Файл: Роль мотивации в поведении организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе исследования была проведена беседа с руководителем
гостиничного предприятия «Дружба». Были заданы такие вопросы, как «Какие методы мотивации персонала используются на вашем предприятии?», «Как часто употребляются данные методы?». На основании анализа ответов была определена структура системы мотивации сотрудников гостиничного
предприятия «Дружба», которая состоит из следующих элементов: экономические методы, социальные методы, административные методы.

Для определения частоты применения данных методов мотивации была
разработана специальная таблица. С помощью данной таблицы руководитель
гостиницы «Дружба» ставил баллы от 0 до 4, которые обозначают временной
промежуток тем видам мотивации, которые применяются в нём. Всего было
взято равное количество форм стимулирования из каждого метода мотивации.

Таблица 3

Определение частоты применения методов мотивации на гостиничном предприятии «Дружба»

Методы
мотивации

Присвоение баллов формам мотивации

Итого
баллов

1

2

3

4

5

6

Экономические

Премии, бонусы, повышение должностного оклада — 3

Денежные поощрения и компенсации в связи с личными праздниками
и юбилеями, смертью родственников — 1

Надбавка за «выслугу лет» — 0

Оплата
проезда
работника до места работы —3

7

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

Административные

Взыскания — 2

Предупреждения — 4

Выговоры — 2

Строгие
выговоры — 1

9

Социальные

Ввод сокращения рабочей недели или дня — 3

Бесплатный доступ в сеть Интернет —4

Бесплатный медицинский осмотр— 1

Повышение гибкости графика
работы—4

12

4 – примерно каждую неделю; 3 балла — примерно каждый месяц; 2 балла — примерно каждые полгода; 1 балл — примерно каждый год; 0 баллов — реже раза в год.


Перечисленные методы мотивации можно представить в виде иерархии,
где на первом месте находятся социальные, на втором административные, а на третьем экономические элементы системы мотивации. Данная иерархия
представляет собой частоту применения методов мотивации на гостиничном
предприятии «Дружба», которая представлена на рисунке 9.

Рисунок 9 — Частота применения методов мотивации
на гостиничном предприятии «Дружба», выраженная в баллах

Заработная плата начисляется сотрудникам по повременно-премиальной
и сдельной системам. На предприятии использование прямой индивидуальной сдельной системы оплаты труда предполагает, что размер заработка определяется количеством выработанной им за определённый отрезок времени продукции (применительно к поварам действующего ресторана гостиничного предприятия) или оказания гостиничной услуги. Вся выработка работника гостиницы оплачивается по одной постоянной сдельной расценке. Поэтому заработок работника увеличивается прямо пропорционально его выработке. Для руководителей, специалистов и служащих гостиницы «Дружба» используется система должностных окладов. Основным экономическим методом стимулирования для руководителей, специалистов и служащих гостиницы «Дружба» является премия, связанная с результативностью предприятия, и зависящая непосредственно от загрузки гостиничного предприятия.

В гостинице установлено также единовременное вознаграждение за
выслугу лет. Данное вознаграждение выплачивается работникам, проработавшим на гостиничном предприятии «Дружба» полный календарный год.

Кроме того, работникам данной гостиницы выплачиваются следующие
доплаты и надбавки: оплата за всё время сверхурочной работы и в выходные дни или праздничные, которое производится в двойном размере; доплата за дополнительные должностные обязанности, связанные с материальной ответственностью.

Работникам гостиницы выплачивается материальная помощь в связи с
похоронами, тяжелыми материальными условиями. Помимо этого в гостинице «Дружба» проводится стимулирование в виде денежного вознаграждения
сотрудника в связи сего днём рождения.

К социальным методам мотивации относятся следующие мероприятия,
проводимые на данном гостиничном предприятии: страхование жизни; бесплатный медицинский осмотр; гарантированные отчисления в пенсионный фонд; ввод сокращения рабочей недели или дня; бесплатный доступ в сеть Интернет; повышение гибкости графика работы.


Для соблюдения трудовой производственной дисциплины используется
административная мотивация в виде наложения взысканий, предупреждений,
выговоров, строгих выговоров, увольнения с работы. Выговора выносятся на
основании служебных записок руководителей. Гостиничное предприятие
«Дружба» не практикует наложение на сотрудников штрафных санкций. Также в рамках административной мотивации присутствует повышение квалификации сотрудников предприятия, их обучение, которое производится за счёт гостиничного предприятия.

Мотивация сотрудников гостиницы «Дружба» в большей мере делает
акцент на работников таких структурных подразделений как служба обслуживания номерного фонда — это горничные, и служба бронирования, то есть администраторы. Система поощрений для горничных в гостинице построена следующим образом. Сначала рассчитывается, какое количество номеров горничная убирает в день. Затем выявляется, какие типы уборки выполняли горничные (например, выездная, в течение проживания, для нового заезда и другие), и определяется степень сложности каждого вида уборок. Исходя из количества убранных номеров, сложности и затраченного времени, горничной начисляются баллы, каждому баллу определяется денежная стоимость, которая начисляется к заработной плате. Также оплачивается ещё и переработка горничных, исходя из количества убранных комнат сверх нормы. Такие материальные стимулирования способствуют более качественной и быстрой уборке номеров, а, следовательно, стремлению к максимальному удовлетворению гостей, что является основной миссией любого предприятия гостиничной индустрии.

