Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Экономическая сущность теории конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Его теория квазиконкурентных рынков наиболее полно отразила влияние барьеров входа и выхода на отраслевую структуру и поведение субъектов отрасли. В 1970-е гг. сложилось направление «новой классической экономики», представители которого Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес, Р. Барро и др. отрицали необходимость вмешательства государства в экономику и доказывали, что каждый экономический агент может быстро приспособиться к меняющейся ситуации, что делает ненужным регулирующую роль государства.

Представители новой индустриальной экономики рассматривают конкуренцию как особую форму взаимодействия фирм. Причем для описания вариабельности конкурентных стратегий аналитики начинают использовать особый теоретический аппарат — теорию игр. Основоположники данной теории — Дж. Нэш, Дж. Нейман, О. Моргенштерн — показывают, каким образом фирмы через конкурентное взаимодействие приходят к координации своей деятельности. [33]

Под стратегическим взаимодействием понимается специфическое поведение фирмы — участницы рыночного процесса: каждая фирма принимает свои решения, учитывая, каким образом ее действия отразятся на планируемых действиях конкурентов. В 1990-е гг. дополнением к новой индустриальной экономике явилась теория конкуренции на основе преимущества ресурсов С. Ханта.

Исследуя рынки с небольшим числом участников — крупных фирм, Хант задается вопросом, почему эти фирмы так редко на практике договариваются между собой, почему конкуренция и конкурентные взаимодействия, предсказываемые теорией игр, имеют место в действительности, хотя куда как выгоднее, на первый взгляд, договориться, а не конкурировать при больших размерах организаций. [34]

Как считает Хант, конкурентоспособность постоянно надо возобновлять, а это возможно только при активизации инновационного процесса. Одним из признанных теоретиков конкуренции конца ХХ в. является М. Портер. Он вводит понятия конкурентной стратегии и конкурентоспособности, формирует представление о наборе конкурентных преимуществ.

Важнейшая идея М. Портера в теории конкуренции — концепция кластеров. Он обосновывает влияние фактора местоположения на формы и содержание соперничества. В частности, Портер отмечает, что воздействие оказывают состояние инфраструктуры, квалификация работников, бизнес-окружение. Параллельно с концепцией М. Портера развивалась институциональная теория конкуренции.


По его утверждению, «структура и развитие экономики, а также способы, которыми компании достигают конкурентного преимущества, являются сутью теории конкуренции. Четкое понимание этих посылок служит основой, на которой базируется вся наука о конкуренции». [35]

Особого внимания заслуживает теория трансакционных издержек Р. Коуза, показавшая эффективность длительных партнерских отношений с контрагентами, обозначившая появление элементов кооперации в отношениях компаний с конкурентами и снижение роли ценовой конкуренции.

Неоинституционализм Коуза объяснял важность минимизации трансакционных издержек для реализации преимуществ рыночной структуры совершенно конкурентных рынков.

В настоящее время происходит процесс теоретического осмысления проблем, которые возникают в традиционных рыночных представлениях современной экономической науки в ответ на проявление в реальной экономике особенностей сетевой экономики. [36]

В частности, исследователи Б. Де Лонг и М. Фрумкин указывают на модификацию отношений конкуренции в информационной сетевой экономике и отмечают, что «состязательность» теряет свою обязательность в сетевой экономике, поскольку предельная стоимость тиражирования «цифровой» продукции (digital goods) становится близкой к нулю, и вследствие этого в извечной борьбе за покупателя, если это происходит в сетевой экономике, пропадают конкурентные различия между продавцами.

Отдельные аспекты конкуренции рассматриваются в контексте общих экономических проблем возникновения различных моделей информационной экономики. Можно констатировать, что к началу 2000-х годов сформировалась российская школа теории информационной экономики. [37]

В данном направлении работают Е. Ф. Авдокушин, А. А. Аузан, Л. Г. Белова, С. А. Дятлов, В. Г. Куперман, Р. М. Нижегородцев, И. С. Мелюхин, А. А. Пороховский, С. И. Паринов, В. В. Радаев, И. А. Стрелец, Ю. В. Тарануха и др. Многие подходы объединяет исследование конкуренции в направлении сочетания и интеграции конкурентных и кооперативных отношений между участниками рынка.

