Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Экономическая сущность теории конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ

Конкуренция — одна из ключевых категорий экономической науки. Такое ведущее положение в классической и современной теории обусловлено сущностью феномена конкуренции, его значимостью для общественного развития, ибо конкуренция является одним из фундаментальных факторов экономического прогресса. [47]

В отечественной экономической науке интерес к изучению феномена конкуренции актуализировался после публикации статьи Ф. фон Хайека «Смысл конкуренции» и развернувшейся после этого широкой дискуссии на страницах научной периодики.

В ходе научной дискуссии была четко сформулирована позиция, что единой теории конкуренции нет и она вряд ли возможна вообще.

Если обобщить аргументы сторонников данной точки зрения, то они сводятся к следующему:

• конкуренция — это очень сложный процесс, т. е. комплексная теория конкуренции, отвечающая на все те вопросы, которые ставят ее отдельные школы, невозможна;

• в современной экономической науке конкуренция трактуется по-разному с позиции микроэкономической теории и различных школ экономической теории, маркетинга, стратегического управления, междисциплинарных исследований и даже биологии;

• существующее разнообразие трактовок феномена конкуренции определяется большим разнообразием теоретических платформ, отсутствием унифицированного методологического базиса, вокруг которого можно было бы объединить исследования и исследователей.[48]

К позиции теоретиков — сторонников данного подхода — присоединяются и «практики», утверждающие, что им не хватает не теории, а «инструментария» измерения конкуренции.

Более того, предлагается говорить о сущности конкуренции, исходя из практически обусловленных целей исследования. В этом смысле можно говорить, например, о конкуренции для целей антимонопольного регулирования и т. д. [49]

Появился и более оригинальный подход, в котором категорически утверждается, что слово «конкуренция» необходимо исключить из инструментария экономического анализа на том основании, что субъект конкуренции может не осознавать факта присутствия в процессе конкуренции.


Конкуренция — это идеальный конструкт, который создается философами и методологами. [50]

Первый аргумент оппонентов теории конкуренции как единой системы несостоятелен в силу противоречия логике развития науки. Наука изучает любое явление от его незрелого состояния до сформировавшегося, если она претендует на звание науки.

Так и конкуренция когда-то была незрелым феноменом, что отразилось, как будет видно дальше, в ее определениях. Движение «от простого к сложному» в познании мира — одна из основополагающих закономерностей развития науки.

В структуре любой теории существует совокупность утверждений, образующих ее фундамент — базис теории. На его основе формируются логико-методологические принципы и правила, конкретизирующие фундаментальные положения.

Следует отметить здесь наиболее значимую работу — работу В. В. Радаева, интегрирующую практически все существующие подходы.

Он подчеркивает, что данный социальный феномен можно рассматривать с четырех точек зрения:

1) конкуренция как естественный отбор;

2) конкуренция как поддержание социальных контактов;

3) конкуренция как воспроизводство властной иерархии;

4) конкуренция как символическая борьба. [51]

Говоря о различии, автор акцентирует внимание на том, что данное различие не носит характера глубокого водораздела.

На взгляд автора, определение конкуренции как социального феномена является философско-методологическим основанием для изучения конкуренции как сложного экономического явления. [52]

Интерес к изучению конкуренции как экономического феномена зародился достаточно давно: уже в работах английских, немецких и французских меркантилистов XV–XVII вв. можно увидеть серьезные попытки разобраться в сути этого явления.

Несмотря на различия в подходах и определениях, конкуренция трактовалась как атрибут рыночных отношений, фактор, ведущий к образованию рынка и результат его развития.

Атрибутивный подход характерен и для работ английских экономистов Нового времени А. Смита и Д. Рикардо. В этом плане автор не может согласиться с суждением Ю. Б. Рубина, который полагает, что А. Смит трактовал конкуренцию как деятельность.

Именно то обстоятельство, что поведение экономических агентов на рынке обусловлено целями «невидимой руки» (свободной конкуренции), свидетельствует о «вторичности» целей индивидуалиста-предпринимателя с точки зрения классика. [53]


Трудно также согласиться с положением о том, что «невидимая рука» — это инструмент действия, которым пользуются участники рынка.

Если бы это было так, то А. Смит смог бы предложить другой инструмент, у него же идет речь о непреодолимой силе, атрибутивно присущей формирующимся рыночным отношениям. Подобная позиция характерна и для работ социалистов-утопистов Ш. Фурье, Р. Оуэна.