В гостинице «Дружба» служба бронирования и служба приёма и размещения представлены администраторами. Администраторам начисляются
премиальные в случае, если они совершили продажу номера категории «Люкс». Это обусловливается тем, что номера данной категории в гостинице «Дружба» являются самыми дорогими по стоимости, и для того, чтобы у администраторов был стимул предлагать гостям именно эти номера, их мотивируют денежными выплатами.

Помимо материальных поощрений в гостинице «Дружба» также применяются нематериальные стимулы. Для этого создана специальная стена
почёта, где вывешиваются фото лучших работников года. Также объявляются похвала и благодарность на собраниях и планёрках трудового коллектива
гостиницы «Дружба».

Для оценки системы мотивации сотрудникам было предложено выбрать, что на их взгляд устраивает в действующей системе мотивации гостиницы «Дружба», оценить работу руководства и высказать своё мнение относительно того, что может мотивировать их на работу. Результаты анкетирования представлены в Приложении 1.


Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы.
Более половины опрошенных, а именно 75%, считают, что стиль руководства
влияет на их работу. 16,7% Опрошенных не знают, влияет ли стиль
руководства на их работу. Всего лишь 8,3% считают, что стиль руководства
гостиничного предприятия «Дружба» никак не влияет на их работу. Результаты данного критерия представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 — Влияние стиля руководства на работу сотрудника, %

Анализ удовлетворённости стилем руководства показал, что 16,7 %
респондентов довольны стилем руководства, 5,5 % респондентов — скорее
довольны, 27,8 % опрошенных ответили «ни то, ни другое», 41,6 % оказались
скорее недовольны, чем довольны и 8, 3 % — недовольны существующим
стилем руководства гостиницы «Дружба», что показано на рисунке 11. Исходя из этого, можно предположить, что мотивация на гостиничном предприятии «Дружба» является не совсем продуктивной.

Весь объём опрошенных сотрудников, то есть 100 %, считает; что
мотивация влияет на их работу, следовательно, для более продуктивной
деятельности персонала необходима эффективная мотивация.

Рисунок 11 — Удовлетворённость стилем руководства, %

Что касается достаточности мотивации руководства, то 22,2 % респондентов считают, что мотивация для них достаточна 36,1 % не могут ответить на данный вопрос и 41,6 % решили, что мотивация является недостаточной для них. Это изображено на рисунке 12.

Рисунок 12 — Достаточность мотивации руководства, %

Анализ следующего критерия показал, что 8,3 % респондентов ответили,
что их личное мнение всегда учитывается руководством гостиницы, 30,5 %
считают, что их мнение учитывается иногда, изредка — так считает 47,2 %
респондентов и 13,8 % считают, что их мнение не учитывают никогда. Данный анализ изображён на рисунке 13.

Рисунок 13 — Учёт мнения сотрудника руководством, %

Следующий критерий (степень удовлетворённости системой мотивации)
был оценен следующим образом: ни один из респондентов не присвоил
мотивации 0, единицу присвоили 2,7 % опрошенных сотрудников, 41,6 %
оценили мотивацию в гостинице на 2 балла 47,2 % респондентов оценили
систему мотивации гостиницы на 3 балла 8,3 % сотрудников дали оценку «4», и никто не оценил систему мотивации на 5 баллов, что видно из рисунка 14.


Рисунок 14 — Степень удовлетворённости системой мотивации, %

69,4% респондентов считают, что оценка за их работу является недостаточной, 30,5% полагают, что оценка выполненной работы со стороны руководства носит достаточной характер. Данный критерий подробно изображён на рисунке 15.

Рисунок 15 — Достаточность оценки за работу, %

Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что система мотивации на гостиничном предприятии «Дружба» является недостаточно эффективной, так как большинство сотрудников недовольны такими важными аспектами мотивации, как стиль руководства, учёт личного мнения сотрудников, считают за свою работу оценку от руководства недостаточной, считают существующую систему мотивации недостаточной, следовательно, целесообразно будет предложить рекомендации по её улучшению.

2.3. Рекомендации, направленные на совершенствование мотивации персонала

Исходя из выявленных проблем в системе мотивации сотрудников на гостиничном предприятии «Дружба» предлагаются следующие рекомендации.

Имеющиеся на гостиничном предприятии денежные формы стимулирования, которые относятся к экономическим методам системы мотивации персонала, используются меньше всего и требуют совершенствования, а также исходя из недовольства респондентов системой мотивации, выясненного в результате интерпретации анкетного опроса «Мотивация работников», можно предложить формулу для расчёта заработной платы сотрудников:

ЗП = Б + (П1 + П2) * К1 * К2 (1)

где Б — базовый оклад, как постоянная составляющая зарплаты сотрудника, размер которой устанавливается штатным расписанием гостиницы;

П1 — персональная надбавка, устанавливается каждому сотруднику его
непосредственным руководителем в рамках утверждённого общего фонда подразделения на персональные надбавки сотрудникам подразделения;

П2 — денежное вознаграждение сотрудникам за точность и своевременность выполнения работы согласно должностной инструкции сотрудника за определённый период времени (премии по результатам работы за год, квартал, месяц, участие в прибыли и другое);