Так, уточнение механизма осуществления конкуренции приводит к появлению концепции работающей конкуренции и «состязательного рынка», который совмещает в себе черты конкуренции и сознательного взаимодействия участников. Имеет место также трактовка конкуренции как состояния промежуточного, последующего или «постконкуренции». [38]


С точки зрения современной теории институтов, институты возникают, развиваются и доминируют в зависимости от своей эффективности в результате метаконкуренции (то есть новые конкурентные отношения субституции порождают метаконкуренцию). Институциональная метаконкуренция предполагает наличие эффективного институционального рынка. Однако доминирование институтов зависит от институциональной среды, посредством которой формируются институты.

В соответствии с тенденциями устойчивого развития экономических систем будут доминировать институты, эффективные в рамках конкретного способа достижения устойчивого развития (например, в рамках инновационного типа). Постепенное развитие теории конкуренции приводит к пониманию конкуренции как определенного процесса, динамического по своей природе. [39]

Произошел постепенный переход от классической ценовой конкуренции к конкуренции качества и компетентностей (знания), что обозначило возникновение феномена гиперконкуренции.

Гиперконкуренция характеризуется предложением опережающих, инновационных, высококонкурентных товаров, услуг, сервисов с качественно новыми, во многом универсальными, полифункциональными свойствами, на которые на мировых рынках предъявляется устойчивый спрос и которые получают статус глобальных новинок, брендов, формирующими и расширяющими ниши на глобальных рынках, а также новые потребности и предпочтения потребителей большинства стран мира. [40]

Таким образом, мы рассмотрели эволюцию понятия «конкуренция» в рамках различных подходов трех основных этапов развития экономической мысли: классического, неоклассического, постклассического. [41]

Обобщая различные точки зрения на природу и протекание процессов конкуренции, необходимо отметить, что каждый из представленных этапов исследует феномен конкуренции с точки зрения специфики того или иного хозяйственного уклада (доиндустриального, индустриального, постиндустриального); на сегодняшний день отсутствует единая системная исчерпывающая и логичная теория конкуренции информационной экономики, и немногие существующие подходы в контексте данной проблемы носят односторонний и фрагментарный характер, что предполагает необходимость более глубокого и всестороннего изучения данного явления экономической теории и практики.

Глобализация и научно-технический прогресс расширили фронт конкурентной борьбы. При этом экономические субъекты, которые ранее никак не были связаны между собой, стали конкурентами. Общая нестабильность ситуации привела к появлению новых форм конкурентной борьбы, основанных не на стабильных сравнительных преимуществах, а на формировании временных преимуществ. [42]


Первостепенную роль в теории конкуренции в ХХI веке играет фактор производства «информация». Под информацией мы понимаем создание и широкое использование неосязаемых ресурсов (человеческий интеллект, знания, инновации, информационные технологии).

Именно информация обладает мощными сетевыми и синергетическим эффектами, являющимися преимуществами в современной глобальной конкуренции.

Таким образом, в современных условиях именно информация выступает ключевым фактором формирования конкурентных преимуществ любого экономического субъекта.

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ

2.1. СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ

  • Однако несмотря на то, что конкуренция является одним из фундаментальных факторов развития экономической сферы общества, в последнее время в научной и деловой литературе становится очень распространенной точка зрения, рассматривающая конкуренцию едва ли не как панацею от любых экономических трудностей и проблем. Такая крайность в восприятии феномена конкуренции представляется излишней, так как помимо конкуренции существуют и другие виды рыночного взаимодействия, способные при определенных условиях быть полезными и продуктивными для экономических агентов. К ним относятся:
  • -    «коопродукция — совместное выполнение некоторой конкретной совокупности работ, обеспечивающей достижение общей заданной цели (например, производство изделия);
  • -    кооперация - долгосрочное сотрудничество, предусматривающая совместные действия неограниченной длительности (например, создание объектов общего пользования);
  • -    контактирование - спорадический краткосрочный обмен информацией;
  • -    координация - информационное взаимодействие (возможно при участии третьих лиц или организаций), направленное на согласование действий субъектов.
  • В ХХ веке широкое распространение получил структурный подход к определению конкуренции, сместивший акцент с самой борьбы рыночных субъектов друг с другом на анализ структуры рынка и условий, которые там господствуют. К этому направлению относятся работы Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсона, Э. Чемберлина, К. Р. Макконела и С. Л. Брю, М. Портера и других. Влияние взглядов ученых, придерживающихся структурного подхода к исследованию конкуренции, оказалось настолько серьезным, что в неоклассической парадигме значение термина «конкуренция» закрепилось именно в их трактовке.[43]
  • Фундаментом структурной теории конкуренции выступает концепция четырех основных типов рынков — совершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции, каждому из которых соответствуют особые способы ведения конкурентной борьбы. Конкуренция рассматривается преимущественно либо с точки зрения структуры рынка как антоним монополизма, либо с точки зрения способа организации взаимодействия хозяйствующих субъектов на макроуровне как антоним государственного регулирования экономики. Такой подход сводит значение понятия «конкуренция» к значению понятия «совершенная конкуренция», не позволяя, таким образом, раскрыть суть изучаемого явления и его взаимосвязь с другими экономическими понятиями.