Различие заключалось только в том, что данный атрибут рыночных отношений (свободная конкуренция) наделялся отрицательными характеристиками и подлежал замене вместе с существующей общественной системой. Свободная конкуренция рассматривалась как атрибут буржуазной экономики и классиками марксизма. [54]

Именно К. Маркс впервые в истории развития экономической мысли поставил перед собой задачу создания теории капитализма как одной из закономерных стадий общественного прогресса. Он исходил из идеи о том, что конкуренция, являясь атрибутом рыночных отношений, составляет ядро и механизм функционирования капиталистической экономической системы.

Основное направление, на котором К. Маркс сконцентрировал свое внимание, было сосредоточено на исследовании дихотомии «конкуренция — монополия».

Развивая идеи марксизма, В. И. Ленин показал историческую эволюцию феномена конкуренции, завершающуюся превращением свободной конкуренции в монополистическую.

По Ленину, появление монополий — главного атрибута современной ему экономики — и установление их господства является показателем «высшей стадии капитализма».

Атрибутивный подход к изучению феномена конкуренции довольно долго практически единовластно господствовал в экономической науке. Развитие рыночных отношений и усложнение конкуренции как экономического феномена привело к тому, что наряду с данным подходом в начале XX в. акцент переместился на изучение конкуренции как совокупности действий субъектов рынка. [55]

Полагается, что подобная актуализация интереса обусловлена появлением работ М. Вебера, теория социального действия которого стала методологической основой исследования рынка, экономических исследований в целом. Конкуренция предстала как целерациональное действие, определяющее поведение субъектов рыночных отношений. [56]

Деятельностный подход позволил выявить операционные характеристики конкуренции, конкурентных действий. Стало очевидным, что конкурентное действие обусловлено определенным мотивом (системой мотивации), имеет временную протяженность.


Как отмечает Ю. Б. Рубин, в рамках данного подхода пытались показать, каким образом участникам рынка удается управлять интенсивностью собственных конкурентных действий, усиливать конкуренцию, наращивать конкурентные преимущества, избавляться от конкурентных недостатков, преодолевать конкурентные барьеры и справляться с соперниками в условиях относительной неопределенности рынков.

Конкуренция — сложное, многогранное экономическое явление. Развиваясь, оно из простых форм преобразовалось в многоуровневое, существующее в самых разнообразных формах явление, проникающее во многие сферы жизни общества. [57]

В соответствии с этим теория конкуренции не просто существует, но и постоянно эволюционирует, имея общую тенденцию к углублению знаний об этом сложном экономическом феномене.

Если первый период развития теории отличается существованием последовательно сменяющих друг друга парадигм, то последующий — их сосуществованием, а иногда и взаимопроникновением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Принципиальное различие между терминами «соперничество» и «конкуренция» сформулировал Ю. В. Тарануха: «Соперничество - это состязательный процесс, который протекает четко в рамках установленных правил с заранее прогнозируемым результатом, не имеющим для участников витальной ценности и ограничивающимся перепозиционированием соперников».
  • «Конкуренция - состязание, в котором ограничение возможностей каждого участника является свойством, закономерно вытекающим из самой природы состязания и обусловливающим их шансы на выживание». «Иначе говоря, борьба ведется не за первенство, ... а на выживание». Это означает, что принципиальное различие между данными терминами заключается в различном механизме отбора участников взаимодействия. В первом случае речь идет всего лишь об изменении места субъектов состязания в социальной иерархии, а во втором - о выживании участников, биологическом или, в случае рыночной конкуренции, предпринимательском.
  • Изучение проблемы конкуренции в рамках экономической науки обусловлено необходимостью понимания основных причин, определяющих победу в этой борьбе одних экономических субъектов над другими. Совокупность таких причин влияет на конкурентоспособность субъектов, то есть способность эффективно вести конкурентную борьбу.
  • Это свойство экономического субъекта является одной из ключевых характеристик успешности его деятельности в условиях рыночной экономики. Очевидно, что понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» тесно связаны между собой, и, возможно, понятие «конкурентоспособность» можно рассмотреть как некую потенциальную возможность участвовать в самой конкуренции, понятие которой может обозначать уже сам разворачивающийся социально-экономический процесс.
  • Однако ответов на вопросы о том, каким образом более точно и четко проявляется взаимосвязь этих понятий и как соотносятся друг с другом содержание и сущность этих категорий, в современной экономической науке еще не найдено - это, судя по всему, предстоит совершить научным исследованиям будущего.

