Файл: франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя данные сводного рейтинга, можно наблюдать лидерство и устойчивость на рынке франчайзинга сферы розничной торговли и общепита на протяжении всего исследуемого периода. Сравнивая особенности развития франчайзинга за 2013–2016 гг. с более ранним периодом, можно сказать, что, например, в 2012–2013 гг. наряду с торговлей, сферой услуг, общепитом и бытовым обслуживанием активно развивались такие сегменты, как информация, производство, вединг и финансы.

Имея определенные преимущества, франчайзинг как бизнес-модель, имеет и недостатки, которые невольно преобразуются на пути своего развития в определенные трудности и проблемы, препятствующие дальнейшему росту на территории России. По словам одного из ведущих российских экспертов в этой сфере — генерального директора ООО «Франчайзинг-Интеллект», представителя Российской ассоциации франчайзинга в Пермском крае и Кировской области — Юлии Богушевской: «По общему признанию российских экспертов, наша страна отстает в развитии франчайзинга от передовых стран мира примерно лет на 10. Мы сейчас, конечно, не в начале пути, но пройти нам предстоит еще очень много. Это касается и качества большинства российских франшиз, и законодательства, и инфраструктуры развития франчайзинга, и этики взаимоотношений сторон франчайзингового договора, и уважения к интеллектуальной собственности…».[3]

В числе главных преград развития франчайзинга в России следующие: ‒ во-первых, это отсутствие качественной недвижимости, которая могла бы обеспечивать данный вид бизнеса; ‒ во-вторых, нехватка высококвалифицированных специалистов данной отросли, а точнее посредников между одной и другой стороной отношений, то есть между франчайзером и франчайзи. Это приводит к тому, что получив франшизу, франчайзи остается с ней один на один, не имея возможности, а точнее специализированного работника для консультации по каким-либо вопросам в этой сфере. Так же при всем при этом выдвигается трудность в финансовой обеспеченности, то есть все и сразу взваливается на плечи франчайзи. Можно назвать это отсутствием материальной поддержки, материального фундамента для дальнейшего развития.

И самой главной проблемой торможения роста франчайзинга на сегодняшний день является не сформированная, не внятная законодательная база, что приводит к закрытости самих франчайзеров, то есть скрытию исчерпывающей информации о статистики, той или иной отрасли и условия на которых они готовы сотрудничать. Развитию франчайзинга мешает и отсутствие законодательной базы в Российской Федерации. Это деятельность регулируется только лишь Гражданским кодексом, в 24 главе которого даются общие рекомендации по тому, что могут и чего не могут делать франчайзер и франчайзи коммерческой концессии. В соответствии с ней, по договору коммерческой концессии, одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).


Таким образом, можно сказать что, современные условия российской экономики, характеризующиеся кризисными явлениями и стагнацией, не являются препятствием для развития рынка франчайзинга, так как быстрый старт, готовая ниша, доступ к разработанным и апробированным методам ведения бизнеса, наработанная клиентура сводят всевозможные рыночные риски к нулю и определяют достаточно продолжительный жизненный цикл организаций, работающих на условиях франчайзинга. Дальнейшему развитию и росту популярности в деловой среде могут способствовать ряд мероприятий, в числе которых можно выделить: программы поддержки франчайзинга со стороны государственных и региональных органов власти; разработка концепций развития франчайзинга; поддержка малого и среднего бизнеса; субсидирование стартапов; подготовка высококвалифицированных кадров в области франчайзинга и т. д.

3. Франчайзинговые риски

Франчайзинг как и любой вид бизнеса связан с риском. Есть риск у самих компаний-брэндов, есть он и у их партнеров. Причем последние рискуют буквально всем, ведь они вкладывают средства для открытия дела, а это  обычно немалые деньги. 

Главная причина потерь в бизнесе – невнимание к, казалось бы, мелочам, которые на самом деле в совокупности имеют огромное значение для всей компании. Так франчайзи зачастую пренебрегают некоторыми условиями договора, которые в последствие оказываются очень существенными. Еще одним фактором риска является переоценка своих возможностей, незнание рынка, на который фирма выходит с чужим продуктом.

