Файл: Управление рентабельностью на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. окупаемость затрат;
  2. прибыльность продаж;
  3. доходность капитала и его частей.

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (П) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп).

Является свидетельством того, какую прибыль имеет предприятие от каждого рубля, затраченного им на осуществление хозяйственной деятельности и реализацию продукции. Данный показатель рассчитывается по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по пред­приятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности [1, c. 17].

Аналогичным образом определяется доходность инвестици­онных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (П) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ).

Рентабельность продаж (оборота) определяется как частное от деления прибыли, полученной от реализации продукции до выплаты процентов, налогов и сборов на сумму полученной выручки (В). Характери­зует эффективность хозяйственной деятельности и деятельности, связанной с реализацией продукции, отражая ту долю прибыли, которую имеет предприятие с каждого рубля, полученного от реализации продукции. Данный показатель может быть рассчитан как по предприятию в целом, так и по каждому отдельному виду реализуемой продукции.

Рентабельность совокупного капитала определяется как частное от отношения брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к средне­годовой стоимости всего совокупного капитала (KL).

Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисля­ется отношением прибыли от операционной деятельности до вы­платы процентов и налогов (Пад) к среднегодовой сумме операци­онного капитала (ОК.). Она характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе.

Анализ показателей рентабельности заключается в исследовании и изучении динамики вышеперечисленных показателей рентабельности и сравнении их с конкурентами.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), определенный по предприятию в целом, зависит от структуры продукции, реализуемой предприятием, ее себестоимости и уровня цен, по которым осуществляется реализация.

Показатели рентабельности могут быть выражены как в коэффициентном виде, так и в виде процентов, отражая долю прибыли, полученной с каждой осуществленной денежной единицы затрат. Показатели рентабельности являются теми показателями, которые отражают результаты хозяйственной деятельности более полно, чем показатели прибыли, так как являются качественными и отражают соотношение между доходами и обусловленными ими расходами.


Отражая эффективность работы предприятия в целом, а также и уровень доходности каждого отдельного направления деятельности предприятия, показатели рентабельности являются основой для оценки эффективности деятельности предприятия.

Иногда коэффициент рентабельности вычисляется в виде отношения прибыли (или нераспределенной прибыли) к собственному или общему капиталу предприятия. Для стабильно работающего предприятия существует устойчивая взаимосвязь между всеми этими соотношениями, и в качестве критерия можно выбирать любой из них. Используя принцип денежных потоков, будем определять коэффициент рентабельности деятельности предприятия в виде отношения чистой (нераспределенной) прибыли к совокупности полученных доходов [9, c. 72].

(1.1)

где:

Кр - коэффициент рентабельности деятельности предприятия по чистой прибыли;

ЧП - чистая (нераспределенная) прибыль предприятия;

Сумма Д - суммарный доход в виде выручки от реализации продукции (работ, услуг).

По оценкам зарубежных специалистов, этот коэффициент считается приемлемым, если он находится в пределах 8-15%.

2) Коэффициент абсолютной ликвидности, определяющий способность предприятия быстро выполнить свои краткосрочные обязательства.

(1.2)

где:

Кал - коэффициент абсолютной ликвидности;

ДС - денежные средства;

КФВ - краткосрочные финансовые вложения;

КО - краткосрочные обязательства [6, c. 223].

Нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности 0,2-0,5.

3) Коэффициент промежуточного покрытия, показывающий, сможет ли предприятие в заданные сроки рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам.

(1.3)

где:

Кпп - коэффициент промежуточного покрытия;

ДЗК - краткосрочная дебиторская задолженность, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Нормативное значение коэффициента промежуточного покрытия 0,7-0,8.

4) Коэффициент покрытия, определяющий достаточность ликвидных активов для погашения краткосрочных обязательств.

(1.4)

где:

Кп - коэффициент покрытия;

ДЗд - долгосрочная дебиторская задолженность, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;

ЗЗ - запасы и затраты [7, c. 237].

В строке 220 содержится сумма на счете 19.


Нормативное значение коэффициента покрытия 2-2,5.

5) Коэффициент финансовой независимости, характеризующий обеспеченность предприятия собственными средствами.

(1.5)

где:

Кфн - коэффициент финансовой независимости;

СС - собственные средства;

ИБ - итог (валюта) баланса.

Нормативное значение коэффициента финансовой независимости 50-60%.

Указанные нормативные значения коэффициентов могут служить ориентирами для оценки работы предприятия.

2 Анализ деятельности и системы управления прибылью на ОАО «Виником»

2.1 Краткая характеристика объекта исследования

Полное наименование предприятия – Открытое Акционерное Общество «Виником». Это стабильная, динамично развивающаяся фирма. Во главе ее стоят профессионалы, персонал - квалифицированные операторы, экономисты и менеджеры, получившие специальное образование и имеющие большой опыт работы.

Основой целью создания фирмы ОАО "Виником" является осуществление предпринимательской деятельности для получения прибыли.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом - генеральным директором Общества.

Предприятие как юридическое лицо в соответствии с первой частью Гражданского кодекса РФ действует на основании устава.

Открытое Акционерное Общество «ОАО» имеет офис, оборудованный всей необходимой офисной техникой, предоставляет все удобства клиентам.

За период работы фирма сумела завоевать широкий круг постоянных клиентов и зарекомендовала себя как надежного партнера в бизнесе. Все эти годы продукция фирмы успешно пользовалась спросом, как со стороны московских клиентов, так и со стороны покупателей различных регионов.

