Файл: франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Франчайзинг представляет собой один из немногих инструментов развития бизнеса, который давно и эффективно «работает» в мире, в том числе и в нашей стране, где франчайзинг активно развивается. В условиях острого дефицита финансирования как основного, так и оборотного капитала предприятий в России именно франчайзинг позволяет создавать достаточно быстро растущий бизнес на довольно выгодных условиях как для франчайзинговой компании, так и для приобретателей франшизы. Однако далеко не все предприниматели в России достаточно хорошо осведомлены о преимуществах франчайзинга как перспективного вида бизнеса.

Современное состояние экономики, ее интернационализация обусловливают необходимость разработки организационно-экономических основ формирования интегрированных форм бизнеса. Особенно ярко эта тенденция просматривается применительно к предприятиям, функционирующим в условиях спада производственных и финансовых показателей, когда каждый производитель желает направить внимание потребителей на свою продукцию.

Поэтому одним из приоритетных направлений является разработка организационно-экономического механизма формирования, становления и развития франчайзинговой формы организации бизнеса. Такая необходимость связана с состоянием предпринимательской деятельности в стране.

Франчайзинговая форма организации бизнеса активизирует деятельность предпринимателей, а это требует необходимых разработок и обоснования принципов и культуры взаимоотношений, распределения функций управления между партнерами, информационного обеспечения всего процесса совместной деятельности.

Сегодня в экономике страны франчайзинг как интегрированная форма бизнеса является относительно новым явлением, для которого необходимо выработать основные теоритические и методологические позиции.

Темой данной курсовой работы является "Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений".

Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью, теоретической и практической значимостью поиска эффективных форм регулирования франчайзинга.

Целью курсовой работы является исследование франчайзинга, его особенностей в вертикальных ограничениях; определение экономической сущности франчайзинга; определение проблем в развитии франчайзинга, а также выяснение его перспектив развития при нынешних условиях.

Задача курсовой работы заключается в детальном рассмотрении основ функционирования франчайзинговых сетей, определение особенностей франчайзинга, его распространение.


Объектом исследования курсовой работы является франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений

Для написания данной курсовой работы были использованы законодательные акты, учебные пособия, периодическая литература, а также Интернет-ресурсы.

1. Франчайзинг

 1.1 Франчйзинг: понятие, сущность

Термин «франчайзинг» произошел от французского franchir, «освобождать», что можно трактовать как освобождение от лишних забот. Речь идет о передаче права на какой-то развитый вид бизнеса, вместе с правом использования имени передающей стороны (бренда). В общепринятой терминологии эта сторона называется франчайзер, а принимающая – франчайзи. Отношения между ними, разумеется, строятся на основе договора.

Слово «франчайзинг» в российском законодательстве юристы заменяют на «коммерческая концессия», суть которой раскрывается в статье 1027 ГК РФ: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)».[1]

Коммерческая концессия является одним из самых перспективных направлений развития бизнеса. Договор коммерческой концессии является одним из наиболее эффективных договоров, как для правообладателя, так и для пользователя прав.

Вообще само по себе сотрудничество, названное франчайзингом, это симбиоз двух сторон взаимоотношений: передавая право использовать свой бренд на определенной территории, правообладатель фактически с помощью усилий приобретателя франшизы осуществляет свое продвижение на данной территории.

Данный инструмент позволяет правообладателю продвигать свой бренд на тех рынках, на которых он не может или не желает работать сам. Приобретателю же приобретение возможности использовать уже известное имя дает возможность быстро сделать свой бизнес прибыльным, ведь все, кто хотя бы раз начинал свой бизнес с нуля понимают, как сложно сформировать имя на рынке и сколько средств и усилий нужно на это потратить.


1.2 Договор коммерческой концессии

По договору коммерческой концессии организация или предприниматель, владеющий исключительными правами, передает другой организации или предпринимателю право использования комплекса исключительных прав, в который входит право на товарный знак или знак обслуживания, и иные исключительные права, в частности на патенты, коммерческое обозначение, ноу-хау и другие. То есть, при заключении договора коммерческой концессии в обязательном порядке должно быть передано право использования бренда/имени, зарегистрированного в качестве товарного знака. Заключение договора коммерческой концессии, например, на патенты без передачи права на использование товарного знака невозможно.

Существенными условиями, которые должен содержать договор коммерческой концессии являются:

- предмет договора и объем передаваемых прав

- условие о размере и форме выплаты вознаграждения

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в Федеральном институте промышленной собственности. Несоблюдение письменной формы влечет ничтожность договора.

Также стоит обратить внимание на возмездность договора. В случае, если в договоре франчайзинга не будет указан размер вознаграждения или порядок его расчета, договор не пройдет государственную регистрацию, а значит будет считаться незаключенным.

В договоре коммерческой концессии может указываться территория действия франшизы, либо право использования бренда распространяется на всю территорию регистрации права. Такая же ситуация обстоит и со сроком действия договора коммерческой концессии: в договоре может быть указан срок его действия, после которого правообладатель и пользователь могут продлить его действие, а также договор коммерческой концессии может быть бессрочным (договор будет действовать в течение всего срока действия товарного знака).

