Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Оценка налоговой системы Российской Федерации на современном этапе).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налоговых систем
1.1 Основные элементы налоговой системы
1.2 Налоговые системы зарубежных государств
1.3 Принципы налогообложения в Российской Федерации
2. Оценка налоговой система на современном этапе
2.1 Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2 Исследование налоговых поступлений в консолидированный бюджет Москвы
3. Предложения по совершенствованию налоговой системы в Российской Федерации
7. Возможность переложения
- Косвенные - которые включают в цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки, увеличивающей её и уплачиваются потребителем товаров (работ, услуг) в их цене
- Прямые – взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика
- Личные - учитывают платежеспособность налогоплательщика
- Доходы физических лиц
- Реальные - не учтённое финансовое положение налогоплательщика, уровень доходности объекта налогообложения
8. По способу уплаты
- Удержания - обязанность по исчислению налога возложена на 3-е лицо, которое в силу Закона обязано выступить налоговым агентом
- Начисления – уплата налога на основе налоговой декларации – официального заявления о своих налоговых обязательствах
- Кадастровый – налогообложение имущества производится на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода
9. Принадлежность к уровню управления и власти
Региональные
- Транспортный
- Налог на имущество организаций
- На игорный бизнес
Федеральные
- НДС
- Акцизы
- На доходы физических лиц
- На прибыль организаций
- На добычу полезных ископаемых
- Водный налог
- Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
- Государственная пошлина
Местные
- Земельный налог
- На имущество физических лиц
- Торговый сбор
Система российского налогового законодательства представляет собой совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права. Выделяют три уровня нормативных документов:
- НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
- законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
- нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
2. Оценка налоговой система на современном этапе
2.1 Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации
Таблица 2 - Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.
Вид налога |
2016 |
2017 |
2018 |
Относительное отклонение (%), 2018 г. от |
Абсолютное отклонение (+,-), 2018 г. от |
||
2016 г. |
2017 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||||
Налоговые поступления - всего |
14386,06 |
17197,01 |
21142,04 |
147,0 |
122,9 |
6755,98 |
3945,03 |
Налог на прибыль организаций |
2770,1 |
3289,9 |
4099,9 |
148,0 |
124,6 |
1329,8 |
810 |
НДФЛ |
3017,2 |
3251,1 |
3652,9 |
121,1 |
112,4 |
635,7 |
401,8 |
НДС, реализуемые в РФ |
2657,39 |
3069,9 |
3574,6 |
134,5 |
116,4 |
917,21 |
504,7 |
Акцизы, продукции производимой в РФ |
1293,8 |
1521,2 |
1493,1 |
115,4 |
98,2 |
199,3 |
-28,1 |
НДС, ввозимые в РФ |
150,7 |
166,3 |
186,5 |
123,8 |
112,1 |
35,8 |
20,2 |
Акцизы, продукции ввозимой в РФ |
3,29 |
2,25 |
1,18 |
35,9 |
52,4 |
-2,11 |
-1,07 |
Налог на имущество физических лиц |
36,08 |
52,2 |
61,3 |
169,9 |
117,4 |
25,22 |
9,1 |
Налог на имущество организаций |
764,5 |
856,1 |
985,1 |
128,9 |
115,1 |
220,6 |
129 |
Транспортный налог |
139,07 |
154,9 |
161,1 |
115,8 |
104,0 |
22,03 |
6,2 |
Налог на игорный бизнес |
0,81 |
0,98 |
2,02 |
249,4 |
206,1 |
1,21 |
1,04 |
Земельный налог |
176,4 |
186,01 |
187,06 |
106,0 |
100,6 |
10,66 |
1,05 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2929,4 |
4130,4 |
6127,3 |
209,2 |
148,3 |
3197,9 |
1996,9 |
Водный налог |
2,27 |
2,39 |
2,77 |
122,0 |
115,9 |
0,5 |
0,38 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
2,59 |
2,75 |
2,85 |
110,0 |
103,6 |
0,26 |
0,1 |
Государственная пошлина |
35,5 |
35,9 |
37,4 |
105,4 |
104,2 |
1,9 |
1,5 |
Прочие |
406,96 |
474,73 |
566,96 |
139,3 |
119,4 |
160 |
92,23 |
Рассмотрим таблицу 2, в которой показана динамика налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Начнём с налоговых поступлений в сумме, они увеличились на 47% по сравнению с 2016 годом и всего на 22,9% по сравнению с 2017 годом. Заметно вырос налог на имущество физических лиц, с 2016 года он вырост на 69,9%, что равно 25,22 млрд. руб. Налог на добычу полезных ископаемых стремительно увеличился в 2 раза, это на 3197,9 млрд. руб. больше, чем в 2016 году, по причине роста цен на мировом рынке основных ископаемых: нефти и природного газа. Так же большие изменения произошли и с налогами на игорный бизнес, которые с 2016 года выросли почти в 2,5 раза, по причине того, что всё большим компаниям выдают лицензию на осуществления игорного бизнеса.
