Файл: Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ( Приобретение и прекращение правового статуса индивидуального предпринимателя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закрытые для индивидуального предпринимателя виды деятельности. Осуществлением закрытых видов деятельности индивидуальный предприниматель заниматься не может. Как правило, к таким видам деятельности относятся разработка, производство и продажа продукции военного и двойного назначения, оборот наркотических средств, ядов и т.д.

Виды деятельности, требующие разрешения и согласования. Для осуществления этих видов деятельности лицензия не предусмотрена, но требуется разрешение или согласование с органами надзора (Санитарно-эпидемиологическая служба, МЧС и т. д.). Яркий пример такого вида деятельности – розничная торговля.

Таким образом, под понятием «индивидуальный предприниматель» понимается физическое лицо (гражданин), осуществляющее личное ведение дела от своего имени на свой счет и свой риск, самостоятельно принимающее решения о развитии своего хозяйства и методах, используемых им в производственных процессах, главная цель которого заключается в систематическом получении прибыли.

Итак, в настоящее время в соответствии с гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ) выделяют три признака предпринимательской деятельности: осуществление деятельности с целью получения прибыли, систематичность осуществления данной деятельности, а также осуществление ее на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность.

Глава II. Приобретение и прекращение правового статуса индивидуального предпринимателя

2.1. Государственная регистрация физического лица в качестве

индивидуального предпринимателя

Особенностью предпринимательской деятельности является государственная регистрация – фактическое получение предпринимателем правового статуса. В настоящее время федеральное законодательство о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Федерального закона РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[27] (далее – Закон №129-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ. Отметим, что субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией, которые перечислены в ст. 1 указанного Закона № 129-ФЗ.


В соответствии со ст. 1 Закона №129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и ИП – акты уполномоченного федерального органа исполни-тельной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса ИП, прекращении физическими лицами деятельности в качестве ИП, иных сведений о юридических лицах и об ИП в соответствии с Законом №129-ФЗ.

Государственная регистрация физического лица в качестве ИП осуществляется в срок не более, чем три рабочих дня со дня представления в регистрирующий орган документов, предусмотренных п. 3 ст. 22.1 Закона №129-ФЗ и осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

Из ст. 2 Закона № 129-ФЗ и Положения о Федеральной налоговой службе,

утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об ут-

верждении Положения о Федеральной налоговой службе»[28] вытекает, что сегодня функции по государственной регистрации ИП осуществляет ФНС России.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация иностранного гражданина в качестве ИП осуществляется в налоговой инспекции по месту жительства.

Особенностью осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности выступает обязательное требование об уплате государственной пошлины. Величина регистрационного сбора за государственную регистрацию физического лица в качестве ИП устанавливается п. 6 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб. Оплата государственной пошлины осуществляется через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные такими полномочиями.

Непосредственно о государственной регистрации ИП говорится в ст. ст. 22.1-22.3, входящих в гл. VII Закона №129-ФЗ. В основном здесь сосредото-чены нормы юридико-технического характера (нормы о том, какие документы должны представляться в регистрирующий орган при государственной регистрации физического лица в качестве ИП; нормы, определяющие порядок внесения изменений в сведения об ИП, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРП), и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП).

Этапом уже регистрационного периода является направление перечня документов в ФНС РФ, перечень которых определен в ст. 22.1Закона №129-ФЗ:

1. квитанция об оплате регистрационного сбора;


2. заявление о государственной регистрации;

3. копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве ИП (например, паспорт, загранпаспорт);

4. копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

5. копия документа, признаваемого в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве ИП;

6. копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве ИП;

7. копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве ИП, временно или постоянно проживать в России;

8. подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве ИП, в РФ;

9. нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве ИП;

10. справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования;

11. решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о допуске к предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Процесс оказания государственной услуги по государственной регистрации указанных лиц включает в себя следующие административные процедуры:

– прием и регистрация представленных в инспекцию документов;

– формирование и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги;

– рассмотрение представленных в инспекцию документов и принятие решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государст-венной регистрации;

– подготовка и оформление документов, являющихся результатом предо-ставления государственной услуги;

– выдача (направление) документов, являющихся результатом предостав-ления государственной услуги.

В контексте правоприменительной практики и в соответствии с действующим законодательством в РФ для облегчения процедуры регистрации юридических лиц и ИП был введен в оборот единый информационный ресурс – Единый государственный реестр юридических лиц,[29] который вобрал в себя информацию о государственной регистрации юридических лиц, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств. Данный реестр преследует различные цели, в качестве основных из которых следует назвать получение общей информации о государственной регистрации вышеуказанных субъектов посредством сети Интернет; получение официальной выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/ИП в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.


В соответствии с положениями п. 2 ст. 11 Закона № 129-ФЗ гражданин считается зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя с даты внесения соответствующей записи в ЕГРИП.[30]

В соответствии с п. 1 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ[31] осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

В соответствии с п. 2. ст. 14.1 указанного закона осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Поскольку ИП является гражданином, то это положение закона полностью к нему относится. Так что, по своим предпринимательским долгам он будет отвечать всем своим имуществом, кроме того имущества, на которое не может быть обращено взыскание – сейчас перечень этого имущества определяется ст. 446 ГПК РФ.[32]

С целью решения вопросов, связанных с созданием и государственной регистрацией юридических лиц и ИП, необходимым представляется глобальный перевод процедуры регистрации в электронную форму, поскольку в рамках действующего законодательства, согласно Закону №129-ФЗ, государственная регистрация осуществляется в срок до трех рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При существующем темпе современной жизни электронная регистрация позволила бы свести время регистрации к минимуму.

Также в рамках действия Закона №129-ФЗ, в частности, ч. 3 ст. 8. гл. 3, гласящей, что «государственная регистрация ИП осуществляется по месту его жительства», представляется верным возможное внесение правок, позволяющих проводить государственную регистрацию не по месту жителя ИП, а по месту, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность.


2.2. Государственная регистрация прекращения физическим лицом

деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Случаи прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП предпринимателя можно условно подразделить на:

1. Добровольные – принятие самим предпринимателем решения о прекра-щении данной деятельности (п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ).

2. Принудительные – судебное решение о признании предпринимателя не

состоятельным (банкротом) (п. 3 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ);

3. Прекращение деятельности в принудительном порядке по решению су-

да (п. 4 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ):

– вступление в силу судебного приговора, запрещающего заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок (п. 5 ст. 22.3 Закона

№ 129-ФЗ);

– аннулирование или окончание срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в РФ (п. 6 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ).

4. Смерть индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ). Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Согласно ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ, добровольное прекращение осуществляется согласно принятого решения о прекращении деятельности на основании представляемых в регистрирующий орган документов.

К таким документам, в частности, относятся:

– заявление, подписанное ИП установленной формы о прекращении деятельности;

– документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, которая в соответствии с п. 7 ст. 333.33 Закона №129-ФЗ составляет 20% размера государственной пошлины, установленного при государственной регистрации физического лица в качестве ИП;

– документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионный фонд РФ (далее – ПФР) сведений о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже. В со­ответствии с подп. 1- 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицирован­ном) учете в системе обязательного пенсион­ного страхования»[33] и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и го­сударственной поддержке формирования пенсионных накоплений».[34]