Файл: Управление рентабельностью на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.5

Коэффициенты рентабельности предприятия (%)

Наименование

Расчетная формула

Что характеризует

Расчет

1.Рентабельность реализации продукции

1.1. Рентабельность реализованной продукции (Ррп)

Ррп = (Пр / Срп) * 100

где: Пр – прибыль от реализации товаров;

Срп – полная себестоимость реализации продукции

(стр. 140 / стр. 020 ф. № 2)

Показывает, сколько прибыли от реализации продукции приходится на один рубль полных затрат

Ррп2012 = 7879 / 27221 * 100 = 28,94;

Ррп2013 = 145 / 31654 * 100 = 0,46.

1.2. Рентабельность изделия (Ризд)

Ризд = (П / Срп) * 100

где: П – прибыль по калькуляции издержек на изделие или группу изделий;

(стр. 029 / стр. 020 ф. № 2)

Показывает прибыль, приходящуюся на 1 рубль затрат на изделие (группу изделий)

Ризд2012 = 14191 / 27221 * 100 = 52,13;

Ризд2013 = 8100 / 31654 * 100 = 25,59.

2. Рентабельность производства (Рп)

Рп = (БП / (ОСср + МПЗср)) * 100,

где: БП – бухгалтерская прибыль (общая прибыль до налогообложения);

ОСср – средняя стоимость основных средств за расчетный период;

МПЗср - средняя стоимость материально-производственных запасов за расчетный период.

(стр. 140 ф. №2 / (стр. 120 б. + стр. 210 б))

Отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль производственных ресурсов (материальных активов предприятия)

Рп2012 = 78795 / 5535 * 100 = 142,35;

Рп2013 = 145 / 6782 *100 = 2,14.

3. Рентабельность активов (имущества)

3.1. Рентабельность совокупных активов (Ра)

Ра = (БП / Аср) * 100,

где: Аср – средняя стоимость совокупных активов за расчетный период.

(стр. 140 ф. № 2 / стр. 300 б.)

Отражает величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль совокупных активов

Ра2012 = 7879 / 12347 * 100 = 63,81;

Ра2013 = 145 / 20315 * 100 = 0,71.

3.2. Рентабельность внеоборотных активов (Рвоа)

Рвоа = (БП / ВОАср) * 100,

Где: ВОАср – среднегодовая стоимость внеоборотных активов.

(стр. 140 ф. № 2 / стр. 190 б.)

Отражает величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль внеоборотных А.

Рвоа2012 = 7879 / 129 * 100 = 6107,75;

Рвоа2013 = 145 / 148,5 * 100 = 97,64.

3.3. Рентабельность оборотных активов (Роа)

Роа = (БП / ОАср) * 100,

Где: ОАср – среднегодовая стоимость оборотных активов

(стр. 140 ф. № 2 / стр. 290 б.)

Показывает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль оборотных активов.

Роа2012 = 7879 / 12218,5 * 100 = 69,48;

Роа2013 = 145 / 20167 * 100 = 0,72.

3.4. Рентабельность чистого оборотного капитала (Рчок)

Рчок = (БП / ЧОКср) * 100,

Где: ЧОКср – средняя стоимость чистого оборотного капитала за расчетный период

(стр. 140 ф. № 2 / ф. (8))

Показывает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на каждый рубль чистого оборотного капитала.

Рчок2012 = 7879 / 15226 * 100 = 51,75;

Рчок2013 = 145 / 15315 * 100 = 0,95.

4. Рентабельность собственного капитала (Рск)

Рск = (ЧП / СКср) * 100,

Где: ЧП – чистая прибыль; СКср – среднегодовая стоимость собственного капитала.

(стр. 190 ф. № 2 / стр. 490 б.)

Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала.

Рск2012 = 5988 / 9832 * 100 = 60,90;

Рск2013 = 87 / 15419,5 * 100 = 0,56.

5. Рентабельность продаж (Рпродаж)

Рпродаж = (БП / ОП) * 100,

Где: ОП – объем продаж.

(стр. 140 ф. № 2 / стр. 010 ф. № 2)

Характеризует, сколько бухгалтерской прибыли приходится на рубль объема продаж.

Рпродаж2012= 7879 / 414129 * 100 = 19,031;

Рпродаж2013 = 145 / 39754 * 100 = 0,36.


Теперь обсудим полученные данные.

Рентабельность реализованной продукции (Ррп) снизилась к 2013 году с 28,94% до 0,46%, что является отрицательной тенденцией.

Рентабельность изделия также снизилась: Ризд2012 = 52,13%; Ризд2013 = 25,59%.

Рентабельность производства также повысилась: Рп2012 = 14,4%; Рп2013 = 24,37%. Это говорит о том, что затраты на производство продукции значительно возросли.