Существенный вклад в развитие структурного подхода внесли К. Р. Макконел и С. Л. Брю — авторы одной из ключевых современных работ по экономической теории «Экономикс». В этой работе они дали определение конкуренции как наличию на рынке большого количества независимых покупателей и продавцов, способных свободно входить на рынок и покидать его, а также заложили фундамент вышеуказанной современной западной теории четырех основных типов рынков.

Не менее значимый вклад в развитие структурного подхода к пониманию природы конкуренции внес М. Портер. Согласно его концепции, степень интенсивности конкуренции в различных сегментах рынка может значительно различаться и варьироваться между привлекательной, умеренной и ожесточенной. Интенсивность конкуренции даже в пределах каждого конкретного сектора рынка не является величиной постоянной. Её увеличение или уменьшение зависит от нескольких факторов, которые Портер называет конкурентными силами. [44] Он выделяет пять основных конкурентных сил, которые действуют на любом рынке, независимо от его специфики и особенностей:

1.    Соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли.

2.    Конкуренция со стороны товаров, производимых фирмами других отраслей и являющихся заменителями, конкурентоспособными с точки зрения цены.

3.    Угроза входа в отрасль новых конкурентов.

4.    Рыночная власть поставщиков.

5.    Рыночная власть покупателей/

Главными факторами происходящих в современной экономике перемен он называет технологические, конкурентные и экономические. К технологическим факторам автор относит:

—    ускорение технологического прогресса, продукты которого способствуют возникновению новых отраслей экономики, а также активно используются производителями как инструмент конкурентной борьбы;

—    интенсивное развитие новых или считавшихся ранее второстепенными отраслей, в то время как спрос в традиционных отраслях, обеспечивающих базовые потребности, практически достиг насыщения;

—    ускорение внедрения инноваций в производство и управление предприятиями.

Конкурентными факторами, по мнению автора, являются:

—    глобализация рынков и конкуренция на них;

  • —    появление новых конкурентов;
  • —    изменение структуры конкуренции.
  • Экономическими факторами развития новой конкуренции О. В. Аристов называет:
  • —    общее повышение качества, усиление диверсификации и снижение себестоимости;
  • —    уменьшение запасов и удорожание природных ресурсов;
  • —    ухудшение состояния окружающей среды;
  • —    новые стратегии производства и продаж — использование их конкурентами вынуждает производителя перестраивать систему управления своим предприятием в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями рынка. [45]
  • Экономические агенты в процессе реализации своего личного интереса в краткосрочном отрезке времени используют доступные им ресурсы по максимуму. Безусловно, в конечном итоге в результате конкурентной борьбы между ними ресурсы будут распределены в пользу наиболее эффективных собственников.[46]
  • Однако для реализации всей цепочки этого процесса необходимо много времени. Позитивные результаты конкуренции, о которых писали А. Смит и Д. Рикардо, становятся очевидными в долгосрочной перспективе. В краткосрочном же периоде она может привести, например, к дефицитности ресурсов в приоритетных для национального хозяйства отраслях. Не случайно в периоды войны и кризисов управление ресурсами переходит в руки государства даже в самых развитых рыночных экономиках.