Рисунок 2 - Динамика налоговых поступления за 2016-2018 г. в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.
Так же мы видим на рисунке 2, динамику налоговых поступлений с 2016 по 2018 год. Мы видим, как она стремительно повышается, она выросла на 6755,98 млрд. руб., это на 47% больше, чем в 2016 году. Но по сравнению с 2017 годом, в 2018 налоговые поступления выросли только на 3945,03 млрд. руб., что составляет 22,9%.
Рисунок 3 – Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2018 г.
На рисунке 3 графически представлены самые большие налоговые поступления. Рассмотрим основные налоговые поступления и разберём, по какой причине по данным налогам происходит достаточно масштабные суммы платежей. Большую часть у нас составляет налог на добычу полезных ископаемых, как и говорилось ранее, причиной настолько больших выплат является мировой рост цен на основные природные ископаемые – нефть, природный газ. Немало увеличивается спрос на добычу полезных ископаемых и природных ресурсов, т.к. они поставляются ещё и за границы Российской Федерации, где имеют не малый спрос. На 10% меньше у налога на прибыль организации, в 2018 году он составляет 4099,9 млрд. руб., это на 48% больше, чем в 2016 году, по причине того, что становится всё больше организаций, у которых основная задача – прибыль. Они пытаются выжать прибыль из всего и собственно говоря из-за этого, растёт и налог. Но увы, не все организации работают чисто и исправно платят налоги, часть организаций ведёт так называемую «чёрную» кассу и пытается всячески уйти от налогов. Если бы они все действовали в рамках закона и исправно платили налоги, цифры были бы намного больше. Так же недалеко от налогов на прибыль организаций отошли налог на доход физических лиц и налог на добавленную стоимость, товаров, реализуемых в Российской Федерации, они вместе составляют 34% налоговых поступлений, в том числе каждый из них по 17%. Тут так же можно заметить, на основании таблицы 2, что они не особо критично, но всё же выросли по сравнению с 2016 годом, на 21,1% и 34,5% соответственно. Налог на доход физических лиц заметно поднялся из-за большого количество ежегодно прибывающих, в данном случае в Российскую Федерацию, физических лиц нерезидентов, которые устраиваются на работу и оплачивают налоги. Налог на добавленную стоимость товаров, реализуемых в Российской Федерации тоже становится больше, т.к. открывается много компаний по изготовлению тех или иных продуктов, это отображается на налоге на прибыль организации.
Таблица 3 - Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.
Вид налога |
2016 |
2017 |
2018 |
Изменение структуры (+,-), 2018 г. от |
||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
2016 г. |
2017 г. |
|
Налоговые поступления - всего |
14386,06 |
100 |
17197,01 |
100 |
21142,04 |
100,0 |
x |
x |
Налог на прибыль организаций |
2770,1 |
2770,1 |
3289,9 |
3289,9 |
4099,9 |
4099,9 |
1329,8 |
810,0 |
НДФЛ |
3017,2 |
3017,2 |
3251,1 |
3251,1 |
3652,9 |
3652,9 |
635,7 |
401,8 |
НДС, реализуемые в РФ |
2657,39 |
2657,4 |
3069,9 |
3069,9 |
3574,6 |
3574,6 |
917,2 |
504,7 |
Акцизы, продукции производимой в РФ |
1293,8 |
1293,8 |
1521,2 |
1521,2 |
1493,1 |
1493,1 |
199,3 |
-28,1 |
НДС, ввозимые в РФ |
150,7 |
150,7 |
166,3 |
166,3 |
186,5 |
186,5 |
35,8 |
20,2 |
Акцизы, продукции ввозимой в РФ |
3,29 |
3,3 |
2,25 |
2,3 |
1,18 |
1,2 |
-2,1 |
-1,1 |
Налог на имущество физических лиц |
36,08 |
36,1 |
52,2 |
52,2 |
61,3 |
61,3 |
25,2 |
9,1 |
Налог на имущество организаций |
764,5 |
764,5 |
856,1 |
856,1 |
985,1 |
985,1 |
220,6 |
129,0 |
Транспортный налог |
139,07 |
