Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Анализ развития персонала в ООО «Восход»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организации аптечного бизнеса характеризуются тем, что большую часть их персонала составляют женщины. ООО «Восход» - не исключение. Так, 93% работников аптеки «Вита центральная» составляют женщины. Это диктует необходимость особенного подхода кадровой политике организации.

Такие характеристики, как образование, квалификация и стаж работы в значительной степени предопределяют уровень профессионализма специалистов аптек, а, следовательно, непосредственно влияют на эффективность выполнения возложенных на них основных и дополнительных обязанностей. Согласно данным, приведенным в таблице 2.9, аптека «Вита центральная» располагает персоналом достаточно высокой квалификации. Доля работников с высшим образованием составляет 58%. Что же касается специальности, то 46% персонала имеют специальность фармацевта, 38% - провизора, 8% - экономиста и 8% - менеджера. Отметим, что специальность экономиста и менеджера имеют главный бухгалтер и директор соответственно (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Структура персонала ООО «Восход» по специальности, в
процентах

Анализируя возрастной состава персонала аптеки, можно отметить, что большая часть сотрудников (43%) находится в возрасте от 30 до 40 лет. Это говорит о высокой квалификации и большом опыте работы данных сотрудников (Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Структура персонала ООО «Восход» по возрастному
критерию, в процентах

Что же касается стажа работы, то большая часть персонала (64%) имеют стаж по специальности более 5 лет. Из них 67% имеют стаж до 10 лет, а 22% - от 11 до 20 лет. Это говорит о том, что организация располагает достаточно опытным персоналом.

Определение уровня кадрового потенциала ООО «Восход» проведем в соответствии со следующим алгоритмом:

  • первый этап - выбор параметров оценки кадрового потенциала и определение их значимости;
  • второй этап - анализ персонала предприятия исходя из пяти групп биографических показателей;
  • третий этап расчет - единичных параметрических индексов и взвешенных единичных индексов по выбранным параметрам;
  • четвертый этап - расчет группового показателя кадрового потенциала по данным характеристикам.

Весомость биографических характеристик и относительная значимость показателей, выделенных в разрезе данных групп, определялась экспертным методом путем анкетирования экспертов, которым было предложено по 5­балльной шкале присвоить каждой группе биографических данных соответствующую весомость, а также оценить относительную значимость показателей, выделенных в разрезе каждой группы.


Таблица 2.2 - Единичные параметрические и взвешенные индексы кадрового потенциала организаций аптечного бизнеса по биографическим характеристикам

Критерий

Группы

Весомость аi

Значимость bj

bj max

qj

qj вз

1

Пол

Мужской

0,065

42,7

57,3

0,7452

0,0484

Женский

57,3

1,0000

0,0650

2

Возраст

До 30

0,112

22,2

30,6

0,7255

0,0813

30-40

30,6

1,0000

0,1120

41-50

26,6

0,8693

0,0974

Старше 50

20,6

0,6732

0,0754

3

Образование

Два высших

0,341

36,2

37,1

0,8693

0,0974

Высшее

37,1

1,0000

0,3410

Среднее специальное

17,2

0,4636

0,1581

Без образования

9,5

0,2561

0,0873

4

Специальность

Фармацевт

0,273

18,4

34,3

0,5364

0,1464

Провизор

34,3

1,0000

0,2730

Маркетолог

26,9

0,7843

0,2141

Экономист/менеджер

20,4

0,5948

0,1624

5

Стаж работы по специальности

До 5 лет

0,209

16,5

30,7

0,5375

0,1123

5 - 10 лет

25,7

0,8371

0,1750

11 - 20 лет

30,7

1,0000

0,2090

Свыше 20 лет

27,1

0,8827

0,1845

На основании проведенного исследования было выявлено, что наиболее приоритетными считаются работники с высшим образованием, имеющие фармацевтическое образование, а также образование в сфере маркетинга и/или экономики и менеджмента в возрасте от 30 до 40 лет и стажем работы не менее 5 лет.


Таблица 2.3 - Групповые показатели кадрового потенциала ООО «Восход»

по биографическим характеристикам

Критерий

Группы

qj вз

Количество работников

pj

Кгр.биогр

1

Пол

Мужской

0,0484

1

0,071

0,003

Женский

0,0650

13

0,929

0,06

2

Возраст

До 30

0,0813

5

0,313

0,025

30-40

0,1120

6

0,375

0,042

41-50

0,0974

2

0,125

0,012

Старше 50

0,0754

1

0,071

0,005

3

Образование

Два высших

0,0974

1

0,071

0,007

Высшее

0,3410

7

0,438

0,149

Среднее специальное

0,1581

6

0,375

0,059

4

Специальность

Фармацевт

0,1464

6

0,462

0,068

Провизор

0,2730

5

0,385

0,105

Маркетолог

0,2141

-

-

-

Экономист/менеджер

0,1624

2

0,154

0,025

5

Стаж работы по специальности

До 5 лет

0,1123

5

0,313

0,035

5 - 10 лет

0,1750

6

0,375

0,066

11 - 20 лет

0,2090

2

0,125

0,026

Свыше 20 лет

0,1845

1

0,071

0,013

ИТОГО

14

0,7


Оценка полученных данных проводилась с учетом следующей шкалы:

  • низкий уровень - до 0,5;
  • уровень ниже среднего - от 0,5 до 0,6;
  • уровень выше среднего - от 0,7 до 0,8;
  • высокий уровень кадрового потенциала - более 0,8.