В отличие от лицензионного договора, по договору коммерческой концессии правообладатель передает пользователю права использования не одного вида интеллектуальной собственности, а целого комплекса.

Правообладатель, заключая договор коммерческой концессии, имеет максимальную возможность контроля за деятельностью пользователя, в том числе:

- напрямую контролировать качество оказываемых услуг или производимой продукции (это является даже не правом, а обязанностью правообладателя)


- требовать от пользователя четкого соблюдения инструкций по организации обслуживания клиентов, соблюдения определенной технологии производства, оформления помещения и зон обслуживания клиентов и другое

- требовать от пользователя установки фиксируемых правообладателем цен на продукцию или услуги

Также в договоре коммерческой концессии могут быть предусмотрены условия, по которым пользователь ограничивается в правах по заключению аналогичных договоров с конкурентами правообладателя.

Помимо этого договор коммерческой концессии обязывает правообладателя оказывать пользователю техническое и консультационное содействие, обучать работников регламентам и инструкциям.

По договору коммерческой концессии и правообладатель передаваемых прав, и пользователь несут расширенную ответственность. Так правообладатель несет ответственность не только перед пользователем, но и перед клиентами пользователя, которые получают услуги или товары, маркированные брендом правообладателя.

Правообладатель несет субсидиарную ответственность с пользователем за несоответствие качества товаров или услуг, реализуемых пользователем. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции, правообладатель несет солидарную ответственность.

В регламенте по регистрации договоров коммерческой концессии нет исчерпывающего перечня причин, по которому может быть произведен отказ в регистрации договора. Приведем несколько распространенных причин отказа в регистрации договоров коммерческой концессии (франчайзинга):

По договору коммерческой концессии передаются права только на использование товарного знака.

В возмездном договоре о передаче прав не определен размер вознаграждения, выплачиваемого правообладателю, или порядок его формирования.

Права, передаваемые по договору отчуждения коммерческой концессии, выходят за границу прав, которые существуют у правообладателя

При подаче договора на регистрацию указаны данные сторон, не соответствующие данным, отраженным в реестре товарных знаков или патентов.

2 Факторы роста Российского франчайзинга

Современная экономика построена на законах конкурентной борьбы, как между производителями товаров и услуг, так и между торговыми субъектами. Интенсивность конкуренции всегда сопровождается высокими рисками и неопределенностями на рынке. Чем более известные торговая марка или бренд, тем более они востребованы на рынке, а компаниям, начинающим свою деятельность, необходимо затрачивать максимум усилий для завоевания приверженности потребителей. В последние двадцать лет в мировом деловом сообществе, и Россия не исключение, набирает обороты такой вид бизнеса, как франчайзинг.


Франчайзинг представляет собой вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Главным преимуществом нарастающей востребованности данного вида бизнеса является его условия сотрудничества. Подписывая контракт на ведение бизнеса по франшизе, франчайзи, в первую очередь опирается на быстрый старт, который обеспечивается известным именем и наработанными методами ведения бизнеса. Франчайзер при необходимости обеспечивает дополнительные займы, страхование, аренду и помощь при выборе месторасположения.

Приобретение франшизы — это: ‒ возможность работать под известным брендом с наработанной клиентурой, что минимизирует риски при старте в бизнесе; ‒ новые рабочие места, что способствует росту занятости населения; ‒ практическое обучение работников на предприятиях, то есть повышение экономической грамотности населения; ‒ внедрение инновационных технологий, что способствует привлечению инвестиций в российскую экономику. Развитие франчайзинга влечет за собой быстрое и стремительное развитие малого и среднего предпринимательства в стране, развитие регионов в частности, стимулирование добросовестной конкуренции, повышение потребительского спроса на качественные товары и возможное прогнозирование потребительского поведения населения.[2]

Анализируя тенденцию развития франчайзингового бизнеса в России, отметим, что за последние 5 лет, по данным Российской Ассоциации Франчайзинга, рынок франчайзинга на территории Российской Федерации ежегодно увеличивается приблизительно на 25 %, а общий объем рынка оценивается в 5 млрд. долларов.
Российский рынок франшиз представлен более чем 60 видами сфер деятельности, которые невозможно сравнить между собой. По статистике, представленной журналом «Франчайзи», в 2015 году больше половины современных франшиз связаны с торговлей. Так же в представленный топ входят: общепит, бытовое обслуживание, сфера услуг, авто, медицина и здоровье.

Среди лучших франшиз с небольшими инвестициями — до 0,5 млн.руб. — в 2015 году оказались компании, работающие в сфере детских товаров, в сфере предоставления услуг населению, в сфере розничной торговли и IT-технологий. Среди самых дорогих франшиз — более 10 млн.руб. — ресторанный бизнес. Рассматривая примеры самых популярных компаний в России, работающих на условиях франчайзинга, которые могут быть известны рядовому потребителю, то в их числе можно указать«Лукойл», «Перекресток Экспресс», «Планета Фитнес», «Пятерочка»,«Инвитро», «IL Патио», Subway, «Шоколадница», Tele2имногие другие.