Файл: Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ( Приобретение и прекращение правового статуса индивидуального предпринимателя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае если указанный документ не представлен самим заявителем, то он (содержащиеся в нем све­дения) предоставляется по межведомствен­ному запросу налоговиков соответствующим территориальным органом ПФР в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

Данное обстоятельство подчеркивает и судебная практика, например, Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.11.2016 № Ф06-15048/2016 по делу № А72-7840/2016[35] было признано незаконным бездействия регистрирующего органа, выразившегося в неисключении из ЕГРИП регистрационной записи о предпринимателе; об обязании исключить из ЕГРИП запись о предпринимателе. В судебной практике имеются и отрицательные решения в рассматриваемом вопросе, так, например, по обстоятельствам дела истец обратился в Арбитражный суд Архангельской области и ссылался на то, что регистрирующий орган имел возможность самостоятельно истребовать в Пенсионном фонде необходимые сведения, но не совершил этих действий. Но в данном деле суд признан доводы истца несостоятельными в виду того обстоятельства, что предприниматель обратился в налоговой орган с заявлением о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности 12.05.2009. В данной период Закон №129-ФЗ ФЗ действовал в редакции ФЗ от 30.04.2008 № 55-ФЗ, который не предполагал межведомственное информационное взаимодействие регистрирующего органа с иными органами.[36]

Важно отметить, что согласно позиции Конституционного суда РФ, положение ст. 22.3 Закона №129-ФЗ, направлено на надлежащее документальное оформление волеизъявления физического лица на прекращение им деятельности в качестве ИП,[37] тем самым орган конституционного контроля подтвердил, что положения ст. 223.3 не нарушают права гражданина, гарантированные ст.35 Конституции РФ, несмотря на то, что предусматривает сохранение за гражданином статуса ИП исключительно по причине задолженности по платежам в ПФР.

Более того, указанный перечень документов носит исчерпывающий характер и при их непредставлении уполномоченный орган отказывает в государственной регистрации прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности. Таким образом, статус ИП будет сохраняться до тех пор, пока предприниматель не представит в территориальный орган ПФР сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже.

Государственная регистрация при прекращении деятельности физическим лицом в качестве ИП, в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его банкротом, поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанной копии решения суда заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.


Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в принудительном порядке по решению суда осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, копии решения суда о прекращении деятельности данного лица в качестве ИП в принудительном порядке.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом дея-

тельности в качестве ИП в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предприни-мательской деятельностью на определенный срок осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа. Осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правитель-ством РФ порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

При этом представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 9 Закона № 129-ФЗ, т. е. лично, по почте или через многофункциональный центр в электронном виде.

–при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 Закона № 129-ФЗ, а именно в течение 5 рабочих дней со дня представления документов в налоговую инспекцию.

Согласно п. 9 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве ИП утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП. Процедуру регистрации прекращения деятельности ИП осуществляет тот же регистрирующий орган ФНС, который регистрирует создание ИП.

Таким образом, можно сделать вывод о том, законодатель детально урегулировал порядок государственной регистрации физического лица в качестве ИП и порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП. Наличие государственной регистрации позволяет гражданам правомерно обрести статус индивидуального предпринимателя, а государственным органам вести учет, следить и контролировать их деятельность без каких-либо проблем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индивидуальному предпринимательству отводится особое место в экономической системе любой страны, поскольку оно является одним из наиболее высокоэффективных инструментов, способствующих продвижению экономики: решая проблему трудовой занятости населения, индивидуальное предпринимательство способствует, в том числе, устойчивому развитию как отдельного региона, так и государства в целом.

Индивидуальное предпринимательство, хотя и имеет в нашей стране небольшую историю, но уже прошло значительное развитие и все больше признается как созидательная сила экономики. Развитие законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности граждан можно разделить на три этапа. Первый этап, заключается в появлении в Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11.1986г. понятия «индивидуальной трудовой деятельности», которая осуществлялась гражданами на основе государственной регистрации, путем осуществления личной трудовой деятельности. Второй этап относится к закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. № 445-I , который ввел понятие «предпринимательская деятельность граждан», и установил личную имущественную ответственность индивидуального предпринимателя. Третий этап (современный) связан с принятием Конституции РФ, а также первой части ГК РФ, который определил, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).

Субъектами предпринимательства могут быть только лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права: правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности); гражданской дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их); иметь имя (фамилия, собственно имя, а так-же отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая); иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).

Предпринимательской признается систематическая деятельность с целью извлечения прибыли, на свой страх и риск, т.е. под собственную имущественную ответственность лицом зарегистрированным в качестве предпринимателя.


Индивидуальному предпринимательству соответствуют свои особен-ности, черты, определяющие его характер: принцип самостоятельности, независимости принятия решений участниками хозяйственных отношений. В основе этого принципа находятся цели предпринимателя, он самостоятельно определяет форму и структуру хозяйственной деятельности с учетом экономической выгоды. Также предприниматель несет полную имущественную ответственность по всем своим обязанностям (ст. 24 ГК РФ) и за свою деятельность перед обществом. Соблюдение этого принципа ставит предпринимателя в довольно жесткие рамки, нарушение которых запрещено законом.