Ударом по бизнесу франчайзи может стать нежелание франчайзера продлевать договор или существенное изменение его условий. Фактически франчайзи ставится в трудное положение, ведь фирма еще не успела окрепнуть. В основном такая ситуация встречается среди товарных брэндов, где договор франчайзинга заключается на короткие сроки  1-3 года. Особенно жестким является поведение франчайзера, когда партнер успешно вошел на рынок, а франчайзер вдруг отказывается продлевать договор и открывает в этом месте свою собственную торговую точку. Такое возможно, например, если в контракте указано условие безвозмездного перехода прав аренды или выкупа помещения  франчайзером по указанной им же цене. Понятно, что таких условий франчайзи лучше избегать, они наталкивают на определенные сомнения в добросовестности намерений.


Другой пример «мелочей» договора относится к ситуации, когда франчайзер обещает хорошую поддержку, обучение, рекламные компании. Но в договоре эти обещания описаны слишком расплывчато. В итоге франчайзер их не выполняет, а франчайзи не в силах никак на это повлиять. В сухом остатке у франчайзи остается лишь право на использование брэнда за деньги, которых оно само по себе не стоит. Стоит отметить, что даже когда франчайзер исполняет обязательства и оказывает поддержку младшим партнерам, это не гарантирует им успех. То есть обещания франчайзера и ожидания франчайзи могут не соответствовать реальности. Мнение о том, что успешная технология заработает всегда и везде, ошибочно и не подтверждается на опыте.

Это ошибочное мнение нередко приводит к самонадеянности бизнесменов, которые не принимают личного активного участия в развитии бизнеса, считая, что технология заработает сама. На самом деле вместе с покупкой франшизы предприниматель вступает во множество взаимоотношений, которые нуждаются в регулировании для достижения успеха. В противном случае франчайзи рискует потратить деньги впустую.

Риски, вязанные с компанией-франчайзером:

  1. Если компания решила развиваться в новом для себя направлении. Преимуществом сотрудничества с таким франчайзером станет наличие у него опыта работы и развитой сети офисов или магазинов. Сотрудничество с такой компанией на первый взгляд несет для франчайзи минимальные риски. Однако если опытная компания решила изменить бизнес-концепцию это в тоже время может говорить о том, что ее дела в последнее время не ладятся. И какой бы опыт в бизнесе и громкое имя не имела компания, в новом направлении деятельности она может потерпеть фиаско. Пока новая бизнес-модель не докажет свою состоятельность, сотрудничество в этом направлении остается рискованным.
  2. Сотрудничество с молодой компанией. Франшиза молодой компании может быть очень удачной и выгодной, как это произошло с McDonalds и Subway. Однако, в большинстве своем франшиза от молодой, не имеющей опыта и стабильности компанией, несет в себе большой риск.

Взвешенным решением при выборе франчайзора станет сотрудничество с надежной, проверенной, компанией. Или подождать развития молодого, но перспективного франчайзера.

Но даже если компания-франчайзер имеет хорошую, проверенную временем репутацию, сотрудничество с ней все равно может нести некоторое риски, например, связанные с новизной франшизы.

Риски, связанные с новой франшизой:


  1. Франшиза новой торговой марки. Франчайзер предлагает потребителям известный товар или услугу, но под новой торговой маркой или брендом. Успех такой франшизы – временный, потому как потребителя не привлекает новый бренд, он ценит качество и низкую цену уже проверенного товара. Но если даже новый бренд будет пользоваться популярностью, у нег вскоре появятся множество конкурентов с более низкими ценами на товар. В этом заключается главная проблема новой франшизы.
  2. Франшиза нового товара или услуги. Абсолютная новинка на рынке редкость, оттого она и привлекает повышенное внимание, как потребителя, так и конкурентов. Если Вы решитесь купить франшизу абсолютно нового товара на рынке, следует учесть большую конкуренцию, которая неизбежно появится в скором времени. А также провести анализ рынка и определить насколько популярен будет данный товар или услуга в Вашем регионе или городе. Успех определенной продукции заграницей или даже в столице Вашей страны еще не гарантирует его популярности на Вашей родине или в провинции.
  3. Франшиза нового направления. Это предложение продавать не определенный товар или услугу, а новую философию, комплекс идей и технологий. Новое направление обещает франчайзи прибыть и успешное развитие. Однако, необходимо, чтобы франчайзер провел обучение сотрудников и объяснил все нюансы продвигаемой концепции.