139,1 |
154,9 |
154,9 |
161,1 |
161,1 |
22,0 |
6,2 |
Налог на игорный бизнес |
0,81 |
0,8 |
0,98 |
1,0 |
2,02 |
2,0 |
1,2 |
1,0 |
Земельный налог |
176,4 |
176,4 |
186,01 |
186,0 |
187,06 |
187,1 |
10,7 |
1,1 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2929,4 |
2929,4 |
4130,4 |
4130,4 |
6127,3 |
6127,3 |
3197,9 |
1996,9 |
Водный налог |
2,27 |
2,3 |
2,39 |
2,4 |
2,77 |
2,8 |
0,5 |
0,4 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
2,59 |
2,6 |
2,75 |
2,8 |
2,85 |
2,9 |
0,3 |
0,1 |
Государственная пошлина |
35,5 |
35,5 |
35,9 |
35,9 |
37,4 |
37,4 |
1,9 |
1,5 |
Прочие |
406,96 |
407,0 |
474,73 |
474,7 |
566,96 |
567,0 |
160,0 |
92,2 |
В таблице 3 мы рассмотрим структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Самое большое изменение структуры мы наблюдаем по налогу на добычу ископаемых, по сравнению с 2016 годом в 2018 году она повысилась на 3197,9 млрд.руб., в то время как по сравнению с 2017 годом изменение произошло на 1996,9 п.п. Следующий с большим отрывом идет налог на прибыль организации, что составляет 1329,8 млрд.руб. по сравнению 2018 года с 2016 годом. Дальше идёт налог на добавленную стоимость товаров, реализуемых в Российской Федерации, тут изменение структуры в 2018 году составило 917,2 млрд.руб. в сравнении с 2016 годом и 504,7 млрд.руб. в сравнении с 2017 годом. У большей части налогов были не значительные изменения структуры, но присутствуют в данной таблице налог, который изменился в меньшую сторону от 0, это акцизы, продукции ввозимой в Российскую Федерацию, её показатель в 2018 году составил 1,18 млрд.руб., это на -2,1 млрд.руб. по сравнению с 2016 годом и на -1,1 млрд.руб. по сравнению с 2017 годом. Так же максимально ушло в минус изменение акциза, продукции производимой в Российской Федерации, в 2018 году составил 1493,1 млрд.руб., по сравнению с 2017 годом это меньше на 28,1 млрд.руб.
2.2 Исследование налоговых поступлений в консолидированный бюджет Москвы
Таблица 4 - Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Москвы, млрд. руб.
Вид налога |
2016 |
2017 |
2018 |
Относительное отклонение (%), 2018 г. от |
Абсолютное отклонение (+,-), 2018 г. от |
||
2016 г. |
2017 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||||
Налоговые поступления - всего |
2643,2 |
3061,3 |
3476,6 |
131,5 |
113,6 |
833,4 |
415,3 |
Налог на прибыль организаций |
812,4 |
1061,3 |
1224,4 |
150,7 |
115,4 |
412 |
163,1 |
НДФЛ |
749,2 |
824,1 |
943,2 |
125,9 |
114,5 |
194 |
119,1 |
НДС, реализуемые в РФ |
705,9 |
750,8 |
844,9 |
119,7 |
112,5 |
139 |
94,1 |
Акцизы, продукции производимой в РФ |
86,1 |
73,7 |
71 |
82,5 |
96,3 |
-15,1 |
-2,7 |
НДС, ввозимые в РФ |
59,7 |
63,6 |
71,03 |
119,0 |
111,7 |
11,33 |
7,43 |
Акцизы, продукции ввозимой в РФ |
0,65 |
0,88 |
0,8 |
123,1 |
90,9 |
0,15 |
-0,08 |
Налог на имущество физических лиц |
7,3 |
13 |
16,2 |
221,9 |
124,6 |
8,9 |
3,2 |
Налог на имущество организаций |
100,1 |
132,8 |
145,2 |
145,1 |
109,3 |
45,1 |
12,4 |
Транспортный налог |
22,08 |
25,6 |
25,3 |
114,6 |
98,8 |
3,22 |
-0,3 |
Налог на игорный бизнес |
0,06 |
0,07 |
0,32 |
533,3 |
457,1 |
0,26 |
0,25 |
Земельный налог |
18,3 |
18,9 |
18,4 |
100,5 |
97,4 |
0,1 |
-0,5 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1,97 |
0,18 |
0,22 |
11,2 |
122,2 |
-1,75 |
0,04 |
Водный налог |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
100,0 |
100,0 |
0 |
0 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
50,0 |
100,0 |
-0,01 |
0 |
Государственная пошлина |
7,09 |
7,2 |
7,08 |
99,9 |
98,3 |
-0,01 |
-0,12 |
Прочие |
72,32 |
89,15 |
108,53 |
150,1 |
121,7 |
36,21 |
19,38 |