обязательств;

- нередко помимо основного взноса правовладелец старается включить в договор обязанность пользователя оплачивать всевозможные дополнительные услуги, и сумма, которую будет обязан вносить франчайзи, может оказаться значительно больше предполагаемой. Поэтому важно четко и понятно для обеих сторон выписать порядок формирования и перечисления всех платежей;

- часто правовладелец указывает в договоре поставщиков, у которых пользователь обязан закупать сырье и материалы. Цены у них могут быть выше. Поэтому важно оговорить возможность проводить закупки товаров у разных поставщиков, при условии, что их продукция будет соответствовать требованиям правовладельца;


- франчайзер может отказаться продлевать действие договора и сам открыть собственную торговую точку, заполучив уже наработанных клиентов. Поэтому в договоре нужно тщательно расписать условия расторжения. Желательно предусмотреть для его прекращения веские основания;

- в компании франчайзера могут быть внутренние проблемы, которые могут привести к ликвидации, реорганизации и смене собственника компании, влекущие сворачивание всей программы. Конечно, возможные риски просчитываются заранее. Но все же весомыми гарантами представляются грамотно составленный договор и скрупулезный анализ франшизы. Таким образом, перед тем, как пускаться в плавание под парусами известного бренда, следует хорошо изучить вышеописанные риски и возможно вовсе отказаться от участия в освоении франшизы еще «на берегу». Справедливо замечено, что успех любого предпринимательства – это грамотное управление рисками.

Заключение

Франчайзинг как инструмент инкубирования и расширения бизнеса сегодня набирает обороты в России. Но до мировых показателей развития этого института нам еще далеко. В США, например, около 45 процентов предпринимателей начинает свое дело с приобретения франшизы, а в России пока только пять процентов

Тем не менее, свои особенности у отечественного франчайзинга все таки есть. Наши франчайзеры не всегда заключают договор франчайзинга, особенно если можно обойтись договором поставки оборудования и товара. Отечественные франчайзеры не так рьяно борются за чистоту бренда, как их западные коллеги. Сейчас франчайзинг в моде, поэтому под это понятие относят все подряд - и вендинг, и дилерство, и дистрибуцию, и просто продажу бизнес идей. Тем не менее, среди российских предприятий есть достаточно сильные франчайзинговые проекты, которые даже продают свои франшизы за пределы России

Одной из основных проблем российского рынка франчайзинга является то, что сам термин «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует. Для регулирования отношений между правообладателем (франчайзером) и покупателем франшизы (франчайзи) отечественные предприниматели обычно используют договор коммерческой концессии, оформленный в соответствии гл. 54, ч. 2 ГК РФ.

Глава 54 Гражданского кодекса РФ, созданная в те далекие времена, когда в России отсутствовала какая-либо практика франчайзинговых отношений, предъявляет к сторонам договора коммерческой концессии (аналогу понятия «франчайзинг» в российском законодательстве) неоправданно жесткие требования, порой не имеющие аналогов в мире.


Ожидается, что совершенствование нормативной базы станет заметным драйвером дальнейшего развития франчайзинга в России. По мнению экспертов, позитивные изменения в законодательстве будут способствовать как появлению на внутреннем рынке новых зарубежных игроков, так и увеличению числа хозяйствующих субъектов за счет привлечения с использованием механизмов концессии в разные секторы потребительского рынка новых предпринимателей - преимущественно малый и средний бизнес.

В курсовой работе было проведено исследование франчайзинга в общем и в Российской Федерации в частности. На основе изложенной информации можно судить о том, что роль франчайзинга в экономике любой страны чрезвычайно велика, так как он является самым эффективных каналом дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются внутри стран и по всему миру.

По итогам курсовой работы видно, что франчайзинг существует с давних времен, а так же регулярно развивается и усовершенствуется. В настоящее время существует классификация видов франчайзинга и структура франчайзинговой системы ведения бизнеса.

Можно сделать выводы о грамотном функционировании бизнеса в форме франчайзинга. Именно данная форма бизнеса позволяет получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Все эти возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно использовать.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Норма, 2008.
  2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года. Текст части первой опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 1994.
  3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995 года. Текст части второй опубликован в "Российской газете" от 6, 7, 8 февраля 1996 г.
  4. Авдокушина Е.Ф. Новая экономика – М.: Магистр, 2009.
  5. Авдашева С.Б., Розанова Н.М.. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр",2001.
  6. Артеменков И. Стоит начать с франчайзинга // Экономика и жизнь. - 2010.
  7. Бондаренко Ю.А. Франчайзинг и перспективы его развития в России // Финансы. - М., 2011. - N 12.
  8. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга Третья / Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – М.: «Статут», 2004.
  9. Гражданское право. Часть первая (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2014.
  10. Добрынина В. В. Франчайзинг: риски и возможности [Текст] / В. В. Добрынина // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012.
  11. Ерохин В.Л. Международное предпринимательство: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  12. Земляков Д.Н., Макашев М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие/ М.О. Макашев, Д.Н. Земляков – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2013.
  13. Качканов В.П. Система франчайзинга в России: проблемы и перспективы./ В.П. Качканов – М.: «Ломоносов», 2015.
  14. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу/ Пер. с англ. - М.: Соваминко, 2012.
  15. Панина М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги 02/2010.
  16. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник.- Спб.: Экономика, 2013.
  17. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие/ Ф.Г. Панкратов – М.: «Дашков и К°»,2007.
  18. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. / Под ред. Силинга С.А. -Спб. 2010.
  19. Рогов В. Франчайзинг - эффективная форма сотрудничества // Экономика и жизнь. №11 2012.
  20. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков: Учебник.- М.: Юрайт, 2013.
  21. Рыбалкин В.Е. и др. Международные экономические отношения: учебник. – М.: Юнити – Дана, 2006.
  22. Рейтинг франшиз [Электронный ресурс]: БИБОСС — Режим доступа: http://www.beboss.ru/rating
  23. Сорокина Т. Управление компанией// Франчайзинг в розничных сетях: франчайзинговые проекты на розничном рынке.. – 2013.
  24. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учебник - М.: Форум, 2011.
  25. Савенкова И. В., Коваленко С. Н., Бутенко Л. Н., Цыгулева А. А. Развитие рынка франчайзинга в России в современных условиях [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.
  26. Снитко Л. Т. Система франчайзинга и его эффективность на конкурентном товарном рынке [Текст] / Л. Т. Снитко, И. В. Савенкова // Вестник Белгороского университета кооперации, экономики и права. — 2016. — № 3.
  27. Франчайзинг по-русски: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: Новый бизнес. Социальное предпринимательство — Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/franchising-po-russki.html