Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Экономическая сущность теории конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность Процесс глобализации мировой экономики, обостряющаяся конкуренция, нестабильность и изменчивость внешней среды стали непременными атрибутами функционирования организаций в современной рыночной экономике, выведя на первый план вопрос о методах ведения конкурентной борьбы и способах повышения конкурентоспособности компаний на внутренних и мировом рынках.

Перечисленные тенденции, определяющие направления развития современной экономики, способствуют росту заинтересованности представителей экономической науки и членов бизнес-сообщества в изучении сущности конкуренции и механизмов ее действия, а также подходов исследователей к ее анализу.

Все это делает актуальным проведение исследований в области теории конкуренции, концепции которой находят широкое практическое применение в сфере разработки стратегии и тактики деятельности компаний в условиях рыночной экономики.

Принимая во внимание, что наиболее динамично теория конкуренции развивалась начиная со второй половины XX в., что отражает изменения условий хозяйствования, среди которых появление новых запросов и изменение позиции потребителя, развитие технологий и информационных сетей, усиление роли человеческих ресурсов, проанализируем вектора изменения теории конкуренции на данном временном отрезке.

Цель: изучить теории конкуренций

Задачи:

  1.  Изучить теоретические основы теории конкуренций
  2. Рассмотреть теорию конкуренций в экономическом аспекте

Объектом исследования является теория конкуренций

Предметом исследования является процесс теорий конкуренций.

Теоретической и методологической основой исследования стали книги и статьи следующих авторов работают Е. Ф. Авдокушин, А. А. Аузан, Л. Г. Белова, С. А. Дятлов, В. Г. Куперман, Р. М. Нижегородцев, И. С. Мелюхин, А. А. Пороховский, С. И. Паринов, В. В. Радаев, И. А. Стрелец, Ю. В. Тарануха и др.

Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.

В первой главе будут рассмотрены теоретические основы теории конкуренций.

Во второй главе показана теория конкуренций в экономическом аспекте.

В заключении проведены итоги.


ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНКУРЕЦИИ

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ

Заметный вклад в развитие теории конкуренции XX века внес популяризатор идеи экономического кластера Майкл Портер, разработавший теорию конкурентных преимуществ стран. Портер показал, что конкурентоспособность предприятия во многом определяется конкурентоспособностью его внешней среды, которая, в свою очередь, зависит от таких базовых условий, как рыночная власть поставщиков и покупателей, угроза появления продуктов-заменителей, угроза появления новых игроков рынка и внутриотраслевая конкуренция (модель конкурентного ромба М.Портера).

Портеру принадлежит идея ранжирования стран по уровню их экономического развития, что легло в основу формирования индекса глобальной конкурентоспособности, учрежденного в 2004 г.

Портером было выделено три базовых конкурентных стратегии:

- стратегия концентрации (нишевая) сосредотачивает производство на достаточно узком рыночном сегменте с тем, чтобы научиться наилучшим образом понимать запросы покупателей и, научившись максимально их удовлетворять, занять прочную рыночную позицию;

- стратегия дифференциации призвана позиционировать товар таким образом, чтобы максимально закрепить его в сознании потребителя как на основе реальных конкурентных преимуществ, так и с помощью психологических факторов;

- стратегия лидерства по издержкам применима крупными компаниями и нацеливает производителя на широкий охват рынка с помощью минимизации производственно-реализационных затрат, что позволяет добиться ценовой конкурентоспособности.

Коимбатур Прахалад и Гэри Хамел в качестве стратегических конкурентных преимуществ компаний выделили так называемые «ключевые компетенции», включающие умения, навыки и технологии, позволяющие фирмам быстро адаптироваться в постоянно меняющихся рыночных условиях и поставлять на рынки востребованный продукт.

Таким образом, наряду с чисто экономическими факторами конкурентных преимуществ, выделяется интеллектуальное лидерство.

Для любого рыночно ориентированного национального хозяйства конкуренция – это неотъемлемый элемент взаимоотношений хозяйствующих субъектов.

По общепринятому определению, конкуренция – это соперничество за наилучшие условия хозяйствования, это столкновение интересов игроков рынка. Конкуренция выполняет ряд важных функций, стимулируя движение научно-технического прогресса, заставляя производителей более полно и качественно удовлетворять запросы покупателей, мотивируя к повышению эффективности деятельности, изысканию путей трудо- и ресурсосбережения и т.д. [1]


Однако теоретические представления о конкуренции сформировались далеко не сразу, а имели долгий исторический путь становления, не завершившийся и поныне. Первые косвенные суждения о конкуренции можно и найти еще в трудах античных мыслителей, таких как Ксенофонт, Платон, Аристотель, Сократ, Катон, Варрон, Колумелла. [2]

В эпоху трансформации первобытнообщинного строя в рабовладельческую систему хозяйствования и зарождения товарно-денежных отношений стремление домохозяйств к обогащению породило зачатки конкурентных отношений. Как социально-экономическое явление мыслителями древности конкуренция, однако, не рассматривалась; более того, осуждалось само стремление к наживе, осуждаемое с морально- этических позиций как нечто, чуждое уважающему себя индивиду. [3]

Так, характеризуя хозяйственную деятельность, Аристотель выделял «истинную экономику», т.е. искусство хозяйствования и создания благ, и хрематистику, к которой он отнес торговлю сверх меры, ростовщичество и прочие способы «недостойного» обогащения. [4]

Древнеримские мыслители одними из первых подняли вопрос об эффективности хозяйствования, введя в практику анализа понятие, косвенно отражающее суть конкуренции, - «доходность».