Рентабельность активов также значительно упала: до 0,71%, т.е. прибыль, приходящаяся на каждый рубль активов, снизилась.

Рентабельность внеоборотных активов снизилась до 97,64%. Таким образом, прибыль, получаемая от использования внеоборотных активов, значительно снизилась, что является отрицательным знаком.

Рентабельность оборотных активов также упала: Роа2012 = 69,48%; Роа2013 = 0,72%. Как видно, рентабельность оборотных активов намного упала.

Рентабельность чистого оборотного капитала также снизилась до 0,95%.

Рентабельность собственного капитала снизилась с 51,75% до 0,95%.

Рентабельность продаж также упала: Рпродаж2012 = 19,03%; Рпродаж2013 = 0,36%.

Итак, проанализировав полученные показатели рентабельности, видим падение рентабельности по всем показателям, что является отрицательным моментом и является главной причиной значительного снижения прибыли.

2.3 Маржинальный анализ

Маржинальный подход к оценке финансовых результатов и структуры затрат при данном объеме продаж предполагает разграничение переменных и постоянных затрат на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности и продажу продукции. Признанные коммерческие и управленческие расходы как расходы периода рассматриваются как условно-постоянные расходы. К числу постоянных расходов можно отнести и амортизацию основных средств и прочие расходы. Корректировка себестоимости и валовой прибыли на сумму амортизации и прочих расходов позволит приблизить последний показатель к величине маржинального дохода (как разнице между выручкой и переменными затратами).

Это дает возможность оценить динамику таких показателей, как критический объем продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности и делает выводы о рисках хозяйственной деятельности, связанных с нерациональной структурой затрат и последствиями вероятного снижения объема продаж.

Маржинальный доход предприятия позволяет определить предельные показатели финансово – хозяйственной деятельности. Критический объем продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности взаимосвязанные показатели. При определенном (критическом) объеме продаж выручка от продажи становится равной совокупным затратам на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности и продажу продукции. Разница между годовым объемом продаж и критическим объемом продаж составляет запас финансовой прочности, который рассматривается как показатель риска. Если снижение объема продаж станет равным запасу финансовой прочности, то финансовый результат будет равен нулю. При снижении объема продаж, превышающем запас прочности, финансовый результат обратиться в убыток. Чем ниже запас прочности, тем выше риск не покрыть постоянные расходы и получить убыток при сокращении объема продаж. Иначе говоря, изменение постоянных расходов не соответствует изменению объема продаж, то есть является экономически обоснованным.


В свою очередь операционный рычаг, являясь величиной обратной величине запаса финансовой прочности, свидетельствует об усилении риска, связанного с нерациональной структурой затрат при данном объеме продаж. Расчет этих показателей приведен в табл. 1.7.

Таблица 1.7

Оценка тенденций формирования прибыли от продаж ОАО «Виником», тыс. руб.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное изменение (+/-)

1. Выручка от продажи продукции

4750

41412

39754

35004

2. Переменные затраты

2126

6359

8101

5975

3. Маржинальный доход

2624

35053

31653

29029

4. Постоянные затраты

3363

27221

31654

28291

5. Прибыль от продаж

–739

7832

–1

738

6. Коэффициент покрытия постоянных затрат (Маржинальный доход / Выручка от продаж)

0,55

0,85

0,80

0,25

7. Критический объем продаж (Постоянные расходы / коэффициент покрытия постоянных затрат)

6115

32025

39568

33453

8. Операционный рычаг (Переменные затраты / Прибыль от продаж)

–2,88

0,81

–8101

–8098,12

9. Запас финансовой прочности, (1 / Операционный рычаг), %

–0,35

1,23

–0,0001

0,3409

За анализируемый период 2011 – 2013 г.г. операционный рычаг снизился с –2,88 до –8101, а запас финансовой прочности возрос с –0,35 до –0,0001, что свидетельствует о благоприятной тенденции в формировании финансовых результатов ОАО «Виником». Тем не менее отметим, что запас финансовой прочности очень низок. Критический объем продаж (точка безубыточности) выше уровня выручки от реализации, что свидетельствует о значительных проблемах в деятельности предприятия. Получаемая прибыль предприятия обусловлена положительным сальдо внереализационных операций, по основной деятельности предприятия наблюдается убыток как в начале анализируемого периода, так и в его конце. В 2012 году ситуация была более благоприятной, предприятие получило прибыль в результате осуществления основной деятельности, однако в 2013 году опять произошло ухудшение и по основной деятельности вновь получен убыток, хоть и незначительный (1 тыс. руб.).

