Файл: "Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство оставляет за собой право ограничить права и свободы граждан, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, но сделано это может быть только на уровне федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК).

Ограничение правоспособности в указанных случаях допускается при условии соблюдения установленных законом условий и порядка. Если это условие не соблюдается, акт государственного или иного органа, установивший соответствующее ограничение, признается недействительным (п. 2 ст. 22 ГК) в порядке, предусмотренном ст. 13 ГК[14].

Точку зрения о способах ограничения правоспособности высказывает также и М.В. Кротов, при этом он отмечает, что существуют такие возможности, которые поддаются ограничению именно в их обобщенном значении, например, возможность выбирать место жительства может быть ограничена указанием на обязанность гражданина проживать в конкретном месте либо запрещением проживать где-либо, может быть ограничена и возможность занятия предпринимательской деятельностью.

Представляется, что норма п. 1 ст. 22 ГК РФ сформулирована некорректно:

независимо от того, в чем возникло поражение в праве, гражданина лишают не абстрактной возможности иметь право, а конкретной возможности ее реализовывать. Ввиду этого полагаем, что корректность правового регулирования требует приведения п. 1 ст. 22 ГК РФ в следующую редакцию: «Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом».

1.2 Влияние «комплексных» теоретических и практических проблем правовой категорией «правоспособность» на гражданско-правовую

Правоспособность - это способность лица в соответствии с нормами права иметь субъективные права.

В разных отраслях права правоспособность, как правило, имеет разные границы и содержание, что обусловлено спецификой правоотношений, регламентируемых отраслевыми нормами. Гражданская процессуальная правоспособность - способность иметь гражданские процессуальные права и нести обязанности.


В.С. Нерсесянц под правоспособностью предлагает понимать «абстрактную способность (возможность) субъекта права иметь соответствующие права и обязанности, предусмотренные действующим правом»[15]. Данное определение не охватывает конституционную правоспособность, поскольку субъекты конституционного права являются в том числе обладателями естественных прав.

Вместе с тем классификация правоспособности и дееспособности по отраслевому признаку имеет практическое значение. Так, согласно ст. 1196 Гражданского кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. В то же время конституционная правоспособность распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства с определенными изъятиями. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Также приобретение лицом с 14 лет полной гражданской или семейной дееспособности в результате вступления в брак не влияет на возникновение у него активного избирательного права, которое он приобретает только с момента достижения 18 лет (конституционная дееспособность). Кроме того, полную конституционную дееспособность гражданин приобретает после достижения 40 лет, когда он может быть назначен судьей Конституционного Суда Российской Федерации.

В отношении конституционной правоспособности дело обстоит иначе ввиду наличия естественных прав. В этом случае правоспособность выступает в качестве ограничивающего фактора. Так как естественные права неотъемлея от человека и государством не устанавливаются, то государство также не может определять границы указанных прав, а только признавать эти права. Таким образом, правоспособность в отношении естественных прав определяет границы признания государством естественных прав и соответственно границы государственных гарантий этим правам.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации момент возникновения правоспособности определяется моментом рождения; момент прекращения связан с моментом смерти. Подчеркнем, несмотря на то что возникновение и прекращение правоспособности закон связывает с естественными событиями, правоспособность не является биологическим свойством человека, она не возникает в силу природы человека. Это социально-правовое свойство, которое определяется нормами права, и является юридическим основанием для приобретения субъективных прав[16]. Это хорошо видно из истории развития прав человека в нашем государстве. Так, долгое время в соответствии с крепостным правом в России крестьяне не являлись субъектами права и, следовательно, не обладали правоспособностью. Хозяин мог их наказывать по своему усмотрению, продавать, убивать. После революции 1917 г. целые сословия (дворяне и духовенство) были признаны «лишенцами», т.е. лицами, не имеющими политических прав в Советском государстве. С провозглашением СССР в Конституции 1978 г. общенародным государством все граждане были признаны равными в своих правах. Интересно отметить, что формула «принадлежат каждому от рождения» не имеет широкого распространения в конституциях государств Европы, она появляется в конституциях постсоветского периода, а именно в Конституции Российской Федерации (ст. 17), Конституции Республики Казахстан (п. 2 ст. 12), в Конституции Азербайджанской Республики (ст. 24), в Конституции Грузии (ст. 14). Таким образом, данная формулировка не имеет исторических оснований.


Так, согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Таким образом, нижняя возрастная граница правоспособности ребенка не определена. Вместе с тем согласно абз. 9 преамбулы Конвенции государства при подписании Конвенции принимают во внимание, «что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Тем самым окончательное решение о предоставлении не рожденному ребенку права на жизнь оставлено на усмотрение национального законодателя. Такая неопределенность позволяет говорить о своего рода дискриминации. Так, если ребенок зачат во Франции, его жизнь находится под охраной по истечении 10 недель жизни. В Дании - после 12 недель, в Швеции защита предоставляется на 20-й неделе. В Англии на 28-й неделе, а в России с момента рождения[17].