ЛИТЕРАТУРА

  • Афанасьев Ш., Мясникова М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. 2005. – № 4. – С. 75–86.
  • Белокрылова, О.С. Теория инновационной экономики: учебник / под ред. О. С. Белокрыловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 376 с
  • Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело Лтд, 1994. – 720 с.
  • Вопросы теории конкуренции. Круглый стол // Современная конкуренция. 2010. № 3(21). С. 4–37.
  • Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского.- 2012 г.- №28.- стр. 317-321.
  • Данилов И.А., Волкова Е.В. Теоретические аспекты конкуренции: ретроспективный анализ и современное зарубежное и отечественное трактование // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 122–127.
  • Дынкина, А.А. Инновационная экономика / А.А. Дынкина, Н.И. Иванова. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Наука, 2004. – 352 с.
  • Инновационная модель развития экономики: материалы межрегиональной научно- практической конференции с международным участием / Мар. гос ун-т; отв. Ред. Н.С. Садовин, Т.Б. Кожевникова. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. – Вып. 18. – 324 с.
  • Кенэ Ф. Избранные экономические произведения / Ф. Кенэ; пер. с англ. – М.: Директ- Медиа, 2007. – 516 с.
  • Киселевич Ю.В. Экономическая направленность контроля управленческой деятельности предприятия // Современные проблемы права и управления: сборник докладов по итогам 5-й Международной научной конференции (Тула, 4-5 сентября 2015г.). - Тула: Папирус, 2015. - С. 68-72.
  • Князева И.В., Лукашенко О.А. Трансформация антимонопольной политики в политику защиты конкуренции: эволюция, тенденция, анализ, практика: монография/ И.В. Князева, О.А. Лукашенко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ; СибАГС, 2010. – 235 с.
  • Конкуренция — противоречивый идеал. Круглый стол // Современная конкуренция. 2011. № 1(25). С. 30–54.
  • Кравцевич С.В. Историкоэкономические взгляды на формирование представлений о конкуренции - Чита: ЧитГУ, 2011. - 146 с.
  • Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. – М.: Прогресс, 1993. – Т.2. – 310 с
  • Овчинков, А.В. Теоретические основы ин- новаций и инновационной деятельности / А.В. Овчинков // Вопросы новой экономики. – 2010. – № 2(14). – С. 97-102.
  • Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М. : Альпина Паблишер, 2011.
  • Портер М.Конкуренция : пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608с.
  • Радаев В. В. Конкуренция как социально укорененный процесс // Экономическая школа : альманах. Т. 6. Конкуренция и конкурентная политика. 2008. С. 63–78.
  • Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Дж. Робинсон. – М.: Прогресс, 1986. – 473 с.
  • Розанова Н.М. Политика поддержки конкуренции и промышленная политика в зарубежных странах // Terra economicus. – 2006. – № 1. – С. 32–47.
  • Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3(21). С. 38–67.
  • Фадеева Ю.В. Общественное благосостояние в условиях модернизации экономики // Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества: сборник докладов по итогам II Международной научно-практической интернет-конференции (Тула-Днепропетровск, 15 мая 2015г.). - Тула: Изд. ИЗУ ВПА, 2015. - С. 127-130.
  • Хайек Ф. Смысл конкуренции // Современная конкуренция. 2009. № 3(15). С. 18–28.
  • Хмелькова Н. В. От конкуренции к соконкуренции: новая логика конкурентного сотрудничества // Журнал экономической теории. 2010. № 1. С. 145–154.
  • Шаститко А. Конкуренция и антимонопольная политика в неоавстрийской теории// Экономическая политика. – 2008. – № 2. – С. 106–126. Явлинский Г.А. Периферийный капитализм / Г.А. Явлинский. – М.: Интеграл – Ин- форм, 2003. – 159 с
  • Шишлова С.Е. Развитие аутсорсинга финансовых услуг в сфере малого бизнеса // Современные проблемы права и управления: сборник докладов по итогам 5-й Международной научной конференции (Тула, 4-5 сентября 2015г.). - Тула: Папирус, 2015. - С. 192-194.
  • Шумпетер, Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер; Предисл. В. С. Автономова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 864 с.