Проанализировав проблемы, связанные с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей и возможные пути их решения, можно сделать следующий вывод: в рамках действующего законодательства, направленного на регламентацию вопросов, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, на сегодняшний день разработаны достаточно эффективные механизмы и инструменты, способствующие совершенствованию данной процедуры, но, тем не менее, в вопросах правоприменительной практике еще существуют пробелы, которые следует устранять на законодательном уровне.

Список используемой литературы

I Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ред. от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 15. – ст. 1691.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ) // СЗ РФ. – 18.11.2002. – №46. – ст. 4535.
  3. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г. № 499-ФЗ) // СЗ РФ. – 07.01.2002. – № 1 (Часть I). – ст. 1.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г. № 502-ФЗ) // СЗ РФ. – 07.01.2002. – № 1 (Часть I). – ст. 3.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 5 августа 2000 № 117-ФЗ. Часть вторая (ред. от 29 декабря 2017 г. № 466-ФЗ) // СЗ РФ. – 07.08.2000. – № 32. – ст. 3340.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Часть первая (в ред. ФЗ от 29.12.2017 г. № 466-ФЗ) // СЗ РФ. – 03.08.1998. – № 31. – ст. 3824.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29 декабря 2017 г. № 459-ФЗ) // СЗ РФ. – 05.12.1994. – № 32. – ст. 3301.
  8. О лицензировании отдельных видов деятельности : Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ) // СЗ РФ. – 09.05.2011. – № 19. – ст. 2716.
  9. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г. № 443-ФЗ ) // СЗ РФ. – 29.12.2008. – № 52 (Часть I). – ст. 6249.
  10. О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений : Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ (ред. от 4 ноября 2014 г. № 345-ФЗ) // СЗ РФ. – 05.05.2008. – № 18. – ст. 1943.
  11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г. № 505-ФЗ) // СЗ РФ. – 30.07.2007. – № 31. – ст. 4006.
  12. О муниципальной службе в Российской Федерации : Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ) // СЗ РФ. – 05.03.2007. – № 10. – ст. 1152.
  13. О несостоятельности (банкротстве) : федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 декабря 2017 г. № 470-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 43. – ст. 4190.
  14. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г. № 481-ФЗ) // СЗ РФ. – 13.08.2001(Часть I). – № 33. – ст. 3431.
  15. О внесении изменений и дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде

Российской Федерации : Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 69-ФЗ // СЗ РФ. – 11.05.1998. – № 19. – ст. 2065 (утратил силу).

  1. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования : Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г. № 471-ФЗ) // СЗ РФ. – 01.04.1996. – № 14. – ст. 1401.
  2. О защите прав потребителей : Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (ред. от 01.05.2017 г. № 88-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 09.04.1992 г. – №15. – ст. 766.
  3. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе : Постанов-ление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 // СЗ РФ. – 04.10.2004. – № 40. – ст. 3961.
  4. О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предприни-мательской : Закон РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 20.02.1992 г. – №8. – ст. 360 (утратил силу).
  5. О предприятиях и предпринимательской деятельности : Закон РСФСР от

25 декабря 1990 г. № 445-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 27.12.1990 г. – №30. – ст. 418 (утратил силу).

  1. О собственности в РСФСР : Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 27.12.1990 г. – №30. – ст. 416 (утратил силу).
  2. Об индивидуальной трудовой деятельности : Закон СССР от 19.11. 1986г. [Электронный ресурс] // URL: [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/9024308 (утратил силу).
  3. Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) от 09.12.1971г. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1971 г. – №50. – ст. 1007 (утратил силу).

II Специальная литература

  1. Авдеев, В. В. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей / В. В. Авдеев // Бухгалтер и закон. – 2013. – №2 (164). – С. 12-24.
  2. Албегов, Р. З. Особенности создания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – субъектов малого и среднего предпринимательства / Р. З. Албегов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. – 2012.

– №3. – С. 93-98.

  1. Бутузова, А. С. Индивидуальное предпринимательство в России: плюсы и минусы / А. С. Бутузова, Е. В. Афанасьева // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань,2015 г.). –

Казань: Бук, 2015. – С. 69-71.

  1. Вайпан, В. А. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства : учебное пособие / В. А. Вайпан. – М.: Юстицинформ, 2017. – 192 с.
  2. Васильев, А. М. Правовое регулирование индивидуального предпринимательства / А. М. Васильев // Общество и право. – 2014. – №2 (34). – С.76-81.
  3. Дмитренко, А. Г. Проблемы, связанные с регистрацией индивидуального предпринимателя и пути их решения / А. Г. Дмитриенко // Молодой ученый. – 2017. – №14. – С. 509-512.
  4. Ермолова, О. Н. Цели и функции правового регулирования как основа