Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Особенности жизненного цикла АО «КААЗ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие «внешняя среда» как экономическая категория связано с развитием научных течений, базирующихся на представлении организации как открытой системы, внутренняя стабильность которой зависит от условий, в которых она функционирует, и, в большей части среди них, – теории стратегического менеджмента.

Как писал один из основателей западной школы управления Мескон М. «в управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появились в конце 50−х гг.». Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром.

Исходя из высказывания, внешнюю среду можно определить, как совокупность всех сил и факторов, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности».

Отечественные исследователи Драчева Е.Л., Юликов Л.И. определяют внешнюю среду, как «комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании».

По мнению Головкова А.Н. «внешняя среда – это среда функционирования экономического субъекта, возникающая и существующая независимо от его деятельности и при этом оказывающая существенное воздействие на него».

Обобщая вышеперечисленные определения и с учетом рассматриваемой проблемы, можно дать следующее определение внешней среде как экономической категории: внешняя среда представляет собой динамично изменяющуюся совокупность факторов и условий искусственного или объективно-независимого происхождения, которые организация не способна контролировать, но которые напрямую или косвенно оказывают на нее положительное либо отрицательное воздействие.

Прежде чем выделять отдельные элементы внешней среды как системы, определять ее факторы, необходимо раскрыть ее сущностные признаки.

К характеристикам внешней среды относят:

1.Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Взаимосвязанность факторов внешней среды приводит к необходимости их комплексного, системного изучения.

2. Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них. Предприятие, имеющее более сложное производство, выпускающее большее количество товаров, использующее больше различных технологий, будет ощущать на себе влияние и большего числа факторов.


3. Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Эта характеристика, как и все остальные, будет специфической для каждой организации (отрасли). Выявлено, что в фармацевтической, химической, электронной промышленности скорость изменения технологий выше, чем, например, в машиностроении.

4. Неопределенность внешней среды – является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации недостаточно и есть определенные сомнения в ее точности, внешняя среда становится менее определенной и принимать верные управленческие решения становится труднее.

В приведенных признаках в целом о всех «cилах и факторах» и приводит к необходимости их последовательной классификации и группировке факторов внешней среды по тем или иным характеристикам.

По мнению Виханского О.С. данные факторы можно подразделить на (рис. 3):

факторы макроокружения, к которым относятся экономические, политико - правовые факторы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющая общества, научно - техническое и технологическое развитие, инфраструктура и так далее

факторы непосредственного окружения − покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы и прочее

Рис. 3. Факторы внешней среды

Токарев Б.Е. предлагает следующим образом сгруппировать факторы внешней среды(рис. 4):

факторы макросреды, из−за масштабности не попадающие под управление предприятием, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся на уровне региональных, а так же общегосударственных макроэкономических процессов

факторы микросреды, не относящиеся к «сфере влияния» данного предприятия вследствие активного объективного воздействия других общественных процессов и непредсказуемых действий конкурентов

Рис. 4. Факторы внешней среды

При исследовании и анализе факторов внешней среды необходимо учитывать следующие их свойства: взаимосвязанность факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды.

Взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы изолированно, эти факторы взаимосвязаны и изменяются.

Внутренняя среда представлена факторами, имеющими непосредственное отношение к самой компании и его возможностям по обслуживанию клиентов. Её образуют поставщики, потребители, компании-конкуренты. Внешняя среда, наоборот, представлена факторами более широкого плана - экономического, социально-культурного, демографического и научно-технического характера.


Параметры, по которым проводился анализ, можно разделить на 2 группы: относящиеся к внутренней среде работы практически любой компании (персонал, корпоративная культура, финансы, маркетинг и продажи, технологии) а также выявленные на основе анализа внешних факторов, влияющих на успешность деятельность компании на российском рынке (ценообразование, взаимодействие с конкурентами, взаимоотношение с клиентами, подразумевающее создание максимально комфортного процесса покупки и обслуживания, стратегия сегментации и принцип позиционирования).

Источники получения прогнозной информации о рынке могут быть как первичными (например, опрос-анкета, отчеты и т.д.), так и вторичными (статистические ежегодные издания).

Цель такого исследования - сегментация клиентов, вы­бор целевых сегментов рынка для компании. Сегментирование – это классификация потребителей в соответствии с особенностями их спроса на группы, отличающиеся относительной однородностью спроса, вкусов и предпочтений.

Для минимизации факторов внешней и внутренней среды компании придерживаются различных стратегий.