Таким образом, анализ данных, приведенных в таблице 2.11, свидетельствует о том, что кадровый потенциал ООО «Восход», который формируется исходя из половозрастных критериев, уровня образования, специальности и стажа работы сотрудников, находится на уровне выше среднего, о чем говорит групповой показатель кадрового потенциала, который равен 0,7. Это свидетельствует о том, что предприятие имеет достаточные кадровые ресурсы для дальнейшего развития.

Учитывая тот факт, что ООО «Восход» - коммерческая организация, основной целью которой является увеличение объемов продаж и максимизация прибыли при максимальной социальной направленности. При этом, особенность аптечных продаж заключается в синергетическом взаимодействии социальной составляющей (предоставление услуги) с одной стороны и коммерческой составляющей (продажа товара) с другой стороны. Важно отметить, что величина аптечной продажи напрямую зависит от компетенций специалиста аптеки. Компетенции, необходимые для выполнения продаж в аптеки представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Компетенции, необходимые для выполнения функциипродажи в аптеке

Компетенции

Аптечная продажа

Предоставление услуги

Продажа товара

Умение выявить потребность клиента

Знание ассортимента

Способность оказать

профессиональную фармацевтическую консультацию

Знание свойств товара

Коммуникативные способности и навыки

Коммерческие навыки и мышление

Ориентация на клиента

Владение методами прямых продаж

Способность удовлетворить потребности клиента

Умение реализовывать

дополнительные и комплексные продажи

Из таблицы 2.4 видно, что среди ключевых компетенций специалистов аптеки - ориентация на клиента и умение выявить его потребности, знание ассортимента и свойств товара, коммерческие навыки, а также владение методами прямых продаж. На рисунке 2.12 представлен ответ специалистов аптеки на вопрос о знании элементов коммерции.

Рисунок 2.2 - Знания специалистов аптеки «Вита центральная» элементов коммерции


Из рисунка видно, что лишь четверть специалистов аптеки имеют представление и знания элементов коммерции.

На рисунке 2.3 наглядно отражен ответ специалистов аптеки «Вита центральная» на вопрос о владении техникой активных продаж.

Рисунок 2.3 - Владение специалистов аптеки «Вита центральная» знаниями и техникой активных продаж

Из рисунка 2.3 видно, что лишь 10% специалистов аптеки имеют знания в сфере активных продаж и владеют техникой их осуществления.

По оценкам экспертов одним из ключевых инструментов увеличения продаж и прибыли аптеки являются дополнительные продажи. Используя метод тайного покупателя, было выявлено, что в аптеке «Вита центральная» лишь в 9,8% случаях специалисты предлагают дополнительные к основной покупке товары (Таблица 2.5). Исследование показало, что это связано с отсутствием коммерческого мышления у сотрудников и знаний в области маркетинга.

Таблица 2.5 - Результаты оценки специалистов аптеки «Вита центральная» ориентации на покупателя и умения реализовывать дополнительные продажи

Критерии

Ответ респондента(в процентах)

да

нет

Инициирует коммуникативный процесс

89

11

Проясняет потребности клиента

81

19

Прилагает усилия и активно слушает клиента

74

36

Предлагает на выбор клиенту альтернативные способы решения его проблем

74

36

Проясняет скрытые потребности клиента

8

92

Предлагает консультации по решению скрытых проблем, например, сохранению здоровья членов семьи

10,8

89,2

Предлагает дополнительные к основной покупке товары

9,8

90,2

Становится личным консультантом клиента по вопросам фармации и пользуется его полным доверием

2

98

Из таблицы 2.5 видно, что в 89% случаев специалисты аптеки инициируют коммуникативный процесс, в 81% случаев проясняют потребность клиента, в 74% случаев прилагают усилия активного слушания клиента и предлагают ему на выбор альтернативные способы решения его проблем. Что же касается прояснения скрытых потребностей клиента и предоставления консультаций по их решению, то положительный ответ дан лишь в 8% и 9,8% случаев соответственно. Это связано с отсутствием у специалистов аптеки компетенций в сфере коммуникаций, маркетинга и прямых активных продаж.