В период раннего средневековья формируется феодальный способ производства; товарно-денежные отношения, а, следовательно, и конкуренция развиты крайне слабо, а конкуренция как социально- экономическое явление осуждается многими, как западными, так и восточными мыслителями того времени. Торговля как вид деятельности продолжает получать негативную морально- этическую оценку, а сами торговцы воспринимаются как вредители, стремящиеся к личной выгоде за счет других людей. [5]

Положение дел начало меняться вместе с развитием мануфактурного производства и товарного хозяйства, когда излишки производственной деятельности начали поступать не только на внутренние, но и на внешние рынки. Межгосударственная торговля начинает рассматриваться как источник накопления богатства, а ее основным принципом становится поддержание положительного торгового сальдо, что частично достигалось благодаря государственной политики протекционизма.

Таким образом, в период позднего средневековья, конкуренция начинает проявлять себя более явственно, выражаясь в стремлении государств занять определенную нишу межстрановой специализации.


В эпоху великих географических открытий переориентация торговых путей обусловила усугубление разрыва в уровне социально-экономического развития стран, что привело к усилению конкурентных проявлений во внешней торговле. [6]

Возникшее учение меркантилистов закладывает основы понятий «конкурентные преимущества» и «конкурентоспособность», изложив суть этих явлений задолго до Адама Смита. [7]

Другим важным достижением меркантилистской школы является переосмысление рыночного поведения с позиции общественной морали. Сфера обращения становится предметом научного интереса, а внешняя торговля рассматривается как ключ к обогащению государства.

Разрабатываются практико-ориентированные рекомендации по достижению национальных конкурентных преимуществ во внешней торговле, среди которых – поддержка отечественных производств и развитие национальной промышленности посредством административного регулирования экспортно-импортных от- ношений, поощрение импорта сырья и экспорта готовой продукции с более высокой прибавочной стоимостью, и даже рост численности населения с целью снижения затрат на оплату труда работников и, как следствие, повышение ценовой конкурентоспособности товара.

Конкуренция, таким образом, расценивается как неотъемлемый элемент рыночных отношений, а достигнутые страной конкурентные преимущества – как путь повышения благосостояния нации.

Первым закладывает понимание сущности конкурентоспособности английский мыслитель Джон Локк. Локк определяет, что «богатство» страны это ее превосходство в наличии редких ресурсов над другой страной. Таким образом, можно сказать, что страна, по Локку, признается богатой, если она больше других стран накопила редких ресурсов, что впоследствии и определяет место страны в мировом сообществе, а также определяет ее способность к ведению конкурентной борьбы.

Физиократы распространяют концепцию конкуренции со сферы обращения на сферу производства. По их мнению, редкость потребительских благ определяет наличие конкуренции в процессе их присвоения.

Таким образом, физиократов и меркантилистов можно рассматривать как первопроходцев в рассмотрении понятийных основ теории конкуренции. Классическая концепция конкуренции была сформулирована Адамом Смитом и Дави- дом Рикардо. [8]

В своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит затрагивает вопрос о конкуренции, рассматривая ее как некую силу, способствующую посредством взаимодействия спроса и предложения на свободном рынке установлению рыночного равновесия.


Последнее, в свою очередь, обеспечивает соблюдение интересов всех участников рынка. Выступая против административного вмешательства в функционирование рыночного механизма, Смит указывает, что только свободная торговля способна согласовать личные интересы игроков рынка с интересами всего общества, и только в этих условиях воз- можно проявление «невидимой руки» рынка, направляющей предпринимательские ресурсы в наиболее доходные сферы вложений, что, в конечном итоге, приведет к насыщению общественных потребностей в экономических благах.

Все, что препятствует развитию свободной торговли и конкуренции, будь то государственное вмешательство или деятельность монополий, снижает эффективность рыночного механизма и противоречит интересам общества. Монополии, по Смиту, вредны уже потому, что ведут к установлению цен более высоких, чем их естественный уровень. [9]

Цена, установившаяся в результате рыночного равновесия, напротив, способствует расширению потребления, причем не в случайном, а в долгосрочном порядке. Таким образом, устанавливается диалектическая взаимосвязь между конкуренцией и эффективностью хозяйствования. Рассматривая внешнюю торговлю, Смит анализирует естественные и приобретенные (искусственные) конкурентные преимущества стран по производству отдельных видов товаров, позволяющие производить продукцию с меньшими, чем у прочих стран, издержками.[10]

Данная концепция получила название теории абсолютных преимуществ. Описывая конкуренцию на макроуровне, Смит указывает на ее взаимосвязь с нормой процента и ставкой заработной платы. Рикардо, развивая идеи Смита, разрабатывает теорию сравнительных преимуществ, объясняющую межстрановую специализацию не только с позиции преимущества по издержкам, но и с точки зрения эффективности организации труда, однако оба исследователя сходятся в одном: международный товарный обмен взаимовыгоден и способствует росту благосостояния всех обменивающихся государств. [11]

Исходя из рассмотренных теорий Смита и Рикардо, можно сделать вывод, что изначально вопросы конкуренции имеют две стороны рассмотрения – процессуальную и содержательную. В рамках современного понятийно-категориального аппарата процессуальный аспект конкуренции раскрывается понятием конкурентного преимущества, а содержательный аспект – понятием конкурентоспособности.[12]