Это главные франчайзинговые риски, которые подстерегают франчайзи при покупке новых франшиз. Риски  - неизменный атрибут бизнеса, поэтому их не стоит бояться, просто принимаемые решения должны быть обдуманными и взвешенными. 

В настоящее время рынок переполнен дутыми франшизами, а сотни начинающих франчайзи идут на дно вместе с бизнесом, который казался таким непотопляемым. Выбрать известную компанию, вложить свои деньги в открытие предприятия под ее торговой маркой и — прогореть. Такой путь в кризис и после него проделали многие предприниматели. Это на Западе покупка франшизы, популярная среди отставных полицейских, сродни приобретению готового бизнеса. А в России из-за размытых правил игры она по рискованности часто не уступает открытию собственного дела с нуля.

Так, в большинстве случаев, происходит это по следующим причинам: мошенники-франчайзи предлагают франшизы брендов не существующих в природе – например, клоны известных марок одежды или что-то якобы новое, но «жутко популярное».

Поэтому не смотря на все описанные выгоды у потенциального франчайзи есть риск приобрести так называемую «дутую» франшизу. То есть либо права на данную марку принадлежат совсем другому лицу, либо у действующего бизнеса пока не разработана модель работы по франчайзингу. По оценкам экспертов, среди всех предложенных франшиз 20% - «дутые».


Некоторое время назад через интернет магазины готовых бизнесов активно продвигался бренд «ZARAZARA», который, по словам продавцов - та же испанская ZARA, только лучше. Продавец франшизы обещал хорошую окупаемость, прямые поставки одежды из Европы и полную поддержку. Но представители оригинальной ZARA достаточно быстро среагировали на нарушение авторских прав и публично объявили о своих эксклюзивных правах на этот бренд и пригрозили лже ZARA судебным разбирательством.

Псевдофраншиза – копия известного бренда. Под видом успешного бренда франчайзи приобретает его немного измененную версию, точнее, обозначение, сходное до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком. И сразу сложно угадать, в какой сфере легче всего столкнуться с некачественными франшизами. Зачастую они маскируются под слегка измененными названиями известных брендов или эксцентричными названиями. Естественно, Роспатент о таких даже и не слышал.

Ценовой диапазон таких франшиз достаточно широкий: от 1000 до 500 000 долларов–в то время как можно купить настоящую франшизу например, кофейни «Шоколадница» за 70 тысяч долларов. Для пущей убедительности такие псевдо-бренды размещают свои предложения рядом с известными франшизами – «Баскин Робинс», «Теремок» и так далее. В худшем случае, владельцев подобных магазинов ждет судебное разбирательство.

Псевдофраншизы обычно до степени смешения похожи на копируемый товарный знак, поэтому, в случае сомнений, юристы советуют обратиться к п. 3 ст. 1484 ГК РФ, где ясно сформулировано: «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения». Данное сходство определяется в соответствии с «Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания», согласно которым обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

Но помимо псевдофраншиз на рынке есть и так называемые, «дутые франшизы» – проект, существующий только на бумаге. Как правило, этот проект красиво оформлен и пестрит привлекательной ценой и предложением. Вот только за ним стоит фирма-однодневка, не имеющая ни узнаваемого бренда, ни опыта управления. Для такого франчайзера главное – побыстрей и подороже продать свою «франшизу». Взамен франчайзи получает лишь кипу бумаг и теряет внушительную сумму.

Безусловно, возникновение магазинов и заведений, копирующих известные бренды, является для ТЦ негативным фактором, с точки зрения имиджа. В том числе поэтому, в концептуальных и успешных ТЦ нет подобных арендаторов. Как правило, их можно увидеть в небольших региональных ТЦ, построенных без участия консультанта, в которых большинство секций сдано ИП.