М Портер и компании BCG, McKinsey полагают, что для каждой отрасли на каждом этапе ее жизненного цикла существует ограниченное число ключевых стратегий, из которых нужно выбрать подходящую для компании.

В иностранной и российской экономической литературе сформулированы различные варианты конкурентной стратегии организации. Различают следующие типы:

1) конкурентные стратегии с высоким уровнем конкурентной активности (наступление);

2) конкурентные стратегии со средним уровнем конкурентной активности (оборона);

3) конкурентные стратегии с низким уровнем конкурентной активности (имитация).

Наиболее распространенной классификацией основных конкурентных стратегий является теория М.Портера. Исследователь предложил классифицировать конкурентные стратегии на основе масштаба рынка (широкий, узкий) и типа конкурентного преимущества (затраты или дифференциация). В результате этого подхода американский исследователь М.Портер определяет основные стратегии создания конкурентных преимуществ: стратегия дифференциация; стратегия лидерство в издержках; и стратегия фокусирования (два вида) (рис. 5).

Рис. 5. Типовые конкурентные стратегии по М. Портеру

Лидерство за счет экономии и издержек достигается за счет снижения общих издержек производства по сравнению с расходами конкурентов. Успешные лидеры по затратам могут идентифицировать и использовать на практике инструменты и методы для их снижения достаточно точно. Если чувствительность покупателей к цене достаточно высока, снижение издержек производства позволяет получить значительное конкурентное преимущество. Цель состоит в том, чтобы создать достаточно стабильное конкурентное преимущество в цене, чтобы впоследствии использовать в качестве активного средства борьбы для вытеснения конкурентов с рынка или получения дополнительной прибыли от продажи продуктов, цена которых установлена ​​при более низких производственных издержках.


Стратегия дифференциации эффективна в ситуациях, когда потребительские требования становятся все более разнообразными и они больше не соответствуют стандартным существующим товарам. Чтобы стать единственным производителем и предложить клиентам дополнительные свойства товара, важно сохранить это преимущество. Это проявляется, когда достаточно большое количество покупателей заинтересовано в предлагаемых дифференцированных возможностях товара.

Сфокусированные стратегии низких издержек и дифференциации ориентированы на узкий сегмент рынка. Цель стратегии - лучше обслуживать клиентов в целевом сегменте. В этом случае вы можете добиться преимущества при меньших затратах по сравнению с конкурентами в данной рыночной нише или предложить потребителям нечто иное, чем предложения конкурентов.

Таким образом, в современных условиях хозяйствования управление организациями как экономическими системами с учетом специфики проявления стадий их жизненного цикла определенно является перспективным типом управления.

2. Особенности жизненного цикла АО «КААЗ»

2.1. Анализ этапов жизненного цикла компании

АО «Канашский автоагрегатный завод» (ОАО «КААЗ») специализируется на производстве компонентов для автобусов.

Предприятие основано в 1944 году в г. Канаш Чувашской Республики, одном из наиболее густонаселенных регионов России. Канаш - это крупная транспортная артерия, через город проходят автомобильная и железная дороги федерального значения. Это способствует развитию тесных экономических связей между регионами, где производится автобусная продукция.

Предприятие прочно завоевывает рынок сбыта среди российских изготовителей продукции автомобилестроения. Разрабатываются новые конструкции передних осей и ведущих мостов для модельного ряда российских автобусов, осваивается их выпуск. В ближайшей перспективе предполагается ежегодный выпуск 28 тыс. штук передних осей, 15 тыс. штук ведущих мостов.

Таблица 3. Состав и характеристика дивизионов «Группы ГАЗ»

Название дивизиона

Особенности

Легкие коммерческие и легковые автомобили

Предприятия

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ); Ульяновский моторный завод (УМЗ); Завод «Нижегородские моторы»; Саранский завод автосамосвалов (САЗ)

Продукция

Легкие коммерческие автомобили; Среднетоннажные грузовые автомобили; Бензиновые двигатели

Марки

«ГАЗель NEXT»; «ГАЗель БИЗНЕС; «Соболь БИЗНЕС»; «ГАЗон NEXT»; ГАЗ-3309; «Садко»; «Детали машин ГАЗ»; УМЗ

Сервисно-сбытовая сеть

128 центров продаж в 87 городах России и 89 центров в 82 городах СНГ; 133 сертифицированных сервисных центров в 91 городе РФ, 59 в странах СНГ

Автобусы

Предприятия

Павловский автобусный завод (ПАЗ); Курганский автобусный завод (КАвЗ); Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ)

Продукция

Автобусы городские (включая полную гамму низкопольных), пригородные, междугородные и туристические, школьные и специального назначения

Марки

ПАЗ; ЛИАЗ; КАВЗ

Сервисно-сбытовая сеть

около 40 региональных дилеров и 100 сервисных станций в России, странах СНГ и Дальнего Зарубежья; 5 филиалов в России и странах СНГ по продаже автобусов, запасных частей, гарантийному и сервисному ремонту

Грузовые автомобили

Предприятия

Автомобильный завод «Урал»

Продукция

Полноприводные грузовые автомобили высокой проходимости с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8 грузоподъемностью от 4 до 20 т; Спецтехника различного назначения на шасси автомобилей «Урал»

Марки

«Урал»

Сервисно-сбытовая сеть

56 точек продаж (дилеры и представители) в России и странах СНГ;

89 сервисных центров

Силовые агрегаты

Предприятия

«Автодизель» (Ярославский моторный завод, ЯМЗ);

Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА)

Продукция

Дизельные двигатели; Топливная аппаратура для дизельных двигателей;

Коробки передач; Электроагрегаты

Марки

ЯМЗ; ЯЗДА

Сервисно-сбытовая сеть

Потребителями являются предприятия «Группы ГАЗ

Автокомпоненты

Предприятия

Автокомпонентные производства ГАЗа; Завод штампов и пресс-форм;

Канашский автоагрегатный завод (КААЗ)

Продукция

Системы PowerTrain (мосты, оси, подвеска, сцепление, колесные диски)

Системы управления (компоненты рулевых систем, тормозных систем, топливных систем, систем выпуска отработанных газов)

Элементы кузова (кузовная арматура, штамповка, платформы, рамы)

Оснастка (инструменты и приспособления, штампы и пресс-формы)

Детали кузнечного производства

Чугунное и цветное литье

Марки

ГАЗ; ЗШП; КААЗ

Сервисно-сбытовая сеть

Потребителями являются предприятия «Группы ГАЗ»


Нынешнюю техническую политику ОАО «КААЗ» определяет принцип гибкой технологии, позволяющей с незначительной переналадкой и заменой инструмента обрабатывать на одном и том же оборудовании широкую номенклатуру деталей и сборочных единиц. Этот же принцип является основным и при комплектовании полуавтоматических линий. Компактная, глубоко продуманная планировка основного производства, оптимальное размещение оборудования располагает к устойчивой ритмичности и гибкой управляемости производства, обеспечивает высокую ресурсосберегаемость.

На сегодня основную номенклатуру завода составляют детали и узлы колесно-ступичной группы, тормоза пневмогидравлические с клиновым и кулачковым механизмами разжима колодок, передние оси и ведущие мосты для автобусов, оси автотранспортных прицепов.

Стабильность процессов разработки, производства и обслуживания продукции обеспечивается сертифицированной системой менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000 (система по сертификации «РУССКИЙ РЕГИСТР»). Сертифицирована центральная заводская лаборатория. Аккредитована метрологическая лаборатория. Разработан и поэтапно внедряется план мероприятий по совершенствованию и повышению качества выпускаемой продукции.

Для определения жизненного цикла компании была выбрана модель Адизеса. По мнению И. Адизеса, для того чтобы быть успешной, организация должна быть результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе. Для решения этой задачи она должна обладать многочисленными, порой взаимоисключающими свойствами. Иначе говоря, организация должна быть способна выполнять следующие функции:

- production (P)- производство результатов (востребованные клиентами продукт или услуга);

- administration (A)- администрирование (управляемость);

- entrepreneurship (E)- предпринимательство (способность видеть перспективы, ставить новые цели, изменяться, адаптироваться);

- integration (I)- интеграция (объединение), использование командной работы.

Жизненный цикл предприятия АО «КААЗ» изображен на рис 6.

Рис. 6. Жизненный цикл компании АО «КААЗ»

АО «Канашский автоагрегатный завод» (АО «КААЗ»), расположено в г. Канаш Чувашской Республики, специализируется на производстве компонентов для автобусов. Этап зарождения предприятия приходится на 1944 г. Производство организовано в городе Канаше на базе мастерской законсервирован­ного завода «Газоочистка» Наркохимпрома.

1970 г. – зрелость. Период наиболее интенсивного развития предприятия - это 70-е годы. Завод начал специализироваться на выпуске тормозных узлов и деталей колесно-ступичной группы для грузовых и легковых автомобилей ЗИЛ, «Волга», УАЗ, автотракторных прицепов и полуприцепов.