Таким образом, проведенный анализ выявил основные проблемы в деятельности предприятия, которые заключаются в низком уровне рентабельности деятельности предприятия. Возможности повышения уровня рентабельности заключаются в повышении уровня цен реализации, что неэффективно в условиях финансового кризиса, когда основной упор делается на ценовую конкуренцию. Повышение уровня цен может очень отрицательно сказаться на сбыте организации и не даст ожидаемого эффекта. Таким образом, основные мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия должны быть направлены на снижение себестоимости реализуемой продукции.


3 Разработка мероприятий по повышению рентабельности деятельности предприятия

3.1 Мероприятия по стимулированию сбыта

При проведении анализа было выявлено, что резервом снижения дебиторской задолженности в целом является задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками. Отсюда следует, что стоит предложить мероприятие по снижению дебиторской задолженности со стороны клиентов, которым оказываются различные услуги. В расчетах будет использоваться средний период инкассации дебиторской задолженности определенный на предприятии – 4 месяца.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности также очень сильно уменьшился. В связи с этим период оборота дебиторской задолженности существенно увеличился, что абсолютно недопустимо и требует кардинальных изменений в системе управления дебиторской задолженностью. Следует сказать, что увеличение периода инкассации задолженности произошло не только из-за существенного уменьшения объема реализации услуг, но и из-за увеличения предоставляемого сторонним организациям коммерческого кредита. Поэтому одним из положительных эффектов предоставления скидки клиентам будет уменьшение периода оборота дебиторской задолженности.

Одним из наиболее эффективных методов сокращения дебиторской задолженности является предоставление скидок заказчикам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед предприятием. Как правило, ценовые скидки являются инструментом стимулирования продаж товаров, спрос на которые имеет сезонный характер, либо товаров с ограниченным сроком хранения.

Однако ценовые скидки могут использоваться при больших показателях дебиторской задолженности, так как она отвлекает из оборота средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Однако на анализируемом предприятии существуют большие финансовые трудности, поэтому оно не может себе позволить исполнять роль финансового института, поскольку анализ его финансового состояния показал, что оно не обладает мощными денежными ресурсами. Предприятие, находящееся в кризисном состоянии, может устанавливать ценовые скидки на любой вид услуг с целью увеличения притока денежных средств, необходимых для восстановления платежеспособности и предотвращения ущерба, вызванного дефицитом оборотных средств.


Задачу определения целесообразности установления ценовых скидок можно сформулировать так: что выгоднее – потерять часть прибыли, снизив цену, либо нести затраты, связанные с омертвлением капитала, не снижая цены? Решение данной базовой задачи позволит перейти к другим вариантам сравнения, например, сравнивать потери от установления ценовых скидок с ожидаемым ущербом или упущенной выгодой предприятия. Кроме этого, целесообразно установить оптимальную величину ценовой скидки, при которой достигается наивысший эффект.

Основной проблемой, возникающей при принятии любых ценовых решений, является установление взаимосвязи между ценой и сбытом.

Также необходимо отметить преимущества скидки:

  • она является способом регулирования дебиторской задолженности;
  • это инструмент увеличения объема продаж и в конечном счете прибыли, иногда потенциально;
  • скидка способствует увеличению притока денежных средств в отдельных случаях и при неудовлетворительном финансовом состоянии;
  • она выполняет роль психологического фактора, так как поощрение (в форме скидки) всегда лучше, чем наказание (штраф и др.). Лучше более раннюю оплату с помощью скидок, как правило, поощрять, чем штрафовать за просроченную оплату;
  • быстрая оплата со скидкой в условиях инфляции позволяет вкладывать деньги в доходный бизнес и не допускает уменьшения стоимости неполученных денег;
  • скидка и быстрая оплата не требуют от предприятия дополнительных оборотных средств, как при отсрочке платежа.

Естественно, основным недостатком скидки являются определенные потери денежных средств по сравнению со 100%-й оплатой.

Таким образом, решая вопрос о приоритете стимула (скидки или отсрочки) продавца покупателю, следует в первую очередь ставить размер скидки в зависимость от темпов инфляции и во вторую – от соотношения рентабельности финансовых вложений и процента за кредит.

Следовательно, продавец всегда будет решать проблему: потери от скидки больше, меньше либо равны потерям от отсрочки. Главным определяющим фактором решения этой проблемы является следующие соотношение: доходы от финансовых вложений больше, меньше или равно процентов за кредит. Если доходы от вложений больше процентов за кредит, продавцу следует стимулировать покупателя скидкой с цены и все свободные собственные средства направлять в финансовые вложения и при отсрочке платежа возмещать отвлекаемые в расчеты средства с помощью кредита. Если доходы от финансовых вложений меньше процентов за кредит, тогда кредитом на покрытие отсрочки пользоваться не следует, покрывая отвлекаемые в расчеты средства собственными деньгами. Но здесь возникает проблема неравномерности отвлекаемых в расчеты средств, которую, как известно, без кредита решить сложно.