Представители науки уголовного права признают, что при убийстве беременной женщины посягательство совершается на две жизни: женщины и ребенка[18].

В современной науке права отсутствует единый подход к праву человека до рождения. Среди сторонников признания конституционной правоспособности не рожденного ребенка можно назвать Н.В. Кальченко[19], А.И. Ковлера[20], Л.Н. Линик[21], Е.В. Перевозчикову[22], О.Г. Селихову[23].

Основным аргументом предоставления государственной защиты с момента начала родов является утверждение, что жизнь должна защищаться с того момента, как ребенок может выжить вне утробы матери[24], т.е. в случае его жизнеспособности. Эта же позиция была положена в основу введения социальных показателей для искусственного прерывания беременности.

Если же жизнеспособность человека определяется с учетом достижений в области современной медицины, то в настоящее время наука позволяет человеку в искусственных условиях производить оплодотворение яйцеклетки и выращивать человеческие эмбрионы в пробирке, пересаживать их затем в матку женщины. При этом известны многочисленные случаи, когда в итоге экстракорпорального оплодотворения рождались здоровые дети. Таким образом, на сегодня можно говорить о возможности сохранения жизни человеческого эмбриона с момента оплодотворения яйцеклетки.


Юридические институты должны соответствовать запросам времени. В XX в. начинает формироваться четвертое поколение прав человека. По мнению Ф.М. Рудинского, права четвертого поколения должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности, с клонированием и иными открытиями в области биологии[25].

Жизнь человека имеет трехсоставную структуру, включая биологический, социальный и духовный элементы. Хотя жизнь эмбриона скрыта от обычного глаза, но она фактически существует, причем по своей сути эта жизнь не имеет значительных отличий от жизни новорожденного ребенка. Полагаем, что за не рожденным ребенком следует признать наличие конституционной правоспособности, поскольку он является существом: 1) самостоятельным, 2) живым, 3) человеческим.

Конституционная правоспособность - это юридические границы охраны прав человека государством, определение которых должно иметь объективные основания в самой природе человека, вне зависимости от человеческого усмотрения.

2. Дееспособность граждан (физических лиц)

2.1 Генезис института прав несовершеннолетних граждан через призму понятия «несовершеннолетний» в семейном праве и дееспособности гражданина в гражданском праве

Несовершеннолетний - юридическое определение ребенка или подростка, применяемое для разграничения между взрослыми и детьми различных прав, мер защиты, привилегий. Это лица, не достигшие возраста 18 лет (Трудовой кодекс Российской Федерации); лица в возрасте от 14 до 18 лет (Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации).

Несовершеннолетние по советскому праву - это граждане, не достигшие 18 лет. Полностью отсутствует дееспособность у малолетних до 6 лет[26].


Для наиболее полного раскрытия генезиса института прав несовершеннолетних необходимо прояснить вопрос о происхождении понятия «несовершеннолетний». В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона слово «несовершеннолетние» употребляется только с 1890 года; впервые же заговорили о несовершеннолетних римские юристы, и именно в римском праве при императоре Марке Аврелии был определен возраст совершеннолетия - 25 лет[27]. По мнению авторов энциклопедического словаря, «возраст в гражданском праве признается условием, которое влияет на гражданскую дееспособность, т.е. на признанную законом способность лица совершать юридические действия, направленные к установлению, изменению, прекращению или осуществлению гражданских прав.

Интересы детей упоминаются во многих статьях СК РФ, регламентирующих отношения между родителями и детьми: при определении права ребенка на совместное проживание с родителями (ст. 54); при предоставлении ребенку права выражать свое мнение (ст. 57); при решении вопроса об изменении имени и фамилии ребенка (ст. 59)»[28].

В целом по объему дееспособности в осуществлении своих гражданских прав несовершеннолетние могут быть разделены на четыре категории.

1. Малолетние дети до 6 лет, имеющие право посещать детский сад, право на заботу и воспитание со стороны родителей (или лиц, их заменяющих), на всестороннее развитие и уважение, а также право жить и воспитываться в семье.

2. Несовершеннолетние от 6 до 14 лет. 3. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, которые могут совершать имущественные сделки (ст. 26 ГК РФ). 4. Несовершеннолетние, обладающие дееспособностью в полном объеме. Это граждане, вступившие в брак до достижения 18-летнего возраста, когда это допускается законом (ст. 21 ГК РФ), а также несовершеннолетние, достигшие 16 лет и работающие по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимающиеся предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ «Эмансипация»).

Я не согласна с мнением А.Г. Райкуновой, по мнению которой «право на выражение своего мнения несовершеннолетние могут осуществлять только с 10-летнего возраста, хотя интересы ребенка должны учитываться в любом вопросе, его касающемся, независимо от возраста.