Организационно правовая форма: Открытое акционерное общество.

Уставной капитал на 30 ноября 2014 года составляет 10 000 000 рублей.

В процессе реализации своей цели Общество осуществляет следующие виды деятельности: закупка, хранение и экспорт алкогольной пищевой продукции; хранение алкогольной продукции; импорт, хранение и поставка алкогольной пищевой продукции.


С самого начала компания специализировалась на продажах алкогольной продукции. Компания изначально делала упор на работу с оптовыми рынками. В настоящий момент приоритетным направлением являются прямые продажи в розничные точки.

Компания «Виником» была основана в 1996 году и за время своего существования прошла путь от импорта только испанских вин до самых великих вин мира.

На сегодняшний день «Виником» уверенно занимает лидирующие позиции на российском рынке алкогольной продукции и входит в пятерку крупнейших компаний –дистрибьютеров в России.

Компания является эксклюзивным импортером таких всемирно известных Винных Домов, как:

Во Франции - Louis Roederer, Baron Philippe de Rotschild, Geoges Duboef, Henri Bourgeois, Maison Louis Latour, La Chablisienne, Paul Jabolet Aine, Domaines Schlumberger, Gabriel Boudier, Calvados Boulard и др.;

В Италии - Luce Della Vite, Barone Ricasoli, Rocche dei Manzoni, Marchesi di Barolo, Agricola Querciabella, Volpe Pasini, Agricola Spadafora, Tenuta Dell Ornellaia и др.;

В Испании – Freixenet, Marques de Caceres, Bodegas Y Bebidas, Fernando de Castillo и др;

В Чили – Carmen, Baron Philippe de Rotschild Chile.

Рис. 2.1 – Структура продаж ОАО «Виником»

2.2 Анализ показателей финансовой деятельности

Анализ ликвидности баланса основывается на сравнении активов, которые группируются в соответствии с их уровнем ликвидности и пассивов, которые группируются в соответствии со сроками их погашения.

Оценка аналитических показателей ликвидности баланса осуществляется с помощью аналитической таблицы (таблица 2.1, таблица 2.2).

Условиями абсолютной ликвидности баланса являются следующие условия:

А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

Проверим, являются ли балансы общества ликвидными.

Таблица 2.1

Абсолютные показатели ликвидности баланса ОАО «Виником», (тыс. руб.)

Активы

2011 год

2012 год

Пассивы

2011 год

2012 года

Платежный излишек (+), недостаток ( - )

2011 год

2012 год

1. Абсолютно ликвидные активы (средства в кассе и на расчетном счету организации, а также краткосрочные финансовые вложения) (А1)

2952

7557

1. Наиболее срочные обязательства (краткосрочная кредиторская задолженность) (П1)

6

4417

2946

7201

2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность) (А2)

453

2649

2. Краткосрочные обязательства (П2)

608

0

–155

2649

3. Медленно реализуемые активы (запасы и долгосрочные финансовые вложения) (А3)

1389

9437

3.Долгосрочные обязательства (П3)

0

0

1389

9437

4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы за исключением долгосрочных финансовых вложений) (А4)

108

150

4. Постоянные пассивы (собственный капитал организации) (П4)

4288

15376

–4180

–15226


Таблица 2.2

Абсолютные показатели ликвидности баланса ОАО «Виником», (тыс. руб.)

Активы

2012 год

2013 год

Пассивы

2012 год

2013 год

Платежный излишек (+), недостаток ( - )

2012 год

2013 год

1. Абсолютно ликвидные активы (средства в кассе и на расчетном счету организации, а также краткосрочные финансовые вложения) (А1)

7557

8877

1. Наиболее срочные обязательства (краткосрочная кредиторская задолженность) (П1)

4417

5376

7201

3501

2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность) (А2)

2649

8024

2. Краткосрочные обязательства (П2)

0

0

2649

8024

3. Медленно реализуемые активы (запасы и долгосрочные финансовые вложения) (А3)

9437

3790

3.Долгосрочные обязательства (П3)

0

0

9437

3790

4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы за исключением долгосрочных финансовых вложений) (А4)

150

147

4. Постоянные пассивы (собственный капитал организации) (П4)

15376

15463

–15221

–21581

Как видно из таблицы 2.1 и таблицы 2.2, баланс за 2011 год является абсолютно ликвидным, т.к. в нем выполнены все неравенства, в балансе за 2012 год не выполнено второе неравенство, однако имеющееся отклонение полностью покрывается платежным излишком по соотношению А1 – П1, баланс за 2013 год являются абсолютно ликвидными, т.к. все необходимые неравенства соблюдены.

На рис. 2.2 отразим изменения платежного излишка (недостатка) ОАО «Виником» в течение анализируемого периода.

Теперь определим текущую ликвидность. Для этого сравнивают показатели А1 с П1 и А1+ А2 с П2. Из этого соотношения видно, что в 2011 году текущая ликвидность была положительной: А1 > П1 2946 тыс. руб. В 2012 году текущая ликвидность также осталась положительной А1 > П1 и составила 7201 тыс. руб. соответственно. К концу 2013 года текущая ликвидность также положительная: А1 > П1 и А2 > П2 и стала составлять 3501 и 8024 тыс. руб. соответственно.

Рис. 2.2 – Динамика платежного излишка ОАО «Виником» за 2011 – 2013 годы

Из этого можно сделать вывод, что предприятие является платежеспособным и данная